Герой Социалистического Труда
Партийные и советские деятели
Щербина Борис Евдокимович

Щербина Борис Евдокимович

05.10.1919 - 22.08.1990

Герой Социалистического Труда

Даты указов

06.10.1983

Медаль № 20188

Орден Ленина № 400472

Щербина Борис Евдокимович – Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, город Москва.

Родился 5 октября 1919 года в посёлке Дебальцево Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне город Донецкой области Украины) в семье рабочего. Украинец.

По окончании школы в 1937 году поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако учёба прервалась участием в советско-финской войне, куда он отправился добровольцем. В 1939 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

После окончания института в 1942 году работал инженером на Северо-Донецкой железной дороге. В 1942-1944 годах – секретарь Харьковского обкома ЛКСМ Украины, инструктор ЦК ВЛКСМ (1942-1943 годах – на период оккупации Харькова), вновь секретарь Харьковского обкома ЛКСМ Украины. С 1944 года на партийной работе: инструктор и заведующий сектором обкома, Харьковского обкома КП(б) Украины. В 1945-1948 годах – слушатель партийной школы при ЦК КП(б) Украины. В 1948-1951 годах – второй секретарь Орджоникидзевского райкома КП(б) Украины города Харькова.

В 1951-1956 годах – секретарь, в 1956-1961 годах – второй секретарь Иркутского обкома КПСС. С апреля 1961 по декабрь 1973 года – первый секретарь Тюменского обкома (в январе 1963 – декабре 1964 года – сельского обкома) КПСС. Руководил Тюменской областью более 12 лет.

Современники отмечали эрудицию Щербины, умение принимать взвешенные решения, глубоко проникая в суть проблемы. В сжатые сроки ему удалось мобилизовать все силы региона на решение главной задачи, связанной с освоением недр Западной Сибири. Под его руководством и при непосредственном участии в 1960–1970-х годах на территории Тюменской области был реализован грандиозный проект по разведке и освоению месторождений углеводородного сырья. В этот период в регионе бурное развитие получила авиация: создавались авиапредприятия, осваивались новые типы воздушных судов, росли объёмы перевозок и авиационных работ, были построены десятки аэродромов и сотни посадочных площадок.

С 11 декабря 1973 по 13 января 1984 года – Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. В данной должности сменил умершего А.К. Кортунова.

Основатель качественно новой индустриально-мобильной отрасли по созданию трубопроводов и обустройству месторождений. Стоял у истоков вахтово-экспедиционного и комплектно-блочного строительства в условиях Крайнего Севера. За десятилетие нахождения Щербины во главе Миннефтегазстроя СССР строители создали целую сеть газо- и нефтепроводов в западную часть страны и за рубеж. Были привлечены учёные России, Украины и Белоруссии к решению технологических и технических проблем на этих трассах, сооружаемых в условиях болот, вечной мерзлоты, очень низких температур и бездорожья. Началась автоматизация промыслов и обслуживание их вахтовым методом. А главное – удвоилась длина магистральных трубопроводов и в несколько раз возросли годовые темпы обустройства нефтяных и газовых промыслов, что позволило стране выйти на первое место в мире по добыче нефти и газа.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1983 года за большие заслуги перед Советским государством в области строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и в связи с досрочным вводом в эксплуатацию магистрального газопровода Уренгой – Помары – Ужгород на установленную мощность Щербине Борису Евдокимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 13 января 1984 по 7 июня 1989 года – заместитель Председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1986-1989 годах – председатель Бюро Совета Министров СССР по топливно-энергетическому комплексу.

В апреле 1986 года был назначен председателем Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

26 апреля 1986 года вылетел в Киев, откуда вместе с другими членами комиссии прибыл в город Припять, 50-тысячное население которого на следующий день по решению комиссии было эвакуировано. Считается, что неоднократные командировки в зону аварии на Чернобыльской АЭС существенно подорвали здоровье Б.Е. Щербины и сократили ему жизнь.

В декабре 1988 года был назначен председателем Правительственной комиссии по ликвидации последствий землетрясения в Армении.

Член ЦК КПСС в 1976-1990 годах, кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-1976 годах. Депутат Верховного Совета СССР 6-го - 11-го созывов (1962-1989) и Верховного Совета РСФСР 5-го созыва (1959-1963).

С июня 1989 года – персональный пенсионер союзного значения.

Жил в Москве. Скончался 22 августа 1990 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (03.10.1969; 13.12.1972; 04.10.1979; 06.10.1983), орденом Октябрьской Революции (25.10.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (11.01.1957; 22.03.1966), медалями.

Почётный житель города Дебальцево Донецкой области Украины (2009, посмертно).

Именем Б.Е. Щербины названы месторождение, улица в Ханты-Мансийске, бульвар в Тюмени (2003). В 1999 году на здании РАО «Роснефтегазстрой» в Москве (ныне здание Минюста России) в память о нём открыта мемориальная доска. Существует премия имени Б.Е. Щербины (с 1999 года). На главной улице Тюмени – улице Республики – в сквере имени Немцова 26 ноября 2004 года был установлен бюст Б.Е. Щербины. В городе Гюмри (бывший Ленинакан), Республика Армения, установлен памятник, именем Б.Е. Щербины названа одна из улиц города. в Тюмени на фасаде дома по улице Хохрякова, 48 установлена мемориальная доска.

Именем Бориса Щербины назван самолёт авиакомпании "ЮтЭйр" Ту-154М с бортовым номером RA-85788, сведения внесены в государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации. Позже самолёт был выведен из эксплуатации. В 2014 году имя Бориса Щербины получил самолёт Boeing 737-800 Авиакомпании "ЮТэйр" с бортовым номером VQ-BQQ.

В материалах к биографии использовано фото из архива РИА «Новости» (http://visualrian.ru/ru/site/photo/news/).


Уроки Щербины (Публикация в газете «Трибуна» 5 октября 1999 г.)

«Его называют державником, государственником. И при этом сетуют на то, что таких людей сейчас нет. Б.Е. Щербина прожил в ладу со своим временем, пройдя путь от инженера-железнодорожника до министра газового строительства и зампреда Совмина СССР.

Родившись в 1919 году, он успел побывать в сражениях с белофиннами, боролся с фашистами, организовывал восстановление Харькова после оккупации. Когда прогремел взрыв в Чернобыле, он первым прилетел на обожженную землю и принял свои бэры, организуя ликвидацию последствий. Он был первым комендантом Ленинакана во время землетрясения в Армении.

Для одного человека, согласитесь, этого много. Но он создавал топливно-энергетический комплекс страны, который до сих пор кормит Россию.

Б.Е. Щербину считают основателем качественно новой индустриально-мобильной отрасли по созданию трубопроводов и обустройству месторождений. Он стоял у истоков вахтово-экспедиционного и комплектно-блочного строительства в условиях Крайнего Севера. Его идею передачи по трубопроводам угольной суспензии собираются осуществить в XXI веке. Апофеоз - сооружение газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, того самого, на который американцы наложили эмбарго, но не сумели помешать вводу в эксплуатацию.

Он умел работать на перспективу, редко бывал в отпуске, тосковал в праздники и оживал в водовороте грандиозных строек. С подчиненных спрашивал строго, отчитывал сурово, хвалил редко, одаривал по-царски. На него нет обиженных за науку, но множество благодарных - за звания, награды и высокие премии. Сотни людей считают себя его учениками и с благодарностью говорят о школе Щербины. При этом ни один из них не может похвалиться тем, что был со Щербиной на «короткой ноге».

Борис Евдокимович не пил, не курил, не принимал презентов, не любил охоту, не ездил на рыбалку. Его хобби были книги, научные статьи и изредка шахматы…

Он умер в 1990 году, когда начало рушиться все, чему он так самоотверженно служил.».

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Гарнюк С.Д. Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Министров СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.

Публикации в сети Интернет

Чирсков В.Г. Борис Щербина. Молодая гвардия, 2009, ЖЗЛ

Чирсков В.Г. Уроки Щербины. Москва, 1999 г.