Герой Советского Союза
Транспорт: Лётчики ГВФ
Янченко Вячеслав Михайлович

Янченко Вячеслав Михайлович

19.03.1938 -

Герой Советского Союза

Даты указов

06.06.1973

Медаль № 10736

Орден Ленина № 421513

Янченко Вячеслав Михайлович – командир экипажа воздушного судна Ту-104 Северо-Западного управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР, город Ленинград.

Родился 19 марта 1938 года в столице Башкирской АССР (ныне – Республика Башкортостан) городе Уфа в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1959 года. Окончил Уфимский геологоразведочный техникум, одновременно занимаясь в Уфимском аэроклубе ДОСААФ.

В Советской Армии с 1956 года. В 1960 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков, но в связи с сокращением Вооружённых Сил был уволен в запас и поступил на работу в Аэрофлот.

В качестве авиационного техника обслуживал самолёты Ленинградского аэропорта, затем, пройдя переобучение на пилота гражданской авиации, в течение пяти лет летал за штурвалом Ан-2 на местных авиалиниях аэропорта города Архангельска. По возвращении в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург) стал вторым пилотом самолёта Ил-14, с 1968 года – командиром этого воздушного судна, а с 1971 года – Ту-104.

23 апреля 1973 года командир корабля Ту-104 В. М. Янченко, имея на борту воздушного судна 51 пассажира, совершал плановый рейс по маршруту Ленинград – Москва. Через 20 минут после взлёта, после набора высоты 8000 метров, возникла нештатная ситуация: находившийся на борту преступник, угрожая взрывом, потребовал лететь в Швецию...

Так как в то время никаких инструкций по действиям в подобных ситуациях не существовало, В. М. Янченко, оценив обстановку, принял единственно правильное решение – возвращаться обратно, в аэропорт Пулково. Однако снижаться надо было так, чтобы не привлечь внимание террориста. И хорошая погода в тот день выдалась некстати – за облаками городу не скрыться, видно весь Ленинград, Неву. Пока опытный лётчик искусно выполнял снижение, со смертником вел переговоры бортмеханик Викентий Грязнов.

Снизившись до 3000 метров, командир, хоть это и не предусмотрено инструкциями, выровнял давление в кабине самолёта и за бортом, чтобы в случае взрыва не произошло разгерметизации самолёта. Чтобы не привлечь внимание террориста к посадке раньше времени, В. М. Янченко принял решение выпустить шасси не на высоте 600–900 метров, в 25 километрах от взлётно-посадочной полосы, а непосредственно перед приземлением, на 150 метрах. В этот момент опомнившийся террорист и привёл в действие взрывное устройство. В результате направленного взрыва была вырвана передняя дверь самолёта вместе с частью фюзеляжа… К счастью, самолёт был неполностью занят пассажирами, которые к тому же сидели преимущественно в хвостовой части салона, так что никто из них не пострадал в этот момент. Однако для бортмеханика взрыв стал смертельным... Несмотря на экстремальную ситуацию и возникшее повреждение систем управления, сохраняя самообладание и благодаря своему высокому профессионализму пилота, В. М. Янченко совместно со вторым пилотом сумел посадить лайнер, сохранив тем самым жизнь всех пассажиров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 6 июня 1973 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении служебного долга, Янченко Вячеславу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

За проявленные мужество и отвагу были награждены все члены экипажа. Второй пилот Владимир Михайлович Кривулин и штурман Николай Фёдорович Широков – орденами Красного Знамени, стюардессы Лидия Ерёмина и Марина Хохрева – орденами Красной Звезды. Бортмеханику самолёта Викентию Григорьевичу Грязнову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

С 1975 года В.М. Янченко – командир корабля Ту-154, заместитель командира авиационной эскадрильи, старший пилот-инструктор Северо-Западного управления Гражданской авиации, подготовил большое количество командиров экипажей. За годы лётной работы в авиапредприятии «Пулково» выполнял рейсы из Ленинграда в различные города Советского Союза и зарубежных стран. С 1997 года работал инженером по безопасности движения службы спецтранспорта.

Выйдя на пенсию, он по-прежнему остается активным и ведёт большую общественную работу: член президиума Совета героев Санкт-Петербурга, председатель Совета музея гражданской авиации, часто встречается со школьниками и студентами.

Избирался депутатом Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся 3 созывов, делегатом XXV съезда КПСС (1976). Живёт в Санкт-Петербурге.

Майор запаса.

Награждён орденом Ленина (06.06.1973), медалями.


 

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Публикации в сети Интернет