Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Пасько Николай Фёдорович

Пасько Николай Фёдорович

12.12.1918 - 16.07.1982

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 8892

Пасько Николай Фёдорович – командир эскадрильи 28-го гвардейского истребительного авиационного Ленинградского ордена Кутузова 3-й степени полка (5-я гвардейская истребительная авиационная Валдайская Краснознамённая дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 12 декабря 1918 года в селе Скрипаи Змиёвского района Харьковской области (Украина) в семье крестьянина. Украинец. Окончил 7 классов, работал слесарем на Харьковском заводе «Пластмассы». Параллельно учился в Харьковском аэроклубе. Окончил школу лётчиков-инструкторов. В Советской Армии с 12 декабря 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А.Ф.Мясникова. Остался служить в ней лётчиком-инструктором. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году Качинская школа была эвакуирована в Красный Кут Саратовской области, где Н.Ф.Пасько продолжал служить до октября 1942 года.

В действующую армию младший лейтенант Н.Ф.Пасько прибыл 30 октября 1942 года. Сражался на Северо-Западном, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском, Ленинградском фронтах в 28-м гвардейском истребительном авиационном полку 239-й, а с марта 1943 года – 5-й гвардейской авиационной дивизии. Полк был вооружен американскими истребителями Р-39 «Аэрокобра».

С 30 октября 1942 по 1 ноября 1943 года воевал на Северо-Западном фронте в составе 6-й воздушной армии. Участвовал в боях в районе Старой Руссы, в том числе в Демянской наступательной операции (15-28 января 1943 года), когда войска фронта пытались перерезать «рамушевский коридор» к Демянскому плацдарму, где находилась крупная группировка германских войск. В дальнейшем вплоть до ноября 1943 года сражался в небе Новгородской и Калининской областей в том же районе.

Приказом по 6-й воздушной армии Северо-Западного фронта от 23 марта 1943 года был награждён орденом Красного Знамени.

9 мая 1943 года гвардии лейтенант Н.Ф.Пасько был назначен командиром звена.

За время боевой деятельности на Северо-Западном фронте гвардии лейтенант Н.Ф.Пасько совершил 109 боевых вылетов, сбил лично 7 самолётов и 1 аэростат противника.

С 1 ноября 1943 по 8 июня 1944 года действовал на 2-м Прибалтийском фронте в составе 15-й воздушной армии, которая с 14 января по 1 марта 1944 года участвовала в Ленинградско-Новгородской наступательной операции, в результате которой была разгромлена вражеская группа армий "Север", достигнуто полное снятие блокады Ленинграда. Авиация 15-й воздушной армии поддерживала наземные войска фронта, который наступлением в районе Новосокольников (Псковская область) сковал 16-ю армию противника и не допустил переброски ее сил под Ленинград и Новгород.

С 8 июня 1944 года гвардии старший лейтенант Н.Ф.Пасько участвовал в боевых действиях на 1-м Прибалтийском фронте в составе 3-й воздушной армии с 8 июня по 9 ноября 1944 года в должности командира звена, с 10 ноября 1944 года – в должности командира эскадрильи.

Участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции (Витебско-Оршанская наступательная операция 23 – 28 июня 1944 года; Полоцкая наступательная операция 29 июня – 4 июля 1944 года; Шяуляйская наступательная операция 5-31 июля 1944 года). В ходе этой операции была практически полностью разгромлена германская группа армий «Центр», освобождена территория Белоруссии и часть Прибалтики.

С 14 сентября по 22 октября 1944 года принимал участие в Рижской наступательной операции, в ходе которой была разгромлена рижская группировка противника и освобождена столица Латвии Рига. Войска 1-го Прибалтийского фронта вышли на побережье Рижского залива Балтийского моря, не допустив отхода немецко-фашистских войск в Восточную Пруссию.

Гвардии старший лейтенант Пасько приказом по 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта от 20 июля 1944 года за успешно проведенные на 1-м Прибалтийском фронте 40 боевых вылетов и лично сбитый 1 истребитель ФВ-190 награждён орденом Красного Знамени, а 16 сентября 1944 года за успешно проведенные 65 боевых вылетов и сбитый самолёт Физелер-156 «Шторх» награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

До февраля 1945 года ударами с воздуха 3-я воздушная армия препятствовала прорыву в Восточную Пруссию блокированных на Курляндском полуострове немецких войск группы армий «Север». В феврале 1945 года армия перебазировалась на 3-й Белорусский фронт, на Кёнигсбергское направление.

С 13 января по 25 апреля 1945 года Н.Ф.Пасько в составе своего полка участвовал в Восточно-Прусской стратегической операции (13 января — 25 апреля), когда 3-я воздушная армия содействовала разгрому и уничтожению группировки противника, прижатой к Балтийскому морю, штурму Кёнигсберга (Кёнигсбергская операция 6 – 9 апреля), разгрому группировки противника на Земландском полуострове (Земландская операция 13 – 25 апреля).

К 14 марта 1945 года гвардии старший лейтенант Н.Ф.Пасько совершил 265 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, разведку войск и техники противника, штурмовку его войск и аэродромов, прикрытие наземных войск от ударов вражеской авиации, свободный поиск. В ходе 32 воздушных боёв сбил 15 самолётов противника, по типам: 1 бомбардировщик Ю-88, 3 истребителя Ме-109, 9 истребителей ФВ-190, 1 самолёт корректировки и связи Физелер-156 «Шторх», а также 1 аэростат.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за проявленное мужество и героизм, сбитые 15 самолётов противника гвардии лейтенанту Пасько Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8892).

7 мая 1945 года 3-я воздушная армия была передана в оперативное подчинение командующему войсками Ленинградского фронта и во взаимодействии с 15-й воздушной армией до окончания войны принимала участие в ликвидации курляндской группировки противника.

После войны Н.Ф.Пасько продолжал службу в ВВС в должности заместителя командира полка по лётной подготовке 12-го гвардейского истребительного авиаполка Московского округа ПВО. Освоил реактивные истребители.

Когда 25 июня 1950 года началась война в Корее, в Китай была срочно отправлена 5-я гвардейская истребительная дивизия Московского округа, усиленная 139-м гвардейским авиаполком. По прибытии в Китай (на аэродром Мукден) дивизия стала называться 151-й гвардейской истребительной авиадивизией. Она была вооружена истребителями МиГ-15. Советские лётчики вели переобучение китайских и северокорейских лётчиков на реактивные истребители, а к ноябрю 1950 года были переброшены к границе Китая с Корейской Народно-Демократической Республикой. Вскоре на базе 139-го гвардейского истребительного авиаполка был создан ещё один полк – 67-й истребительный авиаполк под командованием Героя Советского Союза майора Н.Ф.Пасько.

С 5-6 ноября этот полк принимал участие в боевых действиях с аэродрома Ляоян. В течение ноября лётчики полка сбили 4 американских самолёта – один бомбардировщик Б-29 «Суперфортресс», один реактивный истребитель-бомбардировщик Ф-80 «Шутинг Стар», два винтомоторных палубных истребителя F9F-1(5) «Пантера». При этом был потерян один самолёт МиГ-15. В начале декабря 1950 года согласно приказу полк Н.Ф.Пасько перебазировался в глубь Китая в Циндао и приступил к дальнейшему обучению северокорейских и китайских летчиков полётам на МиГ-15, после чего убыл в Советский Союз.

В 1953 году Н.Ф.Пасько окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Затем служил в должности помощника командира полка по огневой подготовке 145-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО (посёлок Добрынское Владимирской области). С 1956 года полковник Н.Ф.Пасько – в запасе.

Вернулся в родное село, был избран председателем колхоза. Потом жил в Харькове. Умер 16 июля 1982 года. Похоронен на кладбище № 4 в Харькове.

Награждён орденом Ленина (18.08.1945), тремя орденами Красного Знамени (23.03.1943; 20.07.1944; 14.03.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (16.09.1944), Красной Звезды (26.10.1955), медалями «За боевые заслуги» (15.11.1950), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», «ХХХ лет СА и ВМФ», другими медалями.


Из наградного листа

Гвардии старший лейтенант Пасько участвует в Великой Отечественной войне с 30.10.1942 года.

30.12.1942 года вылетел в составе группы из 5 самолётов «Аэрокобра» на перехват самолётов противника в районе города Валдай, На высоте 5000 м лётчики заметили 5 самолётов Ме-109Г, которых неожиданно атаковали со стороны солнца. В завязавшемся воздушном бою Пасько лично сбил 1 Ме-109Г, а всего группа сбила 4 самолёта, причем 3 летчика, приземлившиеся в 4 км юго-западнее города Валдай, были взяты в плен, а 4-й сгорел. Самолеты противника упали в районе г. Валдай, что подтверждает военный комендант гор. Валдай майор Аутин.

23.2.1943 года группа в составе 9 самолетов «Аэрокобра» сопровождала 18 Пе-2 в район Пески. На обратном маршруте 4 ФВ-190 пытались атаковать наши бомбардировщики Пе-2, но были связаны воздушным боем нашими истребителями. Пасько при атаке сзади снизу сбил 1 самолет ФВ-190, который упал горящим между пунктами Ужин – Устрика на южном берегу озера Ильмень, что подтверждается экипажами Пе-2 1-го БАК.

23.2.1943 года Пасько в составе группы из 7 самолётов «Аэрокобра» вылетел на прикрытие боевых порядков своих войск в районе Парфино – Рамушево. В районе цели группа встретила самолёт противника Ю-88, которого Пасько после двух атак сбил. Самолёт противника загорелся в воздухе и упал между пунктами Ретлё – Устрика, что подтверждают гвардии старшие лейтенанты Безродный и Мухин.

27.2.1943 года 5 самолётов под командованием Пасько вылетели для сопровождения бомбардировщиков – 18 самолётов Пе-2 в район Жуково. Над целью встретили четыре Ме-109Ф, которые прикрывали двух ФВ-189. Пасько атаковал их и зажёг 1 Ме-109Ф, который упал у деревни Морозово, что подтверждают гвардии младшие лейтенанты Мазурин и Гладкий. В этом же бою Пасько подбил второй Ме-109Ф, а всего группа сбила 2 самолёта противника, своих потерь не имела.

7.03.1943 года Пасько в составе 6 самолётов «Аэрокобра» вылетал на сопровождение бомбардировщиков – 9 самолётов Пе-2 в район населённого пункта Глухая Горушка. Над целью группа встретила 6 Ме-109Ф и 6 ФВ-190, с которыми вступила в воздушный бой. Отражая атаки истребителей противника на бомбардировщики Пе-2, Пасько сбил 1 Ме-109Ф, который упал в районе пункта Взгляды, что подтверждают гвардии младший лейтенант Мазурин и гвардии сержант Лоренц.

14.03.1943 года Пасько в составе 6 самолётов «Аэрокобра» вылетал на прикрытие своих войск в районе Парфино – Старая Русса. У цели группа встретила 2 ФВ-190, которых атаковала. В результате Пасько сбил лично 1 ФВ-190, который загорелся в воздухе и упал в районе пункта Кошелево, что подтверждают гвардии старший лейтенант Безродный и гвардии лейтенант Цветков.

24.5.1943 года Пасько в составе 6 самолётов «Аэрокобра» вылетал для сопровождения штурмовиков – 8 самолётов Ил-2 в район Песочки. При подходе к цели лётчики встретили 10 ФВ-190, которые пытались атаковать группу штурмовиков Ил-2, но были связаны воздушным боем нашими истребителями. В результате воздушного боя Пасько сбил ФВ-190, который загорелся в воздухе и упал в районе 8 км севернее города Сольцы, что подтверждают гвардии капитан Кисляков и гвардии лейтенант Цветков.

23.8.1943 года два самолёта «Аэрокобра» под командованием гвардии старшего лейтенанта Пасько вылетали по вызову постов ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) для уничтожения аэростата противника в районе Утошкино. Над целью Пасько атаковал опускавшийся аэростат противника, в результате чего тот загорелся, что подтверждает пост 21 ОБ ВНОС.

На 1-м Прибалтийском фронте гвардии старший лейтенант Пасько участвует в боевых действиях с 8 июня по 9 ноября 1944 года в должности командира звена, с 10 ноября 1944 года по настоящее время в должности командира эскадрильи. Успешно провёл 156 боевых вылетов, из них на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 76; на разведку войск и техники противника – 26; на штурмовку войск и аэродромов противника – 5; на прикрытие наземных войск – 49. Участвовал в 16 воздушных боях, при этом сбил лично 8 самолётов противника, по типам: Ю-88 – 1; ФВ-190 – 6; ФИ-156 – 1.

23.6.1944 года 8 самолётов «Аэрокобра» под командованием Пасько вылетали для прикрытия боевых порядков своих войск в районе Сиротино. При подходе к цели лётчики встретили 2 ФВ-190, которых атаковали. В результате воздушного боя Пасько сбил лично 1 самолёт ФВ-190, который горящим упал в районе деревни Самсоновка, что подтверждают радиостанция наведения «Бамбук» и лётчики гвардии лейтенанты Скляров и Лебедкин.

27.06.1944 года 8 самолётов «Аэрокобра» под командованием Пасько вылетали на штурмовку аэродрома противника Полоцк; в результате штурмовых действий на аэродроме сожжён 1 самолёт Ю-88.

30.08 1944 года 4 самолёта «Аэрокобра» под командованием Пасько вылетали на свободную охоту в район Тукумс – Кандава. В районе цели заметили, как с аэродрома Тылмани, что в 4 км севернее Джуксте, взлетел самолёт Физелер-156. Пасько атаковал и сбил этот самолёт, который горящим упал у пункта Ветмуйжа, что подтверждают гвардии лейтенанты Скляров и Лебедкин.

30.10.1944 года 16 самолётов «Аэрокобра» под командованием Пасько вылетали на расчистку воздуха от авиации противника в районе Скрунда. В районе цели встретили 16 самолётов ФВ-190, с которыми вступили в воздушный бой. В результате 10-минутного боя Пасько лично сбил 1 ФВ-190, который упал в 5-7 км севернее станции Ильмея, что подтверждают гвардии младшие лейтенанты Баранов и Гаркавенко.

30.10.1944 года Пасько в составе 16 самолётов «Аэрокобра» вылетал для сопровождения бомбардировщиков – 18 самолётов Ту-2 в район 15 км севернее Прекуле. Во время бомбометания над целью появились 6 ФВ-190, которые пытались атаковать самолёты Ту-2. Отражая атаки истребителей противника на наши бомбардировщики, Пасько сбил лично 1 ФВ-190, а всего группа сбила 3 ФВ-190, не имея своих потерь. Сбитие самолёта ФВ-190 гвардии старшим лейтенантом Пасько подтверждают гвардии лейтенант Анисимов, гвардии младшие лейтенанты Дельнецкий и Гаркавенко.

18.2.1945 года Пасько при проведении учебно-тренировочных полётов в районе аэродрома Побунден (Восточная Пруссия) в 3 км южнее аэродрома встретил самолёт противника Ю-88, который шёл на бреющем полёте. Пасько атаковал его. В результате двух атак Ю-88 с горящим правым мотором перетянул через линию фронта и упал в районе Куммерау (в 4 км севернее города Кёнигсберг).

20.2.1945 года 4 самолёта «Аэрокобра» под командованием Пасько вылетали на прикрытие своих наземных войск в район Рантау – Циммербуде. Патрулируя в районе цели, Пасько принял сигнал радиостанции наведения 11 ИАК «Бамбук-1» о том, что в квадрате 31 замечены 8-10 «Фоккеров» на высоте 2000 метров. Развернувшись в сторону указанного квадрата, в районе аэродрома Гросс-Диршкайм, он увидел до 26 ФВ-190 на кругу с бомбами. Видимо, они принимали боевой порядок для следования на задание. Пасько четвёркой атаковал еще рассредоточенные пары самолётов противника и лично сбил 1 самолёт ФВ-190, который упал в 3 км юго-восточнее аэродрома Гросс-Диршкайм. Набрав высоту, Пасько четвёркой произвёл вторую атаку и сбил ещё один ФВ-190, при этом был легко ранен. После этого, ввиду исхода горючего, группа под командованием Пасько вышла из боя. Всего в этом бою группа сбила 6 ФВ-190, своих потерь не имела.

За период с 10.11.1944 по 3.3.1945 года лётным составом эскадрильи под командованием Пасько произведено 215 боевых вылетов, проведено 52 воздушных боя, в которых сбит 21 самолёт противника. Своих боевых потерь нет, небоевые потери – 1 самолёт и 1 лётчик.

Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск) и В.П.Воробьёвым (г. Подольск). Фотография Героя предоставлена Игорем Коваленко (г. Харьков).

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.

Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.

Сейдов И.А. "Красные дьяволы" в небе Кореи. М., 2007