Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Щербаков Иван Иванович

Щербаков Иван Иванович

29.12.1915 - 04.12.1960

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 8984

Орден Ленина № 59086

Щербаков Иван Иванович - командир эскадрильи 176-го гвардейского истребительного авиационного Проскуровского Краснознаменного ордена Александра Невского полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии капитан.


Родился  29 декабря 1915 года в деревне Ивашково ныне Пронского района Рязанской области в крестьянской семье. Русский.  Окончил 8 классов, школу ФЗУ и аэроклуб. Работал слесарем. Призван в армию в 1940 году. В том же году окончил Ярославскую военную авиационную школу пилотов. Служил с 1941 по 1943 год в Вязниковской авиационной школе пилотов (Владимирская область) летчиком-инструктором.

В действующей армии – с сентября 1943 года. В боевых вылетах принимал участие с 20 января 1944 года. Сражался на истребителях Ла-5 и Ла-7 в 19-м (с 19 августа 1944 года – 176-м гвардейском) истребительном авиационном полку на 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах.

Полк, в котором служил трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб и еще ряд известных летчиков-истребителей, входил отдельной боевой единицей в состав 2-й, 6-й, 16-й воздушных армий.

В составе 2-й воздушной армии И.И.Щербаков участвовал на 1-м Украинском фронте в  Ровно-Луцкой наступательной операции (27 января – 11 февраля 1944 года), в том числе в освобождении станции Шепетовка; Проскуровско-Черновицкой наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года), в том числе освобождении городов Чертков, Гусятин, Залещики, Проскуров (ныне Хмельницкий). Здесь он одержал свои первые воздушные победы, сбив 1 мая 1944 года в один день два вражеских истребителя Ме-109.

На 1-м Белорусском фронте в составе 16-й, а затем 6-й воздушной армии участвовал в Бобруйской (24 – 29 июня 1944 года) и Люблин-Брестской  (18 июля – 2 августа 1944 года) наступательных операциях – этапах Белорусской стратегической операции «Багратион», в том числе освобождении городов Бобруйск и Барановичи (Белоруссия), Ковель (Украина),  польских городов Лукув, Люблин, Миньск-Мазовецки, Седлец (Седльце).

На 3-м Прибалтийском фронте в составе 14-й воздушной армии участвовал в Рижской наступательной  операции (14 сентября – 22 октября 1944 года) – составной части Прибалтийской стратегической операции.

На 1-м Белорусском фронте в составе 16-й воздушной армии участвовал в Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года)  – составной части Висло-Одерской стратегической операции, в том числе освобождении городов Скерневице, Лович, Сохачев, Лодзь, Кутно.

В феврале-марте 1945 года участвовал в воздушных боях над территорией Германии, в прикрытии Одерских плацдармов на  подступах к Берлину.

С 16 апреля по 8 мая 1945 года участвовал в Берлинсской стратегической наступательной операции. Перед операцией полк был передан в оперативное подчинение 265-й истребительной авиационной дивизии. В этой операции И.И.Щербаков одержал свои последние воздушные победы.

К концу войны совершил 123 успешных боевых вылета, в 20 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Щербакову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны  продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1957 года полковник И.И.Щербаков – в  запасе. Жил в городе Кременчуг Полтавской области.

Скончался 4 декабря 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В городе Вязники на здании, где во время войны располагалась Вязниковская военная авиационная школа пилотов, установлена мемориальная доска с именами Героев Советского Союза этой школы, в том числе с именем И.И.Щербакова.

Награжден  орденом Ленина (15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (25.07.1944; 19.11.1944), орденом Александра Невского (15.04.1945), 2 орденами Красной Звезды, медалями.


Из наградного листа

В Отечественной войне участвует с 20 января 1944 года в составе 176 гвардейского истребительного авиаполка на 1-м Украинском, 3-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах в должности летчика старшего и с октября 1944 года – командира эскадрильи.
За это время показал в боях образцы мужества и отваги, беспредельной преданности родине, умеющим побеждать врага не числом, а уменьем и хитростью. Обладая высокими летными качествами, техникой пилотирования, грамотно используя летно-тактические данные самолетов Ла-5 и Ла-7, в воздушных боях всегда выходит победителем. В самых сложных условиях воздушного боя не теряется и принимает правильное решение.
В момент наступательных боев на житомирском направлении, затем на Варшавском и Берлинском направлениях тов. Щербаков отдает все силы и умение для быстрейшего разгрома немецких захватчиков, не допуская воздушного противника осуществить свой замысел.
Так за период с 20 января 1944 года по 1 мая 1945 года тов. Щербаков произвел 123 успешных боевых вылета на свободную охоту. Участвовал в 20 воздушных боях, в которых сбил 15 самолетов противника: 3 Ме-109, 10 ФВ-190, 2 ФВ-189.
Материалы, подтверждающие факты сбития самолетов противника в виде рапортов экипажей и фотоснимков, произведенных из фотокинопулемета, хранятся в штабе полка.
За 7 лично сбитых самолетов противника, 82 успешных боевых вылета, грамотное и правильное руководство эскадрильей награжден двумя орденами «Красное Знамя» и орденом «Александр Невский».

1.5.1944 года, парой вылетев на свободную охоту, в районе Тлумач встретил два Ме-109. Атаковал ведущего и с дистанции 150 метров сбил его, который загорелся и упал южнее Тлумач., что подтвердила наземная радиостанция. При выходе из атаки увидел второго Ме-109 и пошел на сближение. Ме-109 пикированием до бреющего пытался выйти из удара, но при выходе из пике Щербаков  атаковал и сбил его. Упал в районе Тысменица.

20.7.1944 года, парой вылетев на свободную охоту в район Холм, встретил и вел воздушный бой с двумя ФВ-190. Атакой в хвост с ракурса 1/4 с дистанции 70-50 метров сбил один Фв-190, который упал в районе Жалин.

21.7.1944 года, вылетев в составе 8 экипажей на свободную охоту, в районе Холм встретили и вели воздушный  бой с 8 ФВ-190. Щербаков атаковал один ФВ-190 на выходе из боевого разворота и сзади-сверху с расстояния 70-50 м сбил его. Самолет противника загорелся в воздухе и упал в районе 4 – 6 км западнее Холм.

4.8.1944 года, парой вылетев на свободную охоту в район Варка, встретили и вели воздушный бой с одним ФВ-189. В результате боя Щербаков сбил ФВ-189, который упал в 3 км северо-западнее Могельница.

23.9.1944 года, будучи на 3 Прибалтийском фронте, вылетел парой на свободную охоту в район Тырва. Был направлен станцией радионаведения на группу из 10 самолетов ФВ-190 с бомбами. Атаковал сзади-сверху крайнего ФВ-190, который загорелся и беспорядочным падением врезался в землю южнее Руейна. Остальные самолеты противника с переворота сбросили бомбы, ушли на свою территорию.

25.9.1944 года  парой вылетев на свободную охоту, в районе Дикли (15 км северо-западнее Валмиера) встретили и вели бой с группой до 10 ВФ-190. Щербаков сзади-сверху атаковал и сбил ведомого первой пары, который упал в районе 6-8 км восточнее Дикли.

9.2.1945 года, вылетев на прикрытие переправ в районе 7-10 км Гросснойдорф (1-й Белорусский фронт) встретили и атаковали ФВ-190. После атаки Щербакова самолет противника загорелся и упал в районе 3 км западнее Райхенов.

22.3.1945 года, вылетев в составе 6 экипажей парами на свободную охоту, в районе Буков, встретили группу до 20 ФВ-190. Пара Щербакова вела бой с 8 ФВ-190. В результате боя Щербаков сбил 1 ФВ-190, который упал в 3 – 4 км северо-восточнее Буков.

23.3.1945 года, парой вылетев на свободную охоту, в районе Геритц, встретили два ФВ-190. Зашел сзади- сверху и с дистанции 80 м сбил 1 ФВ-190. Самолет противника взорвался в воздухе, летчик покинул самолет с парашютом. Вторую атаку Щербаков произвел по второй паре ФВ-190, находившейся ниже первой пары. Сзади-снизу с дистанции 80 м сбил один ФВ-190, который горящим упал в 3 км южнее Заксендорф.
Выйдя из атаки, южнее Кюстрин обнаружил одного ФВ-190. Щербаков сделал одну атаку безрезультатно и приказал атаковать ведомому, который сзади под ракурсом 0/4 атаковал и сбил его.

Вылетев на свободную охоту в тот же день, в районе Зеелов встретил 14 ФВ-190 и 2 Ме-109. Щербаков сзади с дистанции 150-80 м атаковал и сбил 1 ФВ-190, который упал горящим юго-западнее Зеелов.

17.4.1945 года, вылетев в составе 6 экипажей на свободную охоту в район Мюнхеберг, Врицен,  встретили и вели бой с 6 ФВ-190. Щербаков атаковал сзади-снизу одного ФВ-190 и сбил его. Продолжая полет, в 10-15 км севернее Мюнхеберг встретили 3 ФВ-190. Один из них потянулся за ведомым Щербакова, набирая высоту. Щербаков, воспользовавшись тем, что ФВ-190 потерял скорость, зашел ему в хвост сзади-снизу и с кабрирования атаковал ФВ-190. Самолет горящим упал в районе 2 – 3 км от Претцен.

23.4.1945 года, парой вылетев на свободную охоту в район Бернау, впереди себя обнаружил один Ме-109, идущий курсом на восток. Преследуя самолет противника, Щербаков догнал его и снизу-справа атаковал, с дистанции 150-30 м сбил. Самолет упал в районе Фридрихсфельде.

Получая самые ответственные задачи, лично их выполняет и водит в бой подчиненный состав. Под руководством и при непосредственном участии тов. Щербакова его эскадрилья произвела 505 успешных боевых вылетов, провела 38 воздушных боев, в ходе которых сбито 45 самолетов противника. Свои потери – 1 экипаж. Сам сбит не был, аварий и поломок не имеет.

За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецкими захватчиками, проявленные при этом доблесть и мужество, 15 лично сбитых самолетов противника достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 176 гвиап Герой Советского Союза гвардии полковник Чупиков
10 мая 1945 года

Фото Героя - с сайта "Красные соколы".

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»