Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Тихонов Павел Иванович

 
Тихонов Павел Иванович
12.07.1908 - 28.09.1946
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 4372
Орден Ленина № 19933

    Памятники
  Надгробный памятник


Тихонов Павел Иванович - командир авиационной эскадрильи 2-го гвардейского авиационного Смоленского полка дальнего действия (1-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия (АДД)), гвардии майор.

Родился 12 июля 1908 года в деревне Обшаровка ныне село Приволжского района Самарской области в семье крестьянина. Русский.

После окончания шести классов школы работал в крестьянском хозяйстве. В период с 1930 по 1936 год проходил службу в рядах Красной Армии. Окончил в Петергофе (ныне муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербург) авиационную школу младшего командного состава, а в 1934 году - Луганскую школу военных пилотов (Украина). Затем служил в бомбардировочной авиации Белорусского и Забайкальского военных округов.

В 1936 году демобилизовался. Работал в гражданской авиации в Уфе, Казани, Душанбе (ныне столица Таджикистана), а с января 1941 года - пилотом 3-го класса в 11-м гидроотряде в Иркутске. Летал на линии Иркутск - Якутск.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. К маю 1944 года совершил 224 боевых вылета по крупным целям врага, из них 210 - ночью.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Тихонову Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году демобилизован. Работал лётчиком-испытателем на Иркутском авиационном заводе.

Трагически погиб 28 сентября 1946 года. В этот день, в 11 часов 45 минут, экипаж транспортного самолета Б-25 «Митчелл» под командованием П.И. Тихонова взлетел с заводского аэродрома для осуществления перелёта по маршруту Иркутск - Уфа. В 13 часов 30 минут радиосвязь с экипажем прервалась.

Как установила позже комиссия, борт потерпел крушение в 9 километрах от деревни Черманчет (район села Шиткино), в 610 километрах от аэродрома завода, с которого взлетел. Попав в низкую кромку облаков, экипаж ушёл с намеченного курса. Радиосвязь пропала, двигатели заработали с перебоями, горючее было на исходе. Командир экипажа П.И. Тихонов приказал членам экипажа перейти в хвост самолёта для аварийной посадки, чему подчинились только двое членов экипажа. При самой вынужденной посадке погибли все члены экипажа, кроме тех, кто перешёл в хвост самолёта. Они позже и рассказали о происшествии.

Причинами катастрофы послужили слабая проработка маршрута, неготовность к полётам в сложных метеоусловиях, отказ радиосвязи, минимальная заправка топливом.

Похоронен в Иркутске на Ново-Ленинском кладбище.

Лётчик-испытатель 3-го класса. Награждён 2 орденами Ленина (29.03.1942; 19.08.1944), 2 орденами Красного Знамени (20.06.1942; 29.12.1943), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (30.04.1945), «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).

Выписка из наградного листа:

Товарищ Тихонов в действующей армии с первых дней Отечественной войны, показал себя стойким, мужественным воином, преданным делу Ленина - Сталина и Социалистической Родине. Ему, как наиболее опытному, смелому и мужественному лётчику поручались самые ответственные задания, включая подсвечивание, поджёг, фотографирование целей, бомбардирование мостов и складов. Участвовал в налётах на железнодорожные станции Брянск, Минск, Харьков, Полтава, Смоленск, Киев, Витебск, Могилёв и другие.

В декабре 1941 года при бомбардировании моста через реку Волгу у города Калинина (ныне Тверь) самолёт атаковало звено истребителей противника. Товарищ Тихонов был ранен в руку, но продолжал управлять самолётом, и посадил его в поле, сохранив жизнь экипажу и матчасть.

14 января 1943 года участвовал в налёте на аэродром противника где, по данным разведки, уничтожено до 15 самолётов на земле.

30 января 1943 года с высоты 1000 метров бомбардировал железнодорожную станцию Щигры (Курская область). Серия бомб легла на эшелоны противника. Так же экипаж обстрелял из пулемётов эшелоны на подходе к станции.

10 марта 1943 года бомбардировал аэродром города Смоленска. Серия бомб легла по центру аэродрома, на взлетную полосу.

12 апреля 1943 года бомбардировал в сложных метеоусловиях город Кёнигсберг (ныне Калининград).

14 мая 1943 года участвовал в налёте на железнодорожную станцию Орёл.

Активно участвовал в боевой работе при осеннем наступлении Красной Армии. Совершал по 2 вылета за ночь. В боевой работе отличается тем, что после бомбардирования целей противника с низких высот обстреливает цели из пулемётов. 27 августа 1943 года допущен к исполнению обязанностей заместителя командира авиационной эскадрильи. С 27 августа по 20 сентября 1943 года руководил работой авиационной эскадрильи, замещая убывшего в отпуск командира. За указанный период эскадрильей совершено 100 боевых вылетов при некомплекте лётного состава.

За период с 24 августа по 7 сентября 1943 года ввёл в строй 3 лётчиков. Совместно со штурманом полка подготовил 11 молодых штурманов.

Как командир товарищ Тихонов энергичен, требователен к себе и подчинённым. Умело сочетает боевую работу с работой по руководству авиационной эскадрильей и подготовкой молодых кадров. Внимательно прислушивается к запросам подчинённых.

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и геройство достоин представления к высшей правительственной награде - званию Герой Советского Союза.

Командир 2-го гвардейского Смоленского авиационного полка дальнего действия Герой Советского Союза гвардии полковник Балашов.



Посвящаю памяти В.П. Воробьёва. Спасибо за всё. 

Биография предоставлена Сергеем Кащеевым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Документы на сайте «Подвиг народа»