Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Дворников Георгий Тимофеевич

Дворников Георгий Тимофеевич

01.12.1923 - 30.12.1974

Герой Советского Союза

Даты указов

26.10.1944

Медаль № 4866

Орден Ленина № 17096

Дворников Георгий Тимофеевич – заместитель командира, он же штурман эскадрильи 167-го гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского полка (10-я гвардейская штурмовая авиационная Воронежско-Киевская дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 1 декабря 1923 года в деревне Андреевка ныне Чернского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. Окончил неполную среднюю школу и Тульский аэроклуб. Призван в армию в 1941 году Чернским райвоенкоматом. В 1942 году окончил военную авиационную школу пилотов в городе Молотов (ныне Пермь).

В действующей армии – с 15 марта 1943 года. Сражался на самолёте Ил-2 в 617-м (с 5 февраля 1944 года – 167-м гвардейском) штурмовом авиационном полку 291-й (с 5 февраля 1944 года – 10-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии на Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском), 2-м и 3-м Украинских фронтах.

В боевых вылетах принимал участие с июля 1943 года, в сражении на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года).

В дальнейшем участвовал в составе 2-й воздушной армии в Сумско-Прилукской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года), битве за Днепр, Киевской наступательной операции (3-13 ноября 1943 года) и освобождении Киева, Киевской оборонительной операции (13 ноября – 22 декабря 1943 года), Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года), Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля), Львовско-Сандомирской стратегической (13-31 июля 1944 года) наступательных операциях.

К 6 августа 1944 года совершил 161 успешный боевой вылет на разведку, штурмовку и бомбардировку скоплений войск и техники, оборонительных рубежей, артиллерийских позиций, транспортных коммуникаций противника. Нанес врагу значительный урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Дворникову Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После Львовско-Сандомирской операции Г.Т.Дворников в составе 5-й воздушной армии на 2-м Украинском фронте участвовал в Ясско-Кишинёвской стратегической наступательной операции (20-29 августа 1944 года) и освобождении Румынии, в том числе городов Яссы, Фокшаны, Рымникул-Сэрат (Рымник), в боях на подступах к Бухаресту.

На 3-м Украинском фронте в составе 17-й воздушной армии участвовал в Белградской наступательной операции (28 сентября – 20 октября 1944 года) на территории Югославии и в освобождении Белграда.

После этого Г.Т.Дворников в составе своей дивизии находился в составе авиационной группы генерал-майора А.Н.Витрука, действовавшей в интересах Югославской Народно-освободительной армии и параллельно проводившей подготовку лётных и технических кадров для вновь создаваемой югославской авиации. Участвовал в разгроме группировок противника на территории Югославии и Венгрии, в том числе в Балатонской оборонительной операции (6-15 марта 1945 года).

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1957 году окончил Военно-воздушную академию и был назначен на должность заместителя командира учебного полка Омского военного авиационного училища летчиков. В дальнейшем переведен на ту же должность в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков.

В бытность службы в авиационном полку, базировавшемся на аэродроме Купино Новосибирской области, был избран депутатом районного совета Купинского района.

С 1970 года военный летчик-инструктор 1-го класса подполковник Г.Т.Дворников – в запасе. Жил в Тамбове, работал инструктором ДОСААФ.

Скончался 30 декабря 1974 года. Похоронен в Тамбове на Воздвиженском кладбище.

Награждён орденом Ленина (26.10.1944), 3 орденами Красного Знамени (11.08.1943; 10.10.1943; 31.12.1943), орденами Отечественной войны 2-й степени (07.11.1943), Красной Звезды (30.12.1956), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (17.05.1951).


Из наградного листа

Тов. Дворников активное участие в боевых операциях полка начал на Воронежском фронте в период наступления войск противника на Белгородском направлении в июле 1943 года.
За период боевых действий на Белгородском направлении тов. Дворников показал себя как подлинный герой, мастер разведок и штурмовых ударов по фашистским войскам и технике. Своими разведывательными полетами тов. Дворников активно помогал наземным войскам, и неоднократно по данным тов. Дворникова наземные части переходили в наступление, прорывая оборонительные рубежи и занимая важные опорные пункты.
В период наступления войск 1-го Украинского фронта на Киевском направлении, при форсировании реки Днепр, расширения плацдармов на правом берегу Днепра и при освобождении Киева, Василькова, Фастова, Белой Церкви, Житомира и других тов. Дворников активно участвовал во всех этих операциях, проявляя героизм, мужество, храбрость и отвагу, вкладывая в каждый полет все свои знания, умение, энергию и силу на разгром ненавистного врага.
Только за этот период тов. Дворников 9 раз был подбит зенитной артиллерией и истребителями противника, но, благодаря проявляемому мужеству, отваге и умению, на подбитом самолете перетягивал линию фронта и посадку производил на своей территории.
56 раз тов. Дворников поднимал свою машину на охоту и разведку войск противника и все задания выполнял образцово.

19.7.1943 года тов. Дворников получил задачу на разведку оборонительного рубежа противника. Погода не благоприятствовала выполнению задания. При плохой погоде (высота облачности 150-200 м, видимость 500-1000 м) тов. Дворников повел свой самолет на территорию врага в районе Томаровка. Перелетая линию фронта, был обстрелян сильным огнем зенитной артиллерии, в результате чего машина была повреждена снарядом – были повреждены руль поворота и левый элерон, машина кренилась влево. Несмотря на это, тов. Дворников продолжал разведку. Вдруг воздушный стрелок сообщил, что 6 Ме-109 атакуют их самолет. Не теряя ни секунды, тов. Дворников вступил в неравный бой. Умело маневрируя, он в лобовой атаке из пушек и пулеметов лично сбил 2 Ме-109. Продолжая бой, еще одного стервятника сбил его воздушный стрелок.Дворников совершил благополучную посадку на своем аэродроме.

13.10.1943 года по заданию генерал-полковника Худякова тов. Дворников 4 раза летал на разведку сил противника в районах Ходоров, Канев, Малый Букрин, как лучший разведчик. Задание выполнил образцово и доставил ценные разведывательные данные для командования. В результате наземные войска перешли в наступление и заняли важные рубежи.

12.10.1943 года в паре с младшим лейтенантом Дементьевым, охотясь в районе Гребни, Белая Церковь, после выполнения задания на обратном маршруте на высоте 700-800м встретил 4 Ю-88. Навязав им воздушный бой, после двух атак огнем из пушек и пулеметов сбил одного Ю-88.

17.11.1943 года во время охоты по дорогам Киев-Васильков на одном из участков заметил отступающую колонну противника в 300 автомашин, приближающуюся к переправе через реку Сдвиж. С бреющего полета он двумя заходами метким ударом разбил переправу, создав пробку у переправы. Придя на аэродром, он тут же повел группу из 12 Илов на уничтожение автоколонны, где сделал 6 заходов над целью. В результате группой было уничтожено и повреждено до 30 автомашин, убито и ранено до 60 солдат и офицеров противника.

22.1.1944 года тов. Дворников, прилагая все силы, совершил 4 вылета на переброску боеприпасов нашим войскам, окруженным в районе Шубиный Став, в качестве ведущего группы. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, задание выполнил образцово. В результате его успешных действий была оказана большая помощь наземным войскам в выходе из окружения.

Особенно высокие образцы храбрости и героизма тов. Дворников показал при выполнении боевых заданий в период наступления наших войск на Львовском направлении с 14.7.1944 года. Только за 9 дней участия в наступательных операциях имеет 41 успешный боевой вылет в качестве ведущего групп самолётов Ил-2 на штурмовку и бомбардировку техники и живой силы противника в районах Золочев, Зборов, Плугув и окруженной группировки противника в районе западнее Броды.

20.7.1944 года погода не благоприятствовала выполнению боевых заданий, но тов. Дворников, как лучший разведчик-охотник, одним из первых повел группу на уничтожение танков и автомашин в окруженном кольце западнее города Броды. Пробившись сквозь дождь и туман, с высоты бреющего полета тремя заходами на цель уничтожал танки и автомашины противника, пытавшиеся прорвать кольцо окружения в районе Белый - Камень. За два вылета в этот район группы, водимые тов. Дворниковым, нанесли противнику огромный урон в технике и живой силе.

23.7.1944 года тов. Дворников получил задачу нанести удар по железнодорожной станции Ходоров, на которой находился эшелон противника с боеприпасами и живой силой. Станция прикрывалась сильным огнем зенитной артиллерии и 4 истребителями противника. Несмотря на это, проявляя храбрость и мужество, подойдя к станции незамеченным со стороны солнца, группой нанес большой удар по эшелону, в результате чего было сожжено до 15 вагонов, взорван паровоз и в трех местах разрушено железнодорожное полотно.

Из 161 успешного боевого вылета 71 имеет в качестве ведущего групп от 6 до 18 самолетов. Командуя группами штурмовиков, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей противника, задания выполняет во всех случаях образцово, героически и самоотверженно атакуя наземные войска противника.

Тов. Дворников одним из первых выполняет самые сложные задания на разведку, охоту и штурмовку, летает в любую погоду.

За образцовое выполнение 161 успешного боевого вылета на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные в боях за Родину героизм, мужество и отвагу, тов. Дворников достоин представления к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза».

Командир 167-го гвардейского штурмового авиационного Староконстантиновского полка гвардии майор Василин
6 августа 1944 года


Из книги Е.А.Подольного «Алый талисман» о боевых действиях 167-го гвардейского штурмового авиационного полка на Курской дуге

  19 июля. Погода нелетная: низкая облачность, видимость — пятьсот метров. Но приказ есть приказ. Он должен быть выполнен.
  Георгий Дворников, чуть забрезжил рассвет, стартовал с аэродрома Солнцево. Самолеты дивизии были приведены в полную боевую готовность, с тем, чтобы после уточнения дислокации фашистских танковых резервов под Борисовкой обрушить на них всю мощь своего огня и дать возможность войскам Воронежского фронта развивать наступление на Белгород.
  Не долетая до Борисовки, Дворников уклонился вправо, чтобы выйти западнее города, в точку, где Алимкин обнаружил скопление техники. Кроме того, близ Борисовки находится вражеский пост воздушного наблюдения, который при появлении чужого самолета, тем более разведчика, немедленно поднимет истребители.
  «Впрочем, — размышлял Дворников, внимательно осматриваясь по сторонам, — судя по всему, Алимкина атаковали именно над местом скопления техники или вблизи него… Значит, там барражировали истребители. Скорее всего, группировка имеет приданное истребительное прикрытие. А это уже хуже…»
  — Наташа*, что наблюдаешь? — запросил он стрелка.
  — Пока все нормально, гансов не видать.
  — Посматривай вниз. Что заметишь, докладывай. Минут пять еще пролетели молча. Мимо кабины ватными хлопьями скользили низкие облака. В их просветы просматривалась земля: перелески, мелкие переправы на извилистых степных речушках, редкая сетка узеньких проселочных дорог. И вдруг голос стрелка:
  — Командир, пересекли большую дорогу. На обочинах местами видны следы танковых траков.
  — Ага, молодец, Наташка, идем вправо и жмем вдоль дороги.
  — А может, влево?..
  — Нет, вправо, — твердо решил Дворников, закладывая крутой вираж. — Влево — упремся в переправу на Ворскле…
  И вдруг Наташа выкрикнула:
  — Танки в овраге, по курсу!
  — Вижу, — отозвался Георгий, сдерживая волнение. — Теперь следи за воздухом. Теперь уж точно препожалуют «мессеры». Так просто разгуливать нам не дадут.
  Дворников на высоте ста метров «змейкой» прошелся над пологим оврагом, присматриваясь к сгрудившимся на его дне стальным коробкам танков и штурмовых орудий, доложил на пункт наведения воздушной армии:
  — «Вега»! Я «Байкал-седьмой»! Нахожусь в заданном районе, как слышите?
  — Слышу отлично, — отозвалась «Вега», — доложите обстановку!
  — Я «Байкал-седьмой»! Подтверждаю: объект в пятнадцати — двадцати километрах строго на запад от Борисовки, имеет ломаную линию с направлениями пять километров на запад и два — на юг. Обнаружено до четырехсот танков. Как поняли? Прием.
  — «Байкал-седьмой», я «Вега». Вас отлично понял. Возвращайтесь. Конец связи!
  Дворников заложил крутой вираж, разворачиваясь на север, двинув сектор газа вперед.
  Но фашисты, поняв, что обнаружены и что теперь им терять нечего, открыли заградительный зенитный огонь. Эрликоновские дымчатые трассы сплошной стеной встали на пути «ила». «Только бы проскочить!» — с тревогой подумал Дворников, еще прибавляя газ и вводя самолет в пологое пикирование, надеясь пробиться сквозь огненный барьер.
  Машину резко подбросило, завалив в левый крен. Он инстинктивно поймал выбитую сильным ударом ручку управления, с трудом выравнивая идущий теперь со скольжением самолет. Осмотрелся: в левой плоскости — два зияющих рваных отверстия. Крепко выругался, нажимая правую педаль, так как чувствовал, что элеронов на вывод уже не хватает. И тут же услышал тревожный голос Наташи:
  — Командир! У нас разбит руль поворота! — И вслед за этим — как приговор судьбы: — С юга приближаются шесть «мессеров»!..
  — Наташа, слушай меня, — сдавленным от напряжения голосом крикнул Дворников. — Патроны не экономь. Бей через киль — теперь жалеть нечего.
  — Хорошо, — спокойно ответила Беликова. — Я с тобой, командир…
  Самолет сильно кренило влево, и удержать его в горизонтальном полете удавалось, лишь полностью переложив ручку вправо. Мотор работал на предельном режиме, и стрелка температуры масла упрямо уперлась в красную, запретную черту.
  Георгий чувствовал, как горячий пот заливает глаза. Но что задумали фашисты, почему не атакуют?
  Два из шести «мессершмиттов» на повышенной скорости ушли вперед, а четыре, уравняв скорость, выстроились по паре у каждого крыла.
  — Ишь, почетный эскорт устроили, гады! — зло процедил сквозь зубы Георгий и, резко ослабив ручку управления, вдруг юзом скользнул влево, стремительно надвигаясь на ближайший к нему «мессер» с бубновым тузом на тощем фюзеляже. Но тот, мгновенно среагировав, «вспух», поднявшись на несколько метров вверх, показав желтое брюхо, и вновь плавно опустился к левой консоли «горбатого».
  «Мессер» был так близко, что сквозь остекление фонаря была хорошо видна самодовольная рожа фашиста с хрящеватым носом.
  Враг нагло ухмылялся и, покачивая головой, показывал пальцем, затянутым в черную кожу перчатки, на разбитое крыло «ила». Затем поманил рукой.
  — Видала, Наташка, нас фашист в гости приглашает, — невесело пошутил Жора и показал немцу увесистый кулак.
  — Жаль, стрелять нельзя, — пожаловалась Наташа, — вышли они из зоны огня, не дотянуться…
  — Ничего, сейчас зайдут с хвоста, ждать не заставят. Эх, жаль. Обоянь — вот она, рукой подать. Полпути протопали…
  Наташа развернула пулемет до отказа вправо, полоснула очередью, но трассы прошли сзади «мессеров», изгибаясь по параболе.
  Командир группы «мессеров», видно, подал команду — два истребителя, что ушли вперед, развернулись и пошли подбитому штурмовику в лоб, открыв огонь с дальней дистанции.
  Дворниковым овладело чувство ярости: «Нашли легкую поживу, жлобы!» Он, напрягая все силы, с трудом приподнял нос своего «ила», стараясь вогнать пару надвигающихся с бешеной скоростью «мессеров» в прицел на бронестекле. Но те быстро, с саднящим душу воем промелькнули над его кабиной, уходя на боевой разворот для повторного захода.
  «Бубновый туз» больше не улыбался. Он, погрозив Георгию пальцем, резко отвалил назад, уведя с собой три истребителя. Два «мессера» снова были впереди, готовые в любую минуту по команде «туза» ринуться в лобовую атаку.
  Дворников попытался связаться с «Вегой», но ничего не получилось. Видно, вышла из строя бортовая радиостанция.
  Развязка приближалась. Добить одинокий израненный штурмовик шестерке истребителей — разве это проблема? Но случилось невероятное…
  Два «мессера» заходили снова в лоб, а четыре попарно — сзади. Наташа вела огонь длинными очередями, не подпуская врагов на близкую дистанцию. Дворников, заметив заходящую на него пару спереди, выверил положение самолета, тщательно прицелился и, подпустив фашистов поближе, ударил одновременно из всех четырех стволов — и не поверил глазам своим: один «мессершмитт» взорвался в воздухе, другой резко взмыл вверх и, потеряв скорость, в крутой спирали пошел к земле.
  Преследовавшие его сзади гитлеровцы были настолько потрясены увиденным, что некоторое время шли, не решаясь подойти к «заколдованному» штурмовику. Однако через несколько секунд придя в себя и поняв, что события принимают неожиданный оборот, немцы вновь с остервенением набросились на «ил», заходя поочередно в атаку. Но Беликова, строча длинными прицельными очередями, не подпускала их ближе ста пятидесяти метров. Тогда командир группы, понимая, что русскому экипажу удалось выиграть время, и вот-вот подоспеют на помощь «яки», с которыми шутки плохи, сам зашел в атаку и, маневрируя, все ближе подбирался к разбитому хвосту «ила». Вот он подошел совсем близко, так что уже хорошо видны масляные потеки на радиаторе, вороненые жерла пушек и пулеметов. Немец старается точно встать в кильватер, в узкое мертвое пространство, затененное килем. Но руль разбит, и Беликова, поймав в прицел своего «Березина» камуфлированное, хищно нацеленное тело «мессера», бьет длинной очередью, проводя поток разящего металла через киль своего же самолета. Куски срезанного киля со скрежетом срываются с самолета, на секунду закрывая собой «мессер». Наташа не сразу поняла, что случилось: фашистский самолет вдруг резко накренился, успев дать залп из пушки и пулеметов, но в следующее мгновение, нарвавшись, как видно, на жало пулеметной очереди, перевернулся и, показав бубновый туз на серо-сизом фюзеляже, круто вошел в пике, оставив рыжеватую полосу дыма.
  Наташа проводила его растерянным взглядом, сама не веря, что все так получилось. Оставшиеся три самолета, израсходовав боекомплект, повернули на юг. Но прежде чем это произошло, они проводили наш самолет до самой посадки и прошли на бреющем вдоль капониров.
  Ломовцев и Изотов, сидя в эмке, которая неслась полным ходом к посадочной полосе, с волнением вглядывались в небо, где с большим креном, скользя на крыло, заходил на посадку изуродованный «ил».
  — Крепко досталось Георгию, а дело сделал. Молодчина! — не скрывая гордости, сказал комиссар.
----------------------------------------------------------------------------
* воздушный стрелок младший сержант Н.Беликова

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Подольный Е.А. Алый талисман. — М.: ДОСААФ, 1979.