Герой Социалистического Труда
Производство: Ракетостроение
Шабранский Виталий Леонидович

Шабранский Виталий Леонидович

24.01.1917 - 09.12.1992

Герой Социалистического Труда

Даты указов

17.06.1961

Медаль № 9988

Орден Ленина № 344990

Шабранский Виталий Леонидович – начальник лаборатории ОКБ-456 Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике.

Родился 24 января 1917 года в городе Мелитополь, ныне Запорожской области Украины.

В 1940 году окончил Харьковский авиационный институт по специальности инженер-механик.

С 1942 года работал в ОКБ завода №16 (город Казань), в КБ А.М. Добротворского по проектированию и изготовлению авиационного двигателя внутреннего сгорания МБ-100.

С 1944 года работал испытателем ЖРД в конструкторском бюро, руководимом В.П. Глушко. В 1945 году в составе группы специалистов по ракетной технике был направлен в Германию, где до 1946 года работал директором испытательной станции завода “Форверк-Митте”.

Был организатором восстановления разрушенной испытательной базы двигателей ракет ФАУ-2, и лично в городе Леестене проводил огневые испытания этих двигателей.

С 1947 года работал начальником испытательной базы для испытаний мощных ЖРД на заводе № 56 (ныне - НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко) в городе Химки.

С 1947 по 1974 год руководил испытательной станцией ОКБ-456 (лаборатория №51, НИК-751). Руководитель первого огневого испытания точной копии двигателя ракеты ФАУ-2 — РД-100 (24 мая 1948 года) на отстроенном огневом стенде №1.

На стенде №1 с 1948 по 1954 годы были отработаны и сданы в серию ракетные двигатели РД-100, РД-101 и РД-103М. В 1956 году ракета Р-5М с двигателем РД-103М пролетела заданное расстояние и доставила в точку приземления боевую головку с ядерным зарядом. За создание мощного надежного ЖРД стал лауреатом Ленинской премии, а ОКБ-456 было награждено орденом Трудового Красного Знамени.

В конце 1959 года руководимый им коллектив ОКБ приступил к отработке двигателя РД-111 на той же паре компонентов "жидкий кислород + керосин". Двигатель предназначался для новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9. В период доводки двигателя РД-111 на стенде №1 впервые в стендовой и заводской практике была отработана методика повторных испытаний без съёма двигателя со стенда с заменой на нём отдельных агрегатов, внедрён в эксплуатацию технологический процесс качания камер сгорания с переходом при испытании питания рулевых машин с масла на керосин - основной компонент топлива. Освоена технология переохлаждения жидкого кислорода. Преодолевая различные технические трудности, работники стенда №1 и их руководитель В.Л. Шабранский успешно за 2,5 года закончили доводку двигателя РД-111, и предприятие сдало его в серию. Космический полет Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года стал выдающимся событием в истории человечества.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Шабранскому Виталию Леонидовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1962 года руководил реконструкцией систем стенда №1. 10 марта 1964 года впервые в нашей стране, в ракетно-космической отрасли, впервые в мире на стенде №1 состоялось испытание двигателя РД 253 с «закрытым» выхлопом. В течение одиннадцати лет на стенде №1 продолжались испытания двигателей на штатных компонентах топлива. На нем получили путёвку в жизнь двигатель РД-253 для ракеты "Протон", двигатели РД-263 и РД-268 для боевых ракет.

В 1974-1980 годах – заместитель главного конструктора по экспериментальным работам. Под его руководством решена задача по реконструкции и вводу в эксплуатацию испытательных стендов для кислородно-керосинового ЖРД РД-170/171, в 1980 году проведено первое испытание полноразмерного двигателя РД-170.

С 1980 по 1988 год – научный консультант Генерального конструктора НПО «Энергия».

Большинство испытательных баз в отрасли (в Самаре, Красноярске, Омске, Днепропетровске, Нижней Салде, Подмосковье) были построены при его участии.

Занимался также научной деятельностью. В 1959 году защитил докторскую диссертацию. Был профессором филиала Московского авиационного института, читал курс «Основы проведения экспериментальных работ».

С 1988 года – на пенсии.

Жил в городе Химки Московской области. Умер 9 декабря 1992 года. Похоронен в Химках на Машкинском кладбище.

Лауреат Ленинской премии (1957).

Награждён орденом Ленина (17.06.1961), 2 орденами Трудового Красного Знамени (20.04.1956, 25.03.1974).

При написании биографии использована фотография и статья Е. Румянцева с сайта «Космический мемориал».


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)