Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Иванов Иван Андреевич

Иванов Иван Андреевич

05.01.1904 - 13.01.1987

Герой Социалистического Труда

Даты указов

01.08.1959

Медаль № 10311

Орден Ленина № 370084

Иванов Иван Андреевич - директор Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР, город Москва.

Родился 5 января 1904 года в городе Санкт-Петербург в семье кочегара и домохозяйки. Русский. Окончил 7 классов.

В 1919 году поступил на рабфак, затем стал студентом путейского факультета Петербургского института инженеров путей сообщения.

После окончания института в 1924 году был назначен начальником участка пути от станции Дно до Рыбинска Северо-Западной железной дороги.

Затем служил в Красной Армии, а после увольнения в запас снова стал начальником участка пути, но уже станции Медведево на линии Москва — Ленинград.

В мае 1930 года был командирован в Соединенные Штаты Америки для изучения опыта ведения путевого хозяйства. Отчёт, который представил И.А.Иванов, вернувшись из поездки, получил высокую оценку за аналитичность, точность и большой объём исследовательской работы. Знание немецкого и английского языков давало ему возможность и в дальнейшем постоянно быть в курсе развития зарубежных железных дорог.

В 1931 году был назначен старшим инженером и начальником сектора механизации Управления пути Наркомата путей сообщения (НКПС) СССР. В 1933 году перешел на работу в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), где стал заместителем декана путейского факультета, а в 1934 году — доцентом. Затем с 1935 года — снова работа на производстве в должности начальника службы пути Омской железной дороги.

Когда в 1940 году был организован Научно-исследовательский институт (НИИ) пути и путевого хозяйства стал заместителем начальника этого института, который с началом Великой Отечественной войны эвакуировали в город Новосибирск. В начале 1942 года был назначен начальником технического отдела вновь образованного Главного управления военно-восстановительных работ (ГУВВР), а вскоре — начальником технического отдела Главного управления пути НКПС СССР.

В 1944 году переведен на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ЦНИИ НКПС) начальником путейского отделения. В 1946 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию. Кандидат технических наук.

Руководил работами по созданию отечественных высокопрочных рельсов, возглавил масштабные исследования по оздоровлению и созданию принципиально новых типов железнодорожного пути. Под его руководством и при непосредственном участии создана новая система пути, устойчивого к температурным перепадам.

В 1947 году был назначен заместителем директора, а в 1951 году — директором ЦНИИ — Всесоюзного НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) МПС СССР. Как руководитель ведущего научно-исследовательского института отрасли, он участвовал в разработке концепции послевоенного развития железнодорожного транспорта, вникал в деятельность каждого научного подразделения, координируя работу специалистов всех направлений. Одновременно он продолжал научные исследования в области пути.

Будучи директором института, постоянно уделял внимание реконструкции и совершенствованию Экспериментального кольца на станции Щербинка. Много сил и энергии он отдал созданию мощной экспериментальной базы и оснащению лабораторий института современным оборудованием, что способствовало повышению уровня научных исследований и решению ряда важнейших задач по технической реконструкции железнодорожного транспорта.

Длительное время участвовал в работе Научно-технического совета МПС СССР, был членом редколлегии журналов «Техника железных дорог», «Вестник ВНИИЖТ». В 1953 году ему присвоили персональное звание генерал-директора пути и строительства 3-го ранга.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Иванову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После ухода на пенсию продолжал научно-исследовательскую деятельность, о чём свидетельствуют его публикации «Балластная призма при высокой скорости», «Верхнее строение пути на бетонном основании», «Какой должна быть конструкция железнодорожного пути», «К вопросу о пути для высокоскоростного транспорта с магнитным подвешиванием» и др. Он был постоянным консультантом 30-томной Большой советской энциклопедии.

Жил в Москве. Умер 13 января 1987 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (17.09.1953; 01.08.1959), орденом Трудового Красного Знамени (29.07.1945), медалями, знаком «Почётному железнодорожнику».


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)