Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Тищенко Марат Николаевич

Тищенко Марат Николаевич

18.02.1931 - 13.03.2015

Герой Социалистического Труда

Даты указов

17.05.1982

Медаль № 20061

Орден Ленина № 395031

Тищенко Марат Николаевич - генеральный конструктор Опытно-конструкторского бюро имени М. Л. Миля Министерства авиационной промышленности СССР, Московская область.

Родился 18 февраля 1931 года в Харькове Украиснкой ССР (ныне - Украина). Украинец. Проживал на родине вместе с родителями до начала Великой Отечественной войны. Затем находился в эвакуации в разных городах страны. В 1944 году семья поселилась в Москве. Учился в средней школе, которую окончил с золотой медалью в 1950 году. Увлекся строительством летающих моделей самолётов и вертолётов. Позднее одна из моделей вертолёта установила мировой рекорд продолжительности полёта, который был зарегистрирован в ФАИ (Международная авиационная организация).

В этом же 1950 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ). В 1953 году М.Н.Тищенко стал студентом вновь организованной в МАИ кафедры проектирования вертолётов.

В 1956 году, после окончания института, был назначен на должность инженера бригады аэродинамики вертолетостроительного конструкторского бюро, которым руководил М.Л.Миль.

В 1959 году был назначен начальником бригады аэродинамики. Принимал участие в лётных испытаниях вертолёта Ми-6. В ходе испытаний были выявлены значительные расхождения между имеющимися расчётными данными и результатами, полученными в ходе самих испытаний. Было выяснено, что причинами расхождений являлись большие значения скорости концов лопастей вертолёта в сочетании с большой скоростью полёта. Для решения этой проблемы М.Н.Тищенко были разработаны новый метод и программа расчета на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолёта, в которых на основе численного интегрирования уравнений махового движения с учётом полученных в продувках нелинейных аэродинамических характеристик изменения подъёмной силы и сопротивления профиля лопасти по углам атаки и числам Маха определялись все силы и моменты на несущем винте. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе конструкторского бюро имени М.Л.Миля.

Следующей научной работой М.Н.Тищенко явилось создание метода расчёта аэродинамических характеристик несущего винта на основе лопастной вихревой теории, в которой определялись мгновенные значения индуктивных скоростей, вызываемые каждой лопастью несущего винта.

Член КПСС с 1961 года.

В 1963 году был назначен начальником отдела перспективного проектирования ОКБ. Участвовал в предпроектных исследованиях, разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов вертолётов Ми-10, Ми-2, Ми-7, Ми-8, В-12, Ми-14, Ми-24. В 1968 году успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. В этом же году был назначен заместителем главного конструктора по вертолёту В-12. Первый полёт оказался неудачным. Машину с трудом получилось посадить на землю. Было выяснено, что частоты системы управления совпали с частотой собственных колебаний планера, что привело к автоколебаниям. Выяснение причины автоколебаний позволило путем усовершенствования системы управления устранить недостаток, вертолёт был доработан, успешно прошёл весь комплекс лётных испытаний и в 1971 году был показан на Парижском авиационном салоне.

В 1970 году М.Н.Тищенко был назначен главным конструктором и руководителем конструкторского бюро. Среди основных работ этого периода - разработки основных вариантов вертолёта Ми-24 (Ми-24А, Ми-24Д, Ми-24В, пушечный вариант Ми-24П, вариант для разведки Ми-24К, вариант для химической и радиационной разведки Ми-24Р и ряд других). Позже много времени и внимания уделял созданию вертолёта Ми-26. До настоящего времени Ми-26 является самым большим вертолётом в мире по грузоподъемности.

С 1975 года руководил созданием боевого вертолёта нового поколения. Были просмотрены самые разные альтернативные варианты. В результате было найдено оптимальное решение и в 1978 году были начаты работы над вертолётом Ми-28. По мощи вооружения и по бронированию этот вертолёт не имеет себе равных.

Одновременно с работами по вертолётам Ми-26 и Ми-28 проводились работы по модернизации серийных машин. Замена на вертолёте Ми-8 двигателя ТВ2-117 на ТВ3-117 позволила создать вертолёт Ми-17 с превосходными лётно-техническими характеристиками. Были разработаны пассажирский, транспортный, противопожарный, поисково-спасательный, аэрофотосъемочный варианты этого вертолёта, а также вертолёт - летающий госпиталь, вертолёт-салон, вертолёт для охраны окружающей среды и ряд других модификаций.

С 1977 года М.Н.Тищенко начал работать по совместительству профессором на кафедре вертолётостроения МАИ, а также руководил филиалом кафедры на Московском вертолётном заводе имени М.Л. Миля.

С началом боевых действий в Афганистане потребовалось проведение большого объёма работ по совершенствованию вертолётов Ми-8, Ми-24 и Ми-17. Под руководством М.Н.Тищенко были разработаны системы снижения инфракрасного излучения двигателей, защиты топливных баков от взрыва, усиленного вооружения и ряд других. Вертолёты были оборудованы системами улучшения обзора.

С 1981 года М.Н. Тищенко - генеральный конструктор ОКБ имени М.Л.Миля.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 мая 1982 года за выдающиеся заслуги в развитии советской авиационной техники Тищенко Марату Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Особую роль сыграли вертолёты при ликвидации последствий аварии атомного реактора на Чернобыльской АЭС. Операции по сбрасыванию с вертолётов в реактор специальных материалов позволили остановить ядерную реакцию. Затем в рекордные сроки были переоборудованы вертолёты Ми-26 для обработки поверхности земли специальным составом, препятствовавшим распространению радиоактивной пыли. Специальные вертолёты Ми-24 вели контроль радиоактивного заражения. М.Н.Тищенко был непосредственным участником ликвидации Чернобыльской катастрофы.

В первой половине 1980-х годов начались работы по вертолёту Ми-34. Этот вертолёт предназначался для аэроклубов и спортсменов. В настоящее время вертолёт выпускается серийно и находит другие области применения.

Необходимость замены в эксплуатации самых массовых отечественных вертолётов - Ми-8 и их модификаций - привела к разработке проекта вертолёта Ми-38. Эта разработка была начата под руководством М.Н.Тищенко и продолжается по настоящее время. Кроме того, под его руководством были разработаны проекты аппарата с поворотными винтами Ми-30, сверхтяжёлого трёхвинтового вертолёта Ми-32, грузоподъемностью 50 тонн, и ряд других.

С 1985 по 1987 год руководил кафедрой «Проектирование вертолётов» МАИ.

С 1992 года М.Н. Тищенко - на пенсии. Работал в конструкторском бюро в качестве консультанта. С 1995 года руководил проектированием легкого многоцелевого вертолёта Ми-60 МАИ. Умер 13 марта 2015 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Лауреат Ленинской премии (1976), член-корреспондент Академии наук СССР (1988), Академик Российской академии наук (1992), кандидат технических наук (1968), доктор технических наук (1982), профессор (1985).

Член Американского вертолётного общества (с 1989), консультант и председатель консультативного совета компании «Mil Brooke Helicopter&» (с 1992), президент Российского вертолётного общества (с 1993), руководитель дипломного проектирования студентов по вертолётной тематике Мэрилендского университета (США) (с 1999).

Награждён 2 орденами Ленина (26.04.1971; 17.05.1982), медалями, а также польским орденом «За заслуги».

В Москве на одном из корпусов Московского авиационного института и на доме, в котором он жил, установлены мемориальные доски.

Сочинения:
Вертолёты. Выбор параметров при проектировании. М., 1976 (в соавторстве с А.В.Некрасовым и А.С.Радиным);
Выбор параметров вертолёта на начальной стадии проектирования. М., 2011.


 

Биографию подготовил: Сергей Кащеев

Источники

Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.