Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Катков Георгий Фёдорович

Катков Георгий Фёдорович

30.07.1919 - 07.03.1989

Герой Социалистического Труда

Даты указов

17.06.1961

Медаль № 9915

Орден Ленина № 344917

Катков Георгий Фёдорович - главный конструктор СКБ завода №699 Московского городского совета народного хозяйства.

Родился 30 июля 1919 года в Саратове в семье служащих: отец - агроном, мать - экономист. Русский. Окончил 10 классов. В 1936, после назначения отца на работу в Наркомат совхозов, семья Катковых переехала в Москву.

В 1938 году Г.Ф.Катков поступил в Московский энергетический институт (МЭИ). В 1941 году окончил институт, однако диплом смог защитить только после окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году.

Трудовую деятельность начал на последнем курсе института в ОКБ Всесоюзного электротехнического института в апреле 1941 года. В ноябре 1941 был зачислен на созданный для нужд обороны Москвы завод № 627 (ФГУП "НПП ВНИЭМ").

В Красной Армии с 1942 года. На фронт ушёл добровольцем. С марта 1942 года воевал на Крымском, Ленинградском и Волховском фронтах. В должности командира взвода минёров 19-го отдельного инженерного батальона 44-й армии техник-лейтенант Катков участвовал в обороне Феодосии, в минировании переднего края и важных военных объектов на Керченском полуострове.

В мае 1942 года после прорыва гитлеровских войск эвакуировался на Тамань, откуда был направлен в Московский военный округ. Там ввиду имеющегося электротехнического образования получил назначение в 39-ю отдельную инженерную бригаду Ленинградского фронта, в составе которой имелся специальный 5-й электротехнический батальон.

В августе 1942 года бригада действовала уже в составе Волховского фронта. Командир взвода техник-лейтенант Катков участвовал в Синявинско-Мгинской операции, в боях под Синявино – Поречье, руководя спецоперативной группой, обеспечивал наступающие части радиосвязью. Когда на Волховский фронт поступили новые радиостанции А-7, Катков, являясь единственным специалистом, за 10 дней обучил работе на рации 20 человек. После прорыва блокады Ленинграда бригада Каткова получила гвардейское звание, став 2-й гвардейской, и соответственно батальон стал 5-м гвардейским.

Летом 1943 года гвардии техник-лейтенант Катков в период подготовки бригады к наступлению обучил работе на рации А-7 ещё 35 человек, а в период боёв под Поречьем лично ремонтировал рации и налаживал их на переднем крае. За отличное исполнение своих обязанностей был награждён орденом Красной Звезды и отпуском. Побывав в Москве, Катков побывал и на заводе, где работал до войны. И руководство завода решило отозвать способного инженера с фронта.

Весной 1944 года после окончания Новгородско-Лужской операции и полного снятия блокады с Ленинграда, Г.Ф.Каткова был отозван в тыл для работы в НИИ-627, сознанном на базе завода № 627. В 1944-55 годах он занимал должности начальника группы, отдела и направления электромеханических устройств и электроавтоматики как в НИИ, так и на опытном заводе этого института. С 1947 года НИИ-627 был организацией электропромышленности, возглавлявшей разработку бортового электрооборудования быстро развивающейся ракетной, а впоследствии и космической техники.

В 1955 году Г.Ф.Катков был назначен главным инженером завода № 699 (с 1963 года - завод "Машиноаппарат") и утверждён Главным конструктором бортового электрооборудования ракетных и космических аппаратов, создаваемых коллективами под руководством С.П.Королёва, Г.Н.Бабакина, М.К.Янгеля, В.П.Макеева, А.Д.Надирадзе и многих организаций-смежников. В 1959 году он стал кандидатом технических наук без защиты диссертации. В 1964 году был назначен директором завода "Машиноаппарат".

Под руководством и непосредственном участии Г.Ф.Каткова был разработан широкий спектр бортовых электромеханических устройств, в числе которых – коллекторные и бесконтактные электродвигатели, преобразователи, реле и датчики обратной связи рулевых машин, коммутационная аппаратура, датчики различных типов, электроприводы, магнитные муфты, тормозные и демпферные устройства и ряд специальных механизмов применительно к условиям работы ракетно-космических комплексов.

Особенностью и новаторством разработок была необходимость оснащения комплексов многообразием электротехнических устройств повышенной надёжности с предельными энергетическими и массогабаритными показателями для работы в условиях экстремальных воздействий: механических нагрузок (вибрация, удар, ускорение), температур  окружающей среды, безвоздушного пространства в открытом космосе, в химических и радиационных средах.

Все разработанные Г.Ф.Катковым и его коллективом изделия с самого начала были ориентированы на промышленное производство, а большинство из них были освоены для серийного изготовления в общей сложности на 15 предприятиях страны, которым передавалась конструкторская и технологическая документация, обеспечивалась потребность ракетно-космической промышленности в электрооборудовании под авторским надзором Главного конструктора.

Электрооборудование использовалось для обеспечения работоспособности ракетных и космических объектов на всех этапах полёта и жизнедеятельности и применялось в системах силовых приводов, системах стабилизации и астронавигации объектов, в системах автоматики и управления, в рулевых машинах, насосах, стыковочных агрегатах, бурильных установках, системах бортового питания, устройствах типа «мотор-колесо» и других.

Изделия возглавляемого Г.Ф.Катковым предприятия использовались практически на всех баллистических ракетах, и ракетоносителях Р-1, Р-2, Р-5М, спутниках, космических аппаратах, боевых ракетах наземного и морского базирования и на ряде специальных объектов, начиная с легендарной ракеты Р-7, первого спутника и многих космических объектов, таких как «Восток», «Восход», «Союз», «Протон», «Зенит», «Прогресс», «Молния» и других, на орбитальных станциях, луноходе, лунных бурильных установках, а также на космических станциях «Луна», «Венера» и «Марс». За обеспечение полёта первого искусственного спутника в 1957 году Г.Ф.Каткову была присуждена Ленинская премия.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полёта советского человека в космическое пространство Каткову Георгию Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1984 году Г.Ф.Катков вернулся в ВНИИ электромеханики (ВНИИЭМ), где работал до конца жизни.

Жил в Москве. Умер 7 марта 1989 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В Москве на доме, в котором работал Г.Ф.Катков, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами Ленина (17.06.1961), Октябрьской Революции (20.04.1971), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (15.01.1976), Красной Звезды (20.08.1943), медалями. Лауреат Ленинской премии (1957). 


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)