Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Борисов Пётр Сергеевич

Борисов Пётр Сергеевич

27.06.1921 - 29.02.1968

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 8255

Орден Ленина № 59144

Борисов Пётр Сергеевич — заместитель командира эскадрильи 686-го штурмового авиационного Севастопольского полка (289-я штурмовая авиационная Никопольская Краснознамённая дивизия, 7-й штурмовой авиационный Севастопольский корпус, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), старший лейтенант.

Родился 27 июня 1921 года в деревне Сторожевое ныне Ленинского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. Учился в начальной школе деревни Сторожевое. В 1938 году окончил 7-й класс средней школы в селе Яковлево (с 1939 года – поселок Ленинский), затем учился в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). После ее окончания работал слесарем-сборщиком Тульского оружейного завода. Параллельно с работой на заводе учился в аэроклубе.

Призван в армию в декабре 1940 года Ленинским райвоенкоматом Тульской области. Направлен в Таганрогскую авиационную школу пилотов. В октябре 1941 года в связи с приближением линии фронта школа была из Таганрога эвакуирована в Омск, где она в полном составе вошла в Омскую военную авиационную школу пилотов. П.С. Борисов окончил Омcкую школу в октябре 1942 года в звании младшего лейтенанта.

Служил в 34-м запасном авиационном полку в Ижевске, затем в 10-м отдельном учебно-тренировочном авиационном полку.

В действующей армии младший лейтенант Н.С. Борисов — с 28 апреля 1943 года. Сражался на штурмовике Ил-2 в 289-й штурмовой авиационной дивизии на Южном (с 20 октября 1943 года – 4-м Украинском), 3-м, 1-м, 2-м Прибалтийских и Ленинградском фронтах.

На Южном (4-м Украинском) фронте в составе 8-й воздушной армии участвовал в Донбасской стратегической (13 августа – 22 сентября 1943 года), Мелитопольской (26 сентября – 5 ноября 1943 года) наступательных операциях, Никопольско-Криворожской стратегической (30 января – 29 февраля 1944 года) наступательной операции и освобождении Никополя, Крымской стратегической операции (8 апреля – 12 мая 1944 года) – при форсировании Сиваша, прорыве перекопского оборонительного рубежа, наступлении в глубь Крымского полуострова, штурме Сапун-горы, освобождении Севастополя, ликвидации войск противника, блокированных на мысе Херсонес, ударах по его кораблям на Черном море.

На 3-м Прибалтийском фронте в составе 14-й воздушной армии с 17 августа по 6 сентября 1944 года участвовал в Тартуской наступательной операции на территории Эстонии, с 14 сентября по 22 октября 1944 года — в Рижской стратегической наступательной операции и освобождении Латвии.

На 1-м Прибалтийском фронте в составе 3-й воздушной армии участвовал с конца октября 1944 года до февраля 1945 года в поддержке наземных войск фронта в наступательных боях на шяуляйском направлении, разгроме шяуляйской группировки противника, прорыве к Балтийскому морю, блокированию на Курляндском полуострове германской группы войск «Север».

На 2-м Прибалтийском, а с 1 апреля 1945 года до конца войны — Ленинградском (Курляндская группа войск) фронтах в составе 15-й воздушной армии участвовал в разгроме курляндской группировки противника.

К 8 мая 1945 года П.С. Борисов совершил 132 успешных вылета на самолёте Ил-2 и нанёс большой ущерб противнику в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне старшему лейтенанту Борисову Петру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны П.С. Борисов продолжал служить в ВВС. В 1948 году был уволен в запас, жил и работал на родине, в деревне Сторожевое, затем в деревне Федоровка. В конце 60-х годов ему была предоставлена квартира в поселке Ленинский Ленинского района, в микрорайоне Ленинского горно-химического комбината.

Умер 29 февраля 1968 года. Похоронен на Старом кладбище поселка Ленинский.

Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (31.10.1943; 15.05.1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (13.10.1944), Красной Звезды (21.08.1943), медалями.

Именем Героя названа улица в поселке Ленинский. Ленинской школе № 1 присвоено имя П.С.Борисова. На здании школы и на доме, где он жил последние годы, установлены мемориальные доски.

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использованы материалы с сайта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 46» Основное фото – с этого сайта.


Из наградного листа

Тов. Борисов на фронтах Отечественной войны принимает участие с апреля 1943 года. Начал свой боевой путь в Сальских степях по прорыву обороны противника на р. Миус. Всего совершил 132 боевых вылетов на самолете Ил-2.

В итоге проделанной боевой работы тов. Борисов нанес большой ущерб противнику в технике и живой силе:
Южный фронт – совершил 71 успешный боевой вылет. Уничтожил 2 танка, 1 самоходное орудие «Фердинанд», 7 полевых артиллерийских орудий, 6 орудий зенитной артиллерии, 17 автомашин, 11 конных повозок, взорвал склад с боеприпасами, подавил огонь 14 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, расстрелял до 200 гитлеровцев.

4-й Украинский фронт – совершил 20 успешных боевых вылетов. Уничтожил 3 танка, 4 тягача, 5 артиллерийских орудий, 5 орудий зенитной артиллерии, 6 автомашин, подавил огонь 2 батарей зенитной артиллерии.

3-й Прибалтийский фронт – совершил 10 успешных боевых вылетов. Уничтожил 4 автомашины, подавил огонь 3 батарей зенитной артиллерии, создал 2 очага пожара, истребил до 20 гитлеровцев.

2-й и 1-й Прибалтийские фронты – совершил 31 успешный боевой вылет. Уничтожил 4 миномета с расчетами, 2 полевых орудия, 14 автомашин, создал 3 очага пожара, подбил танк, уничтожил до 60 гитлеровцев.

Слава мастера штурмовых ударов пришла к Борисову не сама, а как результат упорного, ежедневного самоусовершенствования, детального анализа каждого вылета. Борисов отлично владеет своей машиной, выжимая до предела все ее летно-технические возможности. Довольно один раз взглянуть на его «воздушную походку», чтобы убедиться в этом. Он хладнокровный, искусный воздушный воин и над целью использует свою машину с максимальной эффективностью. Для него не существует ограниченной летной погоды, он летает при видимости 1 – 1,5 км, при высоте облачности 100 – 150 м, систематически пользуется радиополукомпасом РПК-10* и воздушной радиосвязью, имеет квалификацию радиста 1-го класса. Отлично владеет техникой пилотирования, а также ведет общую и детальную ориентировку, точно выходит на цель. Он знает только прицельный огонь, наверняка с первой атаки поражает объект.
Если Борисов летит на разведку, то можно быть уверенным, что разведданные будут достоверными и исчерпывающими. Фото-разведданные всегда подтверждаются визуальными наблюдениями. Мельчайшие признаки тщательно замаскированных объектов не скроются от его наблюдательного тренированного глаза.
В его руках грозный «Ильюшин» – это верная смерть сотен фашистских мерзавцев. Десятки тонн сброшенных бомб – это факелы танков со свастикой, развороченные ДОТы, взорванные склады боеприпасов, обломки автомашин, разбитые батареи.

Горячий боевой порыв, мужество и хладнокровие, выдержка и отвага, готовность придти на помощь попавшему в беду товарищу, даже если это связано с риском для жизни, благородное стремление продолжать боевые традиции своей части, честь полкового знамени – вот основные штрихи портрета тов. Борисова. Он имеет ряд благодарностей от вышестоящего командования и пользуется авторитетом бесстрашного воздушного воина – мастера штурмовых ударов.

За отличное выполнение боевых заданий командования по освобождению Родины от немецких захватчиков и проявленные в боях доблесть, мужество и геройство старший лейтенант Борисов, совершивший 132 успешных боевых вылета, достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

ВРИД командира 686 штурмового авиационного Севастопольского полка майор Писарев
8 мая 1945 года.

------------------------------------------------------
• Радиополукомпас РПК-10 – радионавигационный прибор, позволяющий летчику приводить самолет на cвой аэродром по радиомаяку при любых условиях погоды, вне видимости земных ориентиров.

Из очерка С.Шингарева в книге «Бессмертен подвиг их высокий»

Какую только работу не пришлось выполнять Борисову: штурмовал танки и артиллерийские позиции противника, топил корабли и самоходные баржи, летал на воздушную разведку, дрался в воздухе с «мессерами» и «фокке-вульфами», громил вражеские колонны, вступал в поединок с зенитками, ходил на свободную охоту.
…1943 год. Ноябрь. Войска 4-го Украинского фронта вышли на подступы к Никополю. Фашистское командование на левобережье Днепра спешно сосредоточивало отборные танковые и эсэсовские соединения.
Надевая парашют, Борисов посмотрел на небо. Плотные дождевые облака темным куполом нависли над аэродромом. Крупные капли дождя гулко стучали по крыльям самолета. «Хоть «мессеров» не встречу», – подумал летчик. Но он ошибся.
Самолет, прижавшись к нижней кромке облаков, шел над серединой Днепра. Летчик, напрягая зрение, внимательно рассматривал очертания берегов и рябоватую от дождя водную поверхность реки. Днепр, о котором Борисов так много читал и слышал, с высоты казался угрюмым и неприветливым.
«Возможно, не там я ищу переправу», – подумал летчик. Нет, не мог ошибиться майор в определении предполагаемого района переправы. «Нужно искать», – подумал он.
Штурмовик зигзагами несся над рекой. По курсу полета на правом берегу показалась Мечиславка – поворотный пункт. Неожиданнов в небе возникла плотная стена разывов. Летчик обрадовался. Сказал стрелку:
– Стреляют – значит, что-то есть.
– Пока, кроме зенитных снарядов, ничего, – ответил Глущенко.
Боевой разворот. Теряя высоту, летчик направил штурмовик в самую гущу разрывов. Его острый взгляд выхватил на изгибе реки темную широкую полосу, перечеркнувшую реку.
«Неужели притопленная переправа? Хитро придумали! На десять сантиметров понтоны под воду, и иди любой транспорт. С воздуха не видно. А может, мне показалось?» – встревожился летчик. Он резко развернул «ил» на обратный курс. Еще яростней заметались по небу сполохи разрывов.
– Саша, смотри внимательно.
Летчик приглушил мотор и перевел самолет в беспорядочное падение. Раскачиваясь в воздухе, он падал вниз. Стих зенитный огонь. Видно, немцы ждали, когда «ил» ударится о воду. Но они этого не дождались…
Когда до земли осталось не более двухсот метров, Борисов дал газ и отжал от себя ручку управления. В памяти летчика с фотографической точностью запечатлелась притопленная переправа, многочисленные следы колес и гусениц, оставленные на мокром песке левого берега реки…
Через сорок минут Борисов вел восьмерку «илов» к Никополю. Опять атаки вражеских истребителей. Опять плотный огонь фашистских зениток. Опять от резких маневров дыбом встают земля, небо и река. Когда показался характерный изгиб реки, ведущий нажал кнопку передатчика. В эфир к ведомым пошла короткая команда – приказ:
– Я «Резеда», иду в атаку!
Снайперским ударом советские штурмовики разорвали стальную нить понтонной переправы, связывавшую берега реки. Фашисты лишились важной питательной артерии для своих войск.
Сфотографировав результат удара, летчики благополучно возвратились на свой аэродром.
…Полеты, полеты. На штурмовку, разведку, «охоту». Частенько над боевыми порядками фашистских войск большими группами появлялись Ил-2. В наушниках ведомых раздавался глуховатый спокойный голос ведущего:
– Я «Резеда», иду в атаку!

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»