Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Скрябин Виктор Иванович

Скрябин Виктор Иванович

08.01.1917 - 12.04.1943

Герой Советского Союза

Даты указов

01.05.1943

 Скрябин Виктор Иванович - заместитель командира эскадрильи 40-го гвардейского истребительного авиационного полка (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт),  гвардии старший лейтенант.

Родился 8 января 1917 года в городе Дятьково ныне Брянской области в семье рабочего. Русский. В 1920 году семья переехала в поселок Цементный (ныне город Фокино Брянской области). Отец работал на цементном заводе. После смерти отца в 1927 году от тяжелой болезни мать одна воспитывала трех сыновей. Окончил 7 классов Цементовской школы. В 1932 году поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Брянском цементном заводе. После окончания в 1934 году с отличием этой школы получил аттестат слесаря-ремонтника 5-го разряда. Работал в локомотивном депо Цементного завода. Через некоторое время окончил курсы машинистов, работал машинистом паровоза в этом депо. Осенью 1936 года перешел на работу машинистом паровоза на Орджоникидзеградский паровозостроительный завод «Красный Профинтерн», параллельно обучался в Бежицком аэроклубе. Призван в армию в январе 1938 года. В том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в звании младшего лейтенанта. Служил в Ленинградском военном округе в 25-м истребительном авиационном полку, дислоцированном в городе Пушкин. Участник советско-финляндской войны 1939 – 1940 годов.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с  9 декабря 1941 года.
 
Воевал на Кавказском, Крымском, Закавказском, Северо-Кавказском фронтах. Летал на истребителях  И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5. 

К 1 марта 1943 года произвел 198 боевых вылетов на прикрытие своих войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на разведку, на штурмовку переднего края противника, на корректирование артиллерийского огня.  Провел 33 воздушных боя, в которых сбил 11 самолетов противника лично и 3 – в группе. 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за сбитые 11 самолетов противника лично и 3 в группе,  проявленные при этом отвагу и мужество  Скрябину Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Герою не довелось получить высокую награду. 12 апреля 1943 года он не вернулся из боевого вылета.

Награжден  орденами Ленина (1.05.1943), Красного Знамени (19.04.1942), Красной Звезды (3.10.1942).


Именем Героя названа улица в городе Фокино, там же установлен бюст В.И.Скрябина. В музее профессионального лицея № 13 в городе Фокино собраны материалы о жизни и подвигах Героя. На памятном знаке Героям Советского Союза - пушкинцам увековечено его имя.


 Во время советско-финляндской войны В.И.Скрябин участвовал в боевых действиях в 7-м истребительном авиационном  полку 59-й истребительной авиабригады, действовавшей в составе 7-й армии.  Летал на истребителе И-16. 7 марта 1940 года в районе Ванхатимпери сбил лично двухмоторный бомбардировщик противника Bristol MK-1 «Бленхейм». 

Во время Великой Отечественной войны командир звена лейтенант В.П.Скрябин начал свою боевую деятельность 9 декабря 1941 года на Кавказском (с 28 января 1942 года – Крымском) фронте  в 25-м истребительном авиаполку, который входил в состав 25-й, затем  135-й истребительных авиадивизий, ВВС 51-й отдельной армии, 47-й армии. Летал на истребителе МиГ-3. Участвовал в оборонительных боях на Крымском полуострове.

С  24 декабря 1941 по 25 февраля 1942 года совершил 31 вылета на штурмовку войск противника, прикрытие портов, аэродромов, войск, транспортов, сопровождение бомбардировщиков. Провел 5 воздушных боев, сбил 2 самолета противника лично и 1 – в группе.

В воздушном бою 16 января 1942 года в районе села Марфовка (ныне Ленинский район автономной Республики Крым, Керченский полуостров)  атаковал и сбил 1 бомбардировщик Ю-88.

25 февраля 1942  года при перехвате бомбардировщика Ю-88 преследовал его до города Феодосия.  В этот момент в бой вступило звено истребителей И-153; в общей атаке вражеский самолет был сбит, загорелся и упал на западной окраине Феодосии.

25 февраля 1942 года выполнял задание в составе звена. Над линией фронта летчики встретили группу до 15 Ю-87 с прикрытием 10 Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, атаковали его. Лейтенант В.И.Скрябин на пикировании сбил 1 Ме-109. Строй противника был нарушен, что не дало ему возможности произвести прицельное бомбометание.
Был награжден орденом Красного Знамени.

16.03.1942 года  звено лейтенанта В.И.Скрябина, выполняя вылет по прикрытию штурмовиков, вступило в воздушный бой с четырьмя  Ме-110 и двумя  Ме-109. Лейтенант Скрябин в лобовой атаке сбил 1 Ме-110, который горящим сел в районе Владиславовки (ныне Кировский район автономной Республики Крым).

25 апреля 1942 года В.И.Скрябин, получив специальное задание от командующего ВВС 47-й армии, предварительно произвел два разведывательных вылета на самолете МиГ-3. Изучив местность и обстановку, ночью на самолете У-2 произвел посадку на территории, занятой противником, отлично выполнил задание и благополучно вернулся на свой аэродром, за что получил ценный подарок от командования ВВС 47-й армии.
Был награжден орденом Красной Звезды.

После крупного поражения Крымского фронта в мае 1942 года и оставления советскими войсками Керченского полуострова Крымский фронт был расформирован, и успевшие эвакуироваться на Таманский полуостров войска были переданы Северо-Кавказскому фронту, который в сентябре 1942 года был преобразован в Черноморскую группу войск Закавказского фронта. В сентябре 1942 года 25-й истребительный авиаполк был выведен с тыл на переформирование.

С ноября 1942 до марта 1943 года В.И.Скрябин воевал на Закавказском, а затем на Северо-Кавказском фронте в составе 4-й воздушной армии в 131-м (с 8 февраля 1943 года – 40-м гвардейском)  истребительном авиационном полку 217-й истребительной авиационной дивизии. Летал на самолетах ЛаГГ-3 и Ла-5. Занимал должности командира звена, затем заместителя командира эскадрильи. 

Участвовал в Северо-Кавказской (1 января – 4 февраля 1943 года ) и Краснодарской (9 февраля – 16 марта 1943 года) наступательных операциях по освобождению северного Кавказа и Кубани.

В конце февраля 1943 года был переведён на должность заместителя командира эскадрильи и штурмана полка в 249-й истребительный авиационный полк 229-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии, вооружённый истребителями ЛаГГ-3. 

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Участвуя в боях с немецким фашизмом с декабря 1941 года на самолетах И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3 и Ла-5, произвел 198 боевых вылетов с налетом 183 часа. Провел 33 воздушных боя, 61 раз летал на разведку тылов и переднего края противника. из них 16 раз выявлял расположение врага дерзкой штурмовкой. Всегда доставлял точные ценные сведения о противнике командованию. 25 раз корректировал огонь артиллерии, которая наносила меткие удары по врагу. 43 раза сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков в ударной группе, из них во время сопровождения провел 13 воздушных боев с истребителями противника, в которых сбил 4 Ме-109Ф. Ни одного раза не допустил противника к прикрываемым штурмовикам и бомбардировщикам.

После первой и второй наград с октября 1942 года по 28 февраля 1943 года произвел 85 боевых вылетов, провел 15 воздушных боев, в которых сбил лично 6 самолетов противника и 2 в группе (3 Ме-109Ф и 3 Ю-52 лично;  1 ФВ-189 и 1 Ме-100 в группе).

Участвовал в 6 штурмовках, в которых уничтожил до 25 солдат, 3 автомашины с боеприпасами, расстрелял 1 паровоз под парами и зажег 1 вагон с боеприпасами.

В полк прибыл в ноябре 1942 года. За это время показал себя бесстрашным воином, советским воздушным асом.

1 декабря 1942 года, выполняя боевое задание по сопровождению штурмовиков, в паре на самолетах Ла-5 с командиром эскадрильи Китаевым вели воздушный бой с 12 Ме-109Ф. В результате боя истребители противника не были допущены к штурмовикам и к штурмовкам наших войск. Два советских летчика показали в этом бою высокое мастерство и героизм – сбили по одному Ме-109Ф, остальные были отогнаны.

27 февраля 1943 года, выполняя задание на прикрытие своих войск и разведку, в первом и втором вылетах сбил 2 Ю-52 с грузом боеприпасов.

28 февраля 1943 года, выполняя это же задание, сбил 1 Ю-52. Сбитие самолета подтверждено другими экипажами.

Всего к 1 марта сего года в воздушных боях с фашистами уничтожил лично 11 самолетов противника и в группе – 3 самолета*.

В плену и окружении не был, в полку налицо.

За проявленное мужество и героизм в боях с немецким фашизмом достоин присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 40 гвардейского истребительного авиационного полка гвардии  майор Токарев
4 марта 1943 года

Из документа 249 ИАП:

Приложение к форме № 9
12.04.1943 Аэродром Старо-Нижнестеблиевская

В период 8.40 – 9.33 полк имел задачу прикрывать наземные войска в районе: Украинский, Шептальский, Верхне-Ставропольский, колхоз им. Кирова, колхоз «Красный табаковод», Гладковский (сев.).
Возвращаясь с боевого задания, группа из 6 ЛаГГ-3 и 2 Ла-5 (ведущий – гвардии старший лейтенант В.И.Скрябин) в районе Оболонский, что в 10 км южнее Троицкая, встретила 2 Ме-109Ф. Гвардии старший лейтенант Скрябин и лейтенант Корнев вступили в бой.
Гвардии старший лейтенант Скрябин из-под удара двух Ме-109Ф ушел с переворотом и с последующим пикированием. В это время высота была 900 м. Из группы ЛаГГ-3 летчики видели, что гвардии старший лейтенант Скрябин вывел самолет из пикирования и повел его горизонтально на малой высоте. Судьба самолета и экипажа неизвестна

. .............................................................
* В документе ИАП "Сведения о сбитых самолетах противника летным составом 249 ИАП за весь период Отечественной войны по 9.04.1943 года" приводятся данные о том, что В.И.Скрябиным было сбито 11 самолетов лично и 4 - в группе. По-видимому, он сбил в группе еще 1 самолет, уже находясь в 249 ИАП (после подписания наградного листа).

Кроме приведенных источников, при подготовке биографии использована информация с сайтов «Советские асы», «Авиаторы второй мировой», газеты «Мурманский вестник» от 08.05.2015 (очерк «Не убит, не пропал без вести. Выжил?») и газеты ОАО "Мальцовский портландцемент" - "Брянский цементник" №4 (2082) от 25 апреля 2003 года и №5 (2083) от 27 июня 2003 года (очерк «Наши славные земляки» заведующего музеем ОАО «Мальцовский портландцемент» В.И.Хрипача).
Все фотографии, а также ряд документов и биографических сведений предоставлены внуком Героя капитаном атомного ледокола «Вайгач» Скрябиным Александром Витальевичем, которому составитель приносит благодарность.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»