Герой Социалистического Труда
Транспорт: Авто, дорожники
Краузе Геннадий Леонидович

Краузе Геннадий Леонидович

24.02.1924 - 12.10.2002

Герой Социалистического Труда

Даты указов

02.04.1981

Медаль № 19862

Орден Ленина № 459167

Краузе Геннадий Леонидович – начальник автокомбината №1 управления «Мосстройтранс» Главмосавтотранса, город Москва.

Родился 24 февраля 1924 года в деревне Клин, ныне Псковской области. Русский. Из семьи сельской учительницы.

После ухода отца из семьи жил с матерью в родном селе, где окончил начальную школу. Затем с матерью переехал в Псков и продолжил учёбу. В 1939 году переехал к отцу в Смоленск и, одновременно с учёбой, начал работал на конезаводе. Так как работа эта разрешалась лишь совершеннолетним, приписал себе два года, исправив год рождения в документах на 1922 (с этой датой прожил всю свою последующую жизнь).

В 1941 году, когда фашисты приближались к Смоленской области, эвакуировался вместе с конезаводом, но попал в окружение. С трудом через болота сумел выйти к советским войскам.

В 1942 году призван в Красную Армию. Окончил Рязанское пехотное училище. Воевал командиром пулемётного взвода, в полковой разведке, а затем адъютантом командира 216-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии. За отличия в боях награждён орденом Красной Звезды (за спасение раненого командира полка) и медалью «За отвагу». В конце войны, после очередного ранения, командовал автомобильной ротой. Войну закончил в Вене. Демобилизован в 1946 году.

После демобилизации прибыл в Москву, куда была эвакуирована его мать, и был назначен директором автобазы треста по передвижке и разборке зданий (позднее автобаза №35).

5 мая 1958 года был назначен директором созданного на базе 19 автохозяйств (в том числе автобазы №35) автокомбината №1 Главмосавтотранса. Созданное предприятие стало крупнейшим в СССР, в нем было более 800 автомобилей. Комбинат обеспечивал перевозки строительных материалов с домостроительных комбинатов на стройки Москвы. При этом наряду с централизованной ремонтной базой и централизованным руководством были созданы филиалы комбината поблизости от домостроительных комбинатов с целью сокращения порожних пробегов. На предприятии были налажены проектирование и выпуск специализированных прицепов и полуприцепов для перевозки крупных блоков и специального оборудования. Широко использовались автопоезда (длиной до 25 метров и грузоподъёмностью до 25 тонн), наращивание бортов автомобилей. На автокомбинате было получено более ста авторских свидетельств на изобретения. Совместно с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), Московским автомобильно-дорожным институтом (МАДИ) были организованы исследования с целью повышения эффективности работы автомобилей, повышения их долговечности. Было налажено взаимодействие с заводами-изготовителями, которые по результатам анализа поломок вносили изменения в конструкцию автомобилей.

В 1965 году автокомбинат №1 стал одним из первых предприятий, на которых проверялась эффективность экономической реформы, инициированной Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным. В начале 1970-х годов на предприятии была внедрена автоматизированная система управления производством (одна из первых в СССР).

В 1971 году за достигнутые успехи автокомбинат был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Большое внимание на предприятии уделялось развитию социальной сферы. Были построены пансионат в Алуште, лыжная база в Отрадном (Подмосковье), зал для соревнований по мини-футболу, множество жилых домов для работников предприятия.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий десятой пятилетки и социалистических обязательств Краузе Геннадию Леонидовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

Продолжал работать на прежней должности. В 1993 году предприятие было реорганизовано в открытое акционерное общество, став ОАО «Первый автокомбинат», генеральным директором которого остался Г. Л. Краузе. Оставался на своем посту до февраля 2002 года.

Был членом ученого совета Московского автодорожного института, Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, Президентом хоккейного клуба «Спартак» (Москва) (1993-1999). Избирался депутатом Московского горсовета, членом бюро райкома КПСС, председателем ревизионной комиссии Всесоюзного общества борьбы за трезвость.

Умер 12 октября 2002 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Награждён 2 орденами Ленина (05.10.1966, 02.04.1981), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (04.05.1971), Красной Звезды (9.01.1944), «Знак Почёта» (01.02.1957), российским орденом Дружбы, медалями, в том числе «За отвагу» (18.10.1943). Заслуженный работник транспорта РСФСР, почётный гражданин Москвы (03.09.1997).

5 мая 2008 года на проходной Первого автокомбината (ул. Мнёвники, 1) была открыта мемориальная доска в честь Героя, предприятию присвоено имя Г. Л. Краузе.


 

Биографию подготовил: Александр Наровлянский

Источники

Документы на сайте «Подвиг народа»