Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Коротков Фёдор Амосович

Коротков Фёдор Амосович

24.06.1908 - 26.08.1988

Герой Социалистического Труда

Даты указов

22.07.1966

Медаль № 12960

Орден Ленина № 393152

Коротков Фёдор Амосович - советский конструктор систем автоматического регулирования авиационных двигателей, главный конструктор Московского агрегатного конструкторского бюро «Темп».

Родился 24 июня 1908 года в Москве в семье рабочего. Русский. В 1921-23 годах учился на тракторном отделении в Московском индустриальном техникуме, после окончания  которого работал рабочим на машинно-испытательной станции (МИС), а в 1928 году был назначен мастером во Всесоюзном институте сельскохозяйственного машиностроения.

В 1934 году с отличием окончил Военную академию механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина.

В том же году военный инженер Ф.А.Коротков получил направление Наркомтяжпрома на Московский завод №33, где он стал руководителем опытно-конструкторской группы, затем заместителем Главного конструктора, начальником опытно-конструкторского отдела. Коллектив создавал карбюраторы для авиационных двигателей, в том числе и для самолётов экипажей В.П.Чкалова и М.М.Громова, совершивших беспосадочные полёты через Северный полюс в Америку.

В 1940 году было организовано специальное ОКБ, Главным конструктором которого был назначен Ф.А.Коротков.

Во время Великой Отечественной войны все двигатели боевых и учебных самолётов советских ВВС были оснащены карбюраторами разработки ОКБ Ф.А.Короткова.

В послевоенное время появились реактивные и ракетные двигатели для новых типов самолётов, вертолётов, ракет, зенитных комплексов. На коллектив ОКБ Ф.А.Короткова легла сложнейшая задача создания для этих двигателей систем автоматического управления и топливопитания, с которой он успешно справился. На самолётах с двигателями, оснащенными САУ ОКБ А.Ф.Короткова, было установлено более 100 мировых и отечественных рекордов. Эти системы устанавливались на прославленных МиГах и Су, которые поражали мир своими неповторимыми фигурами высшего пилотажа — «Русский колокол» и «Кобра Пугачёва». Оснащались ими и знаменитые сверхзвуковые Ту-144, Як-141 (самолёт вертикального взлёта и посадки), Ту-160, Ил-86.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года за большие успехи в создании авиационной техники Короткову Фёдору Амосовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 70-х годах в ходе проектирования и строительства международных газо- и нефтепроводов для перекачивающих станций понадобилась система регулирования процессом перекачки. ОКБ Ф.А.Короткова блестяще решило эту проблему, создав ряд регуляторов и дозаторов, сэкономив государству огромные средства, которые могли быть потрачены на импортное оборудование. Эти станции много лет надёжно работают во всех климатических зонах.

В 1975–80 годы под руководством Ф.А.Короткова на основе принципиально нового подхода были созданы агрегаты систем автоматического управления для прямоточных и жидкостных реактивных двигателей, существенно отличавшиеся от прежних по массе, и разработаны обладавшие высоким быстродействием оригинальные системы регулирования ракетных двигателей, которыми были оснащены комплексы «Гранит», «Метеорит», «Болид», «Энергия»-«Буран», космический комплекс «Н-1», и многие другие военные и гражданские изделия.

Ф.А.Коротков воспитал несколько поколений высококвалифицированных кадров, среди которых он пользовался непререкаемым авторитетом, как и среди Генеральных и Главных конструкторов авиационной и космической техники.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (01.09.1978), доктор технических наук. Ф.А.Коротков является автором ряда научных трудов и статей по вопросам разработки и эксплуатации САУ двигателей, многих изобретений.

С 1984 года Ф.А.Коротков – на пенсии. Жил в Москве. Умер 26 августа 1988 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён 5 орденами Ленина (16.09.1945; 06.12.1949; 12.07.1957; 22.07.1966; 11.10.1974), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (11.07.1943; 26.12.1984), медалями. Лауреат Ленинской (1957) и 2 Государственных (1949, 1951) премий СССР.

В 1990 году в память о главном конструкторе Ф.А. Короткове, организаторе и создателе отечественного агрегатостроения, бессменном руководителе Московского агрегатного конструкторского бюро "Темп" на территории предприятия на здании конструкторского корпуса была установлена мемориальная доска. В 1998 году по решению правления "Ассоциации Союза авиационного двигателестроения" учреждена ежегодная премия имени выдающегося конструктора Ф.А.Короткова. Утверждён образец нагрудного знака с изображением лауреата премии и эмблемой АССАД. В 2007 году ОКБ было присвоено имя его основателя — Научно-производственное предприятие «Темп» имени Ф.Короткова.


Фёдор Коротков родился в 1908 году в Москве. Получил начальное образование и в 1921 году поступил на тракторное отделение Московского индустриального техникума. Получив специальность техника по двигателям внутреннего сгорания, в 1926 году он пошёл работать рабочим на машинно-испытательную станцию, а затем через 2 года стал работать мастером во Всесоюзном институте сельскохозяйственного машиностроения.

Высшее техническое образование Ф.А.Коротков получил в Военной академии механизации и моторизации РККА имени И.В.Сталина, которую с отличием окончил в 1934 году.

В том же году его командировали на московский завод № 33, в опытно-конструкторский отдел, где вскоре он стал руководителем опытно-конструкторской группы, в дальнейшем заместителем главного конструктора, начальником опытно-конструкторского отдела.

Создание нового карбюратора К-34, предназначенного для одного из первых отечественных авиационных моторов М-34 главного конструктора А.А.Микулина, легло на плечи молодого конструкторского коллектива. Ф.А.Коротков активно участвовал в решении поставленной задачи, как, впрочем, и в выполнении других работ по выпуску карбюраторов К-11А, К-100, К-25-4Д, ВК-6, которые не только обеспечивали потребности отечественной авиации того времени, но и ликвидировали зависимость от иностранного импорта. Страна стремилась создавать всё более совершенные самолёты с высокими скоростями, увеличенной дальностью, потолком и грузоподъёмностью.

Предприятие Ф.А.Короткова с энтузиазмом включилось в решение этой всенародной задачи. Коллектив должен был создавать отечественные карбюраторы для этих новых двигателей и самолётов, в том числе и для самолётов экипажей В.П.Чкалова и М.М.Громова, которые впоследствии совершили беспосадочные полёты через Северный полюс в Америку. Борьба за приоритеты в авиа- и двигателестроении давно велась между известными предприятиями высокоразвитых стран. Одна из проблем в авиадвигателестроении состояла в том, что необходимо было решить задачу автоматического управления высотной коррекцией состава подающейся в двигатель смеси. Ф.А.Коротков со своим коллективом усиленно занимался решением этой задачи, и в 1938 году в карбюраторе К-25-4Д для моторов М-62 и М-82 главного конструктора А.Д.Швецова, а также в карбюраторах К-35 и К-38 для модифицированного высотного мотора АМ-35 главного конструктора А.А.Микулина была внедрена автоматическая коррекция подачи топливной смеси. Это было сделано впервые в мире.

В дальнейшем под руководством Ф.А.Короткова в предвоенные годы были разработаны карбюраторы К-87, К-105, АК-82, АК-62, АК-63, а затем созданы беспоплавковые карбюраторы К-105БП, К-42БП, К37БП обеспечивавшие не только быстрое развитие отечественных авиационных моторов, но и расширившие эксплуатационные возможности и улучшившие боевые качества отечественных истребителей, что обусловило их преимущество над самолётами врага в Великой Отечественной войне.

Опытно-конструкторское бюро Ф.А.Короткова весь период Великой Отечественной войны осуществляло техническое руководство работой серийных карбюраторных заводов в Перми и Москве, оказывало активную помощь в налаживании массового и  бесперебойного выпуска карбюраторов для нашей авиации. Во время войны все боевые и учебные самолёты советских ВВС были оснащены двигателями с карбюраторами, разработанными и внедрёнными в серийное производство ОКБ.

В 1941-1945 годы были созданы насосы системы топливопитания непосредственного вспрыска (НВ): легкого топлива (бензиновые) - насос НБ-3У, внедрённый в серию и получивший широкое распространение на моторах АМ-34 и АШ-82 в годы войны; тяжёлого топлива (дизельные) - насос ДН-12 для мотора АЧ-30 конструктора А.И.Чаромского для самолета Ер-2 бомбардировочной авиации дальнего действия. Разработанные и используемые системы "НВ" в значительной мере устранили недостатки карбюраторного смесеобразования: неравномерное наполнение цилиндров рабочей смесью, плохое качество распыла топлива, повышенное гидравлическое сопротивление.

Послевоенное развитие авиации того времени характеризовалось качественным изменением авиационных моторов и соответственно самих самолётов.

Одновременно это было этапом бурного развития отечественного ракетостроения. На смену поршневым моторам пришли турбореактивные (ТРД), турбовинтовые двигатели (ТВД), появились ракетные двигатели (РД) генеральных и главных конструкторов В.Я.Климова, Н.Д.Кузнецова, А.М.Люльки, С.К.Туманского, С.П.Изотова, П.А.Колесова.  Резко повысились скорость, дальность и высота полётов самолётов. На коллектив ОКБ Ф.А.Короткова была возложена совершенно новая задача создания систем автоматического регулирования двигателя и разработки новых конструктивных решений систем топливопитания. К числу таких устройств относились: командно-топливные агрегаты (КТА); автоматы дозировки топлива (АДТ) основного и форсажного контуров; насосы-регуляторы различных типов; агрегаты управления створками реактивного сопла; распределители топлива по коллекторам (РТ); агрегаты управления лопатками направляющих аппаратов и т.д.

В конце 40-х годов на основе первых зарубежных ГТД под руководством В.Я.Климова был разработан отечественный ТРД ВК-1, который устанавливался на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 и на бомбардировщиках Ил-28. В систему регулирования двигателя ВК-1 было введено автоматическое устройство, позволяющее свободно управлять переходными режимами работы двигателя в условиях эксплуатации, что заметно улучшило тактико-технические данные боевых самолётов ВВС.

Ведущая роль в создании автомата приёмистости принадлежала Ф.А.Короткову. За создание устройства автоматического управления переходными процессами двигателя во всем диапазоне высот и скоростей полёта Ф.А.Короткову и группе специалистов ОКБ была присуждена Сталинская премия. Автомат приёмистости обеспечил надёжный и безотказный процесс разгона двигателя ВК-1 с режима малого газа до максимального.

В 1956 году под руководством Н.Д.Кузнецова впервые в мировой практике был создан двухконтурный двигатель с форсажной камерой НК-6 тягой 17 тс, предназначенный для сверхзвукового бомбардировщика. Агрегаты САУ для этого двигателя разрабатывались в ОКБ Ф.А.Короткова. Подобные двигатели в США появились только через 15 лет.

В 50-е годы коллектив, руководимый Ф.А.Коротковым, создавал системы автоматического управления и топливопитания (САУ) для двигателей целой серии истребителей, бомбардировщиков, пассажирских и транспортных самолётов, вертолётов, ракетных комплексов.

В 60-е годы создавалось новое, третье поколение отечественных самолётов и авиадвигателей. Коллектив Ф.А.Короткова уверенно взялся за дальнейшее развитие и разработку САУ с управлением механизацией направляющих аппаратов компрессора и геометрией сопла, развитием системы топливопитания двухвальных, двухконтурных, специальных одноконтурных ТРД военных и гражданских самолётов. Впервые в отечественной практике были созданы системы, обеспечивающие регулирование приёмистости и механизации компрессора по внутридвигательным параметрам. Была предусмотрена возможность глубокого дросселирования форсажной тяги. Для повышения точности поддержания максимальных режимов на некоторых двигателях впервые были применены электронные ограничители.

В соответствии с решением правительства СССР в 1963 году на базе двух ОКБ, Ф.А.Короткова и П.Н.Тарасова, было создано крупное объединение по системам автоматического управления (САУ) - агрегатное конструкторское бюро «Темп». Ф.А.Коротков был назначен Главным конструктором, ответственным руководителем предприятия, а П.Н.Тарасов стал его заместителем.

60–70-е годы стали этапом расцвета авиастроения Советского Союза, в том числе и систем автоматического управления ТРД.

Ф.А.Коротков и руководимый им коллектив предельно ответственно относились и к задаче создания и внедрения в народное хозяйство принципиально новых систем регулирования и топливопитания двигателей, предназначенных для газоперекачивающих компрессорных станций магистральных газопроводов страны. Короткову в начале 70-х годов было поручено разработать и внедрить систему автоматического регулирования и топливопитания двигателя Генерального конструктора Н.Д.Кузнецова для работы на природном газе. Коллектив ОКБ блестяще справился с этим заданием, разработав простые и надежные дозаторы – регуляторы ДГ-12, ДГ-16, РО-12, РО-16, которые хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации. Все северные газоперекачивающие станции, вся магистраль от Уренгоя до Ужгорода длиной 4451 км была оснащена двигателями с системами автоматического управления и топливопитания, разработанными в ОКБ Ф.А.Короткова. 

Последний этап творческой деятельности Ф.А.Короткова пришёлся на 1970–1984 годы. Этот период был самым плодотворным в создании гидромеханических систем автоматического регулирования и управления с электронными блоками ограничения предельных параметров двигателя. Естественно, что эти годы были и вершиной советского авиадвигателестроения. Они характеризовались созданием самолётов и двигателей четвёртого поколения, которые, в свою очередь, требовали повышения точности поддержания регулируемых параметров при одновременном расширении объёма информации, что предопределило создание комплексных электронно-гидромеханических систем управления (САУ) в ОКБ под руководством Ф.А.Короткова. С 1970 по 1984 годы коллектив ОКБ разработал системы автоматического управления для двигателей самолётов Су-27, МиГ-29, Ту-160, Як-141, Ил-86.

На истребителе Су-27 было установлено 26 мировых рекордов. В то время только на этих самолётах лётчик мог исполнить новую фигуру высшего пилотажа «Кобру Пугачёва», показ которой поражал многих авиаспециалистов на международных выставках. Точно так же изумлял мир на международных авиасалонах истребитель МиГ-29 своими тактико-техническими данными и неповторимым «Русским колоколом» – только ему, МиГу, тогда было под силу выполнить такую фигуру высшего пилотажа.

Наряду с этими успехами в 1980 году широкофюзеляжный отечественный пассажирский лайнер Ил-86, рассчитанный на перевозку 350 пассажиров, начал свои регулярные перевозки. Созданные в ОКБ Ф.А.Короткова системы автоматического управления двигателями обеспечили установление целого ряда мировых рекордов высоты, дальности и грузоподъемности самолётов.

Творческая деятельность Ф.А.Короткова и его коллектива не ограничивалась только созданием всё более совершенных систем автоматического управления двигателями самолётов. Наряду с САУ ГТД создавалась аппаратура для прямоточных и жидкостных реактивных двигателей, входивших в состав ряда ракетных комплексов. Только за последний период деятельности Ф.А.Короткова, в 1970–1984 годах, коллективом предприятия была поставлена аппаратура для таких комплексов, как «Гранит», «Метеорит», «Болид», «8К813», «ГР-1», «Н-1», «Энергия-Буран».

В 1984 году в МАКБ "Темп" были созданы агрегаты системы "88" для двигателя НК-88 Н.Д.Кузнецова, работающего на криогенном топливе (водороде и сжиженном природном газе), который предназначался для самолета Ту-155 (впервые в СССР).

Творчество Ф.А. Короткова отличал глубокий анализ и осуществление оригинальных принципиально новых схем систем регулирования, позволяющих получить высокое качество установившихся и переходных процессов в силовых установках самолётов и других летательных аппаратов.

При создании систем автоматического регулирования современных авиационных двигателей под руководством Ф.А.Короткова был успешно решён обширный комплекс задач, связанных с разработкой программ регулирования. Были спроектированы всережимные регуляторы числа оборотов с изменяемыми в процессе работы параметрами, ограничители приведенного числа оборотов, давления воздуха за компрессором, степени повышения давления в компрессоре, числа оборотов ротора высокого давления двигателя, регуляторы расхода топлива, малогабаритные насосы высокого давления, командно-топливные агрегаты, осуществляющие счётно-решающие операции и выдачу дискретных и непрерывных команд различным узлам системы. Был решён ряд задач, возникших при регулировании форсажного контура, реактивного сопла и направляющих аппаратов компрессора, а также исследованы взаимосвязи отдельных регуляторов в общей системе управления силовой установкой.

Постоянное стремление к обоснованному улучшению конструкции агрегатов САУ отличало работу коллектива ОКБ и его руководителя. Разработанные и внедрённые в производство конструкции гидромеханических агрегатов ТРА двигателей всегда были на один шаг впереди других. У Московского агрегатного конструкторского бюро "Темп" был один соперник - время. Все в ОКБ делалось быстро, качественно, в темпе, в установленные сроки. В этом была значительная заслуга ответственного руководителя предприятия Ф.А.Короткова, определявшего настрой коллектива конструкторов, технологов, испытателей. Он сплотил и воспитал сильный конструкторский коллектив, являющийся ведущим в области автоматического регулирования авиационных двигателей в нашей стране.

Ф.А.Коротков создал свою "школу" в отечественном агрегатостроении, для которой были характерны: высокая культура проектирования, обеспечивавшая минимальную массу агрегатов; стремление к простоте конструктивных решений; хорошая технологичность разрабатываемых агрегатов, сокращение их материалоёмкости; высокая надёжность. Создание новых агрегатов САУ реактивных двигателей потребовало освоения новых технологических процессов и внедрения современного станочного оборудования (станков с ЧПУ), значительно повысивших качество изготовления разработанных агрегатов. Ф.А.Коротков уделял значительное внимание внедрению этих процессов как в опытное, так и в серийное производство. Он всегда придавал исключительно большое значение вопросам организации экспериментально-испытательных работ, повышению надёжности и долговечности агрегатов в эксплуатации. Для решения этих задач была существенно расширена экспериментальная база, созданы специальные испытательные стенды. Только после всесторонней проверки агрегаты передавались в серийное производство.

7 серийных заводов страны изготавливали ТРА, разработанную МАКБ "Темп". География их обширна: Москва, Пермь, Харьков, Сим, Уфа, Омск.

За выдающиеся заслуги перед Родиной в области создания авиационной техники Ф.А.Короткову было присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Ленинской и Государственных премий СССР.

 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)