Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Хрущёв Иван Максимович

Хрущёв Иван Максимович

03.01.1915 - 31.08.1990

Герой Советского Союза

Даты указов

13.03.1944

Медаль № 3597

Хрущёв Иван Максимович – заместитель командира эскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка 50-й авиационной дивизии 6-го авиационного корпуса авиации дальнего действия, гвардии старший лейтенант.

Родился 3 января 1915 года в селе Большие Сакмы Пугачёвского района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил девять классов средней школы в городе Краснодар. Работал шофёром.

В 1936 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году демобилизовался. Вторично призван в 1939 году. В 1941 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с 20 августа 1941 года.

27 августа 1941 года днём, действуя в составе 7 самолётов по скоплению мотомеханизированных войск противника на переправе через реку Днепр в районе Днепропетровска, группа самолётов, несмотря на сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, прорвалась к цели, сброшенными бомбами была уничтожена переправа и более 10 танков.

При отходе от цели самолёты были атакованы 15 истребителями противника, в результате неравного боя группа сбила 8 истребителей противника, из них 1 истребитель сбил экипаж И.М Хрущёва. В неравном бою его самолёт был подожжён истребителем, объятый пламенем самолёт И.М Хрущёв перетянул через линию фронта и благополучно произвёл посадку на своей территории, чем спас жизнь раненого экипажа.

15 октября 1942 года в затянутую сплошной низкой слоисто-дождевой облачностью ночь экипаж И.М Хрущёва вылетел на бомбардировку аэродрома противника Белореченская. Рельеф местности заставлял соблюдать заданный профиль полёта, но низкая облачность, толщиной до 1000 метров мешала выдерживанию профиля и, следовательно, дальнейшему продолжению полёта. Пробиваясь к цели, самолёт дважды обледеневал. Появившись над целью, самолёт был обстрелян огнём зенитной артиллерии. Искусно маневрируя, экипаж сбросил прицельно бомбовый груз, на вражеском аэродроме вспыхнуло 6 очагов пожара – уничтожено 4 самолёта фокке-вульф.

15 мая 1943 года ночью, действуя по переднему краю обороны противника, прямым попаданием бомб уничтожил большой склад боеприпасов в станице Старотитаровская.

25 мая 1943 года ночью, нанося бомбардировочный удар по аэродрому противника Анапа, экипаж, невзирая на плохие метеоусловия (грозовая облачность, местами дождь) пробился к цели, с высоты 2100 метров, маневрируя среди шквального огня зенитной артиллерии, прицельно сбросил бомбы. На аэродроме было вызвано два сильных взрыва с последующими большими пожарами. Был уничтожен штабель с бомбами и один самолёт.

15 августа 1943 года ночью, бомбардируя скопление эшелонов с войсками и техникой противника на железнодорожной станции Ясиноватая, прямым попаданием бомб взорвал эшелон с боеприпасами.

В ночь на 19 сентября 1943 года, разрушая железнодорожные пути и уничтожая скопление эшелонов на железнодорожном узле Джанкой, сброшенными бомбами взорвал эшелон с боеприпасами.

24 октября 1943 года ночью, действуя по уничтожению складов на железнодорожном узле Никополь, в результате прицельно сброшенных бомб на склад с боеприпасами вызвал сильный взрыв с последующим пожаром и взрывами.

К ноябрю 1943 года гвардии старший лейтенант И.М Хрущёв, замещая командира эскадрильи 24-го гвардейского авиационного полка 50-й авиационной дивизии 6-го авиационного корпуса авиации дальнего действия, совершил 296 боевых вылетов (из них 267 – ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его войск и боевой техники.

На военно-промышленные объекты, скопление техники и живой силы противника экипажем И.М Хрущёва было сброшено 84800 кг бомб разного калибра, по временно оккупированной территории разбросано 380000 экземпляров листовок. Совершил 11 боевых вылетов в район Керчи, где, несмотря на сильное противодействие (до 60 прожекторов и 20 батарей зенитной артиллерии), метко поражал заданную цель.

Бомбардировочными действиями экипаж уничтожил 13 танков, 27 автомашин, 9 складов горючего, 11 складов боеприпасов. Имеет 47 прямых попаданий в железнодорожное полотно и станционные сооружения, 7 прямых попаданий в цеха и корпуса заводов, разрушил 6 переправ, уничтожил и подавил 13 огневых точек зенитной артиллерии, 12 прожекторов. В воздушных боях сбил 2 и уничтожил на аэродромах 29 самолётов противника. Бомбардировочными ударами и пулемётным огнём вызвал 68 очагов пожара и 75 взрывов различного характера.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Хрущёву Ивану Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3597).

В 1948 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. С 1958 года полковник И.М Хрущёв – в запасе. Жил в Днепропетровске. Скончался 31 августа 1990 года. Похоронен в Днепропетровске на Сурско-Литовском кладбище.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.


Удивительны людские судьбы. Порой ни один литератор не выдумает такой сюжет, какой случается в жизни. Если вы будете проходить по аллее Героев в Пугачеве, задержитесь перед бронзовым образом Ивана Максимовича Хрущева. Биография пилота наполнена яркими событиями.

Родом Иван Максимович Хрущев из Большой Сакмы Краснопартизанского района. Село входило в состав Пугачевского уезда. Разработка сланцевых рудников образовала в 1934 году поселок Горный. Появились новые административные территории и родина Героя оказалась по другую сторону административной границы, в Краснопартизанском районе. Это породило вздорные слухи, что Иван Максимович Хрущев не имеет отношения к пугачевской земле. Нужно просто заглянуть в метрики Героя, и все станет ясно.

У Ивана Максимовича отец и дед Федосей сапожничали: шили и чинили обувь. Отец еще при царе упорно занимался самообразованием, сдал экстерном экзамены на учителя начальной школы. Потом воевал у Чапаева, в 1920-м году был тяжело ранен, возвратился в Сакму и учительствовал до самой смерти. Умер он рано, еще перед войной.

В 1921 году, спасаясь от голода, семья выехала на Кавказ. Ивану было в ту пору шесть лет. Самое сильное впечатление детства – фанерные аэропланы, которые он впервые увидел на юге. И еще, уже в Сакме, босоногим мальчишкой бегал за «фордзоном», первым трактором в селе, мечтал прокатиться на железной машине. Но небо звало сильнее, и он уже тогда сделал свой выбор.

За 10 дней до начала войны Иван Максимович окончил Таганрогскую летную школу. В августе получил под начало тяжелый бомбардировщик. Летал в глубокий тыл противника, уничтожал стратегические объекты врага. На фронт добровольцами ушли и две сестры пилота. Мать, Елена Ивановна, работала на строительстве оборонительных сооружений.

Иван Максимович был не только силен, статен и красив суровой мужской красотой. Он был смелым, удачливым, талантливым летчиком. К ноябрю 1943 года, например, Хрущев совершил 296 боевых вылетов (из них 267 — ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его войск и боевой техники. В воздушных боях сбил два и уничтожил на аэродромах 29 самолетов противника. Иногда он «дотягивал» до своего аэродрома на одном двигателе, на поврежденном самолете, иссеченном осколками, пулеметными очередями. Но что бы ни случалось, Хрущев всегда возвращался из полета. Только в конце войны от прямого попадания бомбардировщик загорелся и стал разваливаться в воздухе. Но перед этим была другая история.

Осенью 1942 года при подготовке к очередному ночному дальнему полету в Белоруссию Иван Максимович получил задание доставить в определенное место парашютиста и уже потом приступать к выполнению основного боевого задания. Так бывало не раз. Иван Максимович пошел знакомиться с парашютистом.

На него смотрели огромные голубые глаза, по плечам вились русые волосы. Девушка была совсем юная, на вид лет 18. Пилот и предположить не мог, что перед ним стояла командир диверсионной группы подрывников.

Что – то произошло. Они оба почувствовали эти невидимые нити, которые тянули их друг к другу. Наверное, это и есть любовь с первого взгляда, настоящая, на всю оставшуюся жизнь. Но говорили они не о чувствах.

- Во сколько полетим? – спросила девушка, взглянув на свои ручные часики и, спохватившись, представилась: – Эльза.

- Иван Хрущев, – ответил пилот. – Полетим скоро… Эльза – из немцев Поволжья? – вопрос пустой, но не молчать же…

Девушка отрицательно покачала головой.

- Из Белоруссии.

Эльза Ефимовна воевала в тылу врага 1158 дней. Со своей группой входила в составы партизанских отрядов, взрывала мосты, железнодорожные составы, ходила на оперативные задания в Минск, была на грани провала, но ускользнула от гестапо, принимала самолеты с Большой земли с оружием и отправляла с ранеными. Постоянный риск не сделал ее суровой. Все те же голубые глаза, русые волосы, легкая походка. Она думала о красивом пилоте. Случайная встреча. Как давно это было. Где он, жив ли?

Иван Максимович на своем бомбардировщике продолжал успешно громить врага. 13 марта 1944 года за мужество и успешное выполнение боевых заданий Хрущеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Третьего июня уже над польской территорией самолет Хрущева был сожжен в воздухе.

Эльза прочитала объявление. Оно было написано по всем правилам, на бланке с орлом и фашистской свастикой. Отпечатано на машинке на польском языке: «Немецкое командование доводит до сведения всех жителей, что в воздушном бою был сбит советский бомбардировщик. Двоим членам экипажа удалось спастись.

Немецкое командование напоминает: за укрывательство советских военнослужащих – расстрел, за помощь в поимке – денежное вознаграждение – 10 тысяч марок за каждого…»

Эльза Ефимовна со своей группой получила задание найти летчиков. И нашла. Они появились из-за кустов: один – среднего роста, худощавый, второй – высокий, заросший бородой и усами; шагал неторопливо, вразвалку. Что-то в нем непонятно знакомое. Где видела она этого высокого бородача? Он совсем рядом.

- Иван! Ваня! – Летчики остановились.

- Эльза?! – Хрущев развел руками. – Вот так встреча!

- Ванечка, – она обнимала его, самого близкого и желанного человека.

Бойцы вышли из засады. Шутливо говорили, что теперь дело за свадьбой.

Свадьбу Иван и Эльза сыграли лишь через полгода. Война потребовала от них новых суровых испытаний на мужество и отвагу: Эльза Ефимовна в составе партизанского отряда продолжала рейды по тылам врага. Иван Максимович водил эскадрилью на бомбежку фашистских аэродромов, военных объектов, переправ, складов… Встретились они снова в канун победного 1945 года в штабе фронта, куда были вызваны за получением наград: Иван Максимович – ордена Ленина и Золотой Звезды Героя Советского Союза, Эльза Ефимовна – ордена Красной Звезды.

Воевал Иван Максимович знатно. Помимо Золотой звезды героя, у военного летчика два ордена Ленина, 3 ордена Боевого Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, медали, золотые часы от Советского правительства.

После Победы Иван Максимович служил в Армии до 1958 года, вышел в отставку, занимался, как и Эльза Ефимовна, общественной работой по патриотическому воспитанию молодежи. Обосновались Хрущевы в Днепропетровске. Иван Максимович перевез к себе маму на жительство из Большой Сакмы. Герой переписывался с земляками и до последнего дня интересовался заволжскими новостями. 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Мы - с Волги! - Куйбышев: Куйбышевское кн. изд., 1985.