Поляков Виктор Николаевич – генеральный директор Волжского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, Куйбышевская область.
Родился 18 февраля (3 марта) 1915 года в Томске в семье служащего. Русский.
Трудовую деятельность начал в 1930 году: работал учеником слесаря и слесарем автобазы ВСНХ СССР (Наркомтяжпрома СССР). В 1934-1937 годах – мастер, заместитель начальника цеха Московского авторемонтного завода №3. В 1938 году окончил Московский автодорожный институт (вечернее отделение).
В 1938-1946 годах служил в РККА, участник Великой Отечественной войны. Занимал, в том числе, должности командира паркового взвода отдельной автороты подвоза 70-й морской стрелковой бригады (1943 год), командира 220-го отдельного ремонтно-восстановительного ремонта автомобилей (1945 год). В 1944 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Инженер-капитан. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
С 1946 года работал на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА), выпускавшем легковые автомобили «Москвич»: начальник лаборатории, начальник цеха, заместитель главного инженера, главный конструктор, главный инженер, с 1958 по 1963 год – директор МЗМА.
С 1963 года работал в Московском городском совнархозе (СНХ): первый заместитель председателя СНХ (март 1963 - март 1965), и.о. председателя СНХ (март - июнь 1965), председатель СНХ (июнь 1965 - январь 1966).
В 1965-1975 годах – заместитель Министра автомобильной промышленности СССР, с августа 1966 года одновременно директор строящегося Волжского автомобильного завода (ВАЗ), а с 1971 года – генеральный директор Волжского автомобильного завода (впоследствии – Волжского объединения по производству легковых автомобилей) в городе Тольятти Куйбышевской (ныне – Самарской) области.
За время руководства заводом Полякова автогигант был построен в кратчайшие сроки. Как директор завода приложил огромные усилия для запуска завода в эксплуатацию. 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые 6 автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. 24 марта 1971 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию автомобильной промышленности Полякову Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 17 июля 1975 по 18 октября 1986 года – Министр автомобильной промышленности СССР.
Период его работы во главе автопрома – пик развития советского автомобилестроения. За 11 лет Советский Союз прочно обосновался на шестом месте в мире по производству легковых автомобилей (после США, Японии, ФРГ, Франции и Италии). Объем ежегодного выпуска составлял порядка 1,3 миллиона штук, а общее количество транспорта, обновлявшего автопарк страны, превысило 2 млн автомобилей.
Благодаря нему появился и поддерживался проект «народного» автомобиля «особо малого класса» «Ока» . Полякову неоднократно приходилось решать споры и проблемы, возникавшие у производителей этой автомашины – ВАЗа, КамАЗа и СеАЗа. В 1977 году с конвейера ВАЗа сошёл полноприводной советский внедорожник «Нива», который стал пользоваться большим спросом, как в СССР, так и за рубежом.
Член ЦК КПСС (март 1981 – апрель 1989), кандидат в члены ЦК КПСС (1976-1981). Депутат Верховного Совета СССР 9-го - 11-го созывов (1974-1987).
С октября 1986 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения.
В 1986-1992 годах работал экспертом центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторого института. В 1994-1999 годах – начальник консультационно-экспертного отдела представительства ВАЗа в Москве. С 1999 года работал в аналитическом центре ВАЗа, оказывал помощь в анализе ценообразования и себестоимости материалов и комплектующих изделий поставщиков, разработке предложений по снижению материальных затрат на производство автомобилей.
Жил в Москве. Скончался 1 июня 2004 года. Похоронен в Тольятти на Баныкинском кладбище.
Почётный гражданин города Тольятти (1995) и Самарской области.
Награждён 4 орденами Ленина (5.04.1971; 5.03.1975; 31.03.1981; 1.03.1985), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (22.08.1966), Красной Звезды (30.09.1945), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (06.01.1995), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.04.1943)
Имя В.Н. Полякова занесено в Книгу Почёта ОАО «АвтоВАЗ». В честь Полякова названы улица и площадь в Тольятти. 19 апреля 2007 года открыт памятник Полякову у здания заводоуправления ВАЗа. В Москве на доме, в котором жил В.Н. Поляков, установлена мемориальная доска. Распоряжением мэрии Тольятти от 25 февраля 2015 года муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению лицею №76 присвоено имя В.Н. Полякова, а 2 марта того же года на здании лицея ему была установлена мемориальная доска.