Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Кологривов Михаил Михайлович

Кологривов Михаил Михайлович

19.11.1919 - 16.07.1964

Герой Советского Союза

Даты указов

05.11.1944

Медаль № 3819

Кологривов Михаил Михайлович - командир эскадрильи 6-го гвардейского Севастопольского дважды Краснознамённого истребительного авиационного полка (11-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии капитан.

Родился 19 ноября 1919 года в селе Кокшайск ныне Звениговского района Марийской АССР (ныне Республика Мари-Эл) в семье рабочего. Русский. Окончил 9 классов Кокшамарской средней школы, один курс Ленинградского техникума точной механики и оптики. В Военно-Морском Флоте с 1937 года. Окончил в 1939 году Ейское военно-морское авиационное училище. Был направлен на службу в 8-й истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота, базировавшийся на аэродроме Евпатория. Полк был вооружён истребителями И-16, И-153, И-15 бис.

Во время Великой Отечественной войны участвовал в боевых действиях с 22 июня 1941 года, когда полк был поднят по тревоге для отражения налёта вражеской авиации на Севастополь. Вскоре полк был переведен на оперативный аэродром Кача-3, откуда до сентября 1941 года совершал боевые вылеты по противовоздушной обороне главной военно-морской базы – Севастополя.

13 сентября одна из эскадрилий полка была включена во Фрайдорфскую авиагруппу и перебазирована в район Фрайдорфа, ещё одна эскадрилья с конца сентября действовала с аэродрома Сарабуз. Когда немецкие войска 16 сентября подошли к Крыму, захватили Геническ и вышли к Чонгарскому мосту и Арабатской стрелке, а 24 сентября начали штурм Перекопа, полк выполнял, кроме борьбы с авиацией противника, боевые задачи по штурмовке наземных войск и аэродромов врага в районе Крымских перешейков и севернее, в Херсонской области.

В середине октября из Одессы в Крым морским путём эвакуировались части Приморской армии, и 8-й истребительный авиационный полк в числе других авиационных частей осуществлял воздушное прикрытие этой операции. В воздушных боях и от зенитной артиллерии противника полк понёс большие потери.

С начала ноября остатки полка были включены в авиагруппу Севастопольского оборонительного района и участвовали в отражении первого штурма Севастополя с аэродрома Нижний Чоргунь в районе Севастополя, а затем – с аэродрома Херсонесский маяк. В конце ноября 1941 года в состав полка была включена эскадрилья самолётов Як-1 из 32-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота. Лётчики полка совершали по 5-8 боевых вылетов в сутки, прикрывая штурмовики Ил-2, атакуя с воздуха колонны автомашин, скопления пехоты и вражеской техники на подступах к Севастополю. 23 ноября штурм Севастополя немцы были вынуждены прекратить ввиду стойкого сопротивления его защитников.

Однако противник продолжать осуществлять воздушные налёты на город; на подступах к Севастополю продолжались бои, немцы подтягивали резервы и сосредотачивали свою авиацию на захваченных крымских аэродромах. Лётчики авиагруппы Севастопольского оборонительного района наносили по ним удары силами своей штурмовой и истребительной авиации.

17 декабря 1941 года начался второй штурм Севастополя. Активные и непрерывные действия нашей авиации помогали сдерживать натиск врага.

21 декабря в Севастополь прибыло подкрепление – отряд боевых кораблей в составе крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», лидера «Харьков», эсминцев «Бодрый» и «Незаможник», которые доставили в Севастополь 79-я отдельную стрелковую бригаду и батальон 9-й бригады морской пехоты. На переходе группу кораблей прикрывали истребители Севастопольского оборонительного района. Атаки вражеских войск постепенно ослабевали, а 31 декабря прекратились вообще. В срыве второго штурма посильный вклад внесла немногочисленная авиация Севастопольского оборонительного района, в том числе 8-го истребительного авиационного полка.

Приказом Народного комиссара ВМФ СССР 3 апреля 1942 года полк был преобразован в 6-й гвардейский. 8 мая 1942 года враг перешёл в наступление, 18-го захватил Керчь, а на следующий день полностью овладел Керченским полуостровом. Над Севастополем нависла новая угроза. С мая 1942 года 6-й гвардейский истребительный авиационный полк действовал в составе Севастопольской авиагруппы, базировавшейся на аэродромах Херсонесский маяк, Куликово поле и Северная бухта.

7 июня противник перешёл в наступление, и, сломив упорное сопротивление советских войск, 22 июня прорвался к Северной стороне Севастополя. Остатки Севастопольской авиагруппы, которая в воздушных боях и при штурмовке наступавшего врага понесла большие потери, в ночи на 30 июня и на 1 июля были перебазированы на Кавказ, на аэродром Анапы. 3 июля 1942 года Севастополь пал.

6-й гвардейский истребительный авиационный полк оборонял Кавказ, прикрывал от налётов вражеской авиации военно-морские базы Новороссийск, Туапсе. В конце 1942 года полк был перевооружён на истребители Як-1.

В 1943 году полк принимал участие в битве за Кавказ, в завоевании господства в воздухе над Кубанью, в освобождении Новороссийска, Таманского полуострова. В начале октября 1943 года он получил новые самолёты Як-9. С 1 ноября 1943 года принимал участие в Керченско-Эльтигенской операции, в воздушных боях над Керчью.

22 января 1944 года полк был награждён орденом Красного Знамени.

В феврале-марте 1944 года полк вёл интенсивные воздушные бои над Керчью, прикрывал штурмовиков, уничтожавших плавсредства противника в портах Феодосия и Киик-Атлама.

8 апреля, с началом наступления 4-го Украинского фронта, Отдельной Приморской армии и Черноморского флота по освобождению Крыма, 6-й гвардейский истребительный авиационный полк прикрывал штурмовики 8-го гвардейского и 47-го штурмовых полков, атаковавших суда противника в портах Феодосия и Судак, на которых противник пытался эвакуировать свои войска.

16 апреля Отдельная Приморская армия освободила Ялту, 17-го апреля – Балаклаву и вышла на подступы к Севастополю. 18 апреля 6-й гвардейский истребительный авиационный полк перелетел вместе с 47-м штурмовым авиационным полком в Крым на аэродром в Саки. С 19 апреля лётчики этих полков включились в боевую работу. Они уничтожали корабли и суда противника в бухтах и на внешнем рейде Севастополя, топили суда с эвакуированными войсками на морском переходе. 9 мая Севастополь был освобождён. 6-й гвардейский истребительный авиационный полк получил наименование Севастопольского.

В конце июня 1944 года полк перелетел на аэродром Медново в районе Одессы. Принимал участие в авиационной поддержке наступательных действий 3-го Украинского фронта, прикрывал штурмовики при нанесении ударов по кораблям и различным другим плавсредствам противника в нижнем течении Дуная, в том числе по землечерпалкам, ежедневно расчищавшим фарватер Дуная для прохода судов по реке.

В августе 1944 года 6-й гвардейский истребительный авиационный полк принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции, в том числе в массированных ударах бомбардировочной и штурмовой авиации 20 и 21 августа по Констанце, 23 августа – по портам Галац и Браилов на Дунае.

Во всех боевых действиях полка М.М.Кологривов принимал активное участие. К началу июня 1944 года он совершил 538 боевых вылетов, в 64 воздушных боях сбил лично 10 и в группе – один самолёт противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Кологривову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

30 августа 1944 года полк перебазировался на румынский аэродром Мамайя в 20 километрах от Констанцы. Там он был вновь перевооружён – теперь на новые истребители Як-3. Войну 6-й гвардейский Севастопольский дважды Краснознамённый истребительный авиационный полк закончил в Болгарии.

В феврале 1945 года полк перелетел в Крым, на аэродром Херсонес, где прикрывал Ялтинскую конференцию глав держав антигитлеровской коалиции.

Во время конференции М.М.Кологривов, как один из лучших мастеров высшего пилотажа полка, вместе с лётчиками Гусаковым и Петровым принимал участие в демонстрационных полётах на истребителях Як-3.

К концу войны М.М.Кологривов, совершив около 600 успешных боевых вылетов, сбил в групповом бою ещё один вражеский самолёт.

После окончания войны М.М.Кологривов продолжал службу в ВВС. В октябре 1945 года он был назначен заместителем командира авиационного полка. В 1950 году он поступил в Военно-Воздушную академию, которую окончил в 1955 году. Был назначен командиром истребительного авиационного полка ВМФ.

С апреля 1957 года подполковник М.М.Кологривов – в запасе. Жил в Одессе. Работал в Ленинском районном комитете ДОСААФ, с 1960 года – на Одесском Главпочтамте начальником радиоинспекции. Проводил большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи.

Скончался 16 июля 1964 года после тяжёлой продолжительной болезни.

Награждён орденом Ленина (05.11.1944), 3 орденами Красного Знамени (08.12.1941; 09.08.1942; 22.05.1943), орденами Александра Невского (29.04.1944), Красной Звезды, медалями.

Имя Героя увековечено в Севастополе на Мемориале героической обороны Севастополя в числе Героев Советского Союза – участников этой обороны; на памятном знаке Героям-летчикам в Одессе. Бюсты Героя установлены в поселке Кача (Нахимовский район Севастополя) и в селе Кокшайск. Барельеф М.М.Кологривова размещен на стеле Героям в городе Звенигово Республики Мари-Эл. Именем М.М.Кологривова названа улица в Кокшайске. На зданиях средней школы в деревне Кокшамары и начальной школы в селе Кокшайск установлены мемориальные доски.


Эпизоды боевой деятельности М.М.Кологривова

В конце сентября 1941 года немцы сосредоточили крупные силы в районе Перекопа. Лейтенанту Кологривову с ведомым младшим лейтенантом Кириченко было приказано нанести штурмовой удар по скоплению живой силы и техники противника. Лётчики на «чайках», которые в ходе боёв за Севастополь использовались как штурмовики, взлетев с Севастопольского аэродрома, взяли курс на север. При подходе к линии фронта они изменили маршрут, повернув на восток. К колонне врага подошли с тыла и внезапно атаковали её, сбросив бомбы и ведя пулемётный огонь. Противник понёс большие потери. Налёт был настолько скоротечен, что зенитная артиллерия противника не успела открыть огонь. Самолёты благополучно вернулись на свою базу.

К концу 1941 года М.М.Кологривов в ходе обороны Севастополя уничтожил 3 танка, 12 автомашин, 3 батареи, 4 зенитно-пулемётных точки, 13 повозок, 26 кавалеристов и много живой силы врага. 8 декабря 1941 года он был награждён орденом Красного Знамени.

За первый год войны М.М.Кологривов совершил 272 боевых вылета, из них 24 на штурмовку живой силы и техники врага. Провёл 67 воздушных боёв. 22 июня 1942 года, за доблесть и мужество, проявленные в боях над Севастополем, М.М.Кологривов был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В середине февраля 1942 года в порт Севастополя вошел большой советский танкер, стал в Северной бухте, чтобы перекачать в береговые емкости доставленное горючее. Звено Г.Москаленко на «чайках» вылетело на его прикрытие. Появились двенадцать Ю-87, над ними "Мессершмитты". Москаленко доложил об этом на землю и атаковал «Юнкерсы», чтобы не дать им прицельно сбросить бомбы. Через несколько минут на помощь вылетело звено М.Кологривова. Оно завязало воздушный бой с «Мессерами» и обратило их в бегство. Звено Москаленко сбило два Ю-87. Остальные бомбардировщики беспорядочно сбросили бомбы и покинули воздушное пространство Севастополя. Освободившись, звено Кологривова догнало "Юнкерсы" и тоже увеличило свой боевой счет на два сбитых самолета.

На аэродроме лётчиков встретил командующий ВВС Черноморского флота генерал-майор авиации Н.А.Остряков. Поздравил и расцеловал их. К вечеру в эскадрилье появился боевой листок:

"Авиаторы! Бейте врага так, как его сокрушают летчики звеньев Георгия Москаленко и Михаила Кологривова. Сегодня от их метких очередей рухнули на землю четыре Ю-87!"

Во второй половине дня 20 марта 1942 года четырнадцать вражеских бомбардировщиков в сопровождении шести истребителей прорвались к городу и сбросили более 60 бомб. Налет отражали зенитчики и истребители. В воздушном бою гитлеровцы потеряли шесть самолётов. Четырёх сбили летчики 8-го полка Михаил Кологривов, Евгений Кириченко и Владимир Капитонов, два самолета — Ю-87 и Ме-109 — сразили заместитель командира эскадрильи капитан Василий Сморчков и пилот младший лейтенант Виталий Лукин.

9 апреля 1943 года М.М.Кологривов один вступил в бой с четырьмя «Мессершмиттами». Фашистским лётчикам казалось, что их победа обеспечена. Однако с первой же атаки Кологривов подбил метким огнём один «Мессер», а после стремительного маневрирования поймал в прицел второго и сбил его. Оставшиеся два истребителя предпочли покинуть поле боя.

Летом 1943 года в одном из воздушных боёв четыре «Мессершмитта», вынырнув из облаков, навалились на старшего лейтенанта Маслова и его ведомого. Маслов сообщил по радио: «Под облачностью веду бой с четырьмя «Ме-109». Гвардии капитан Кологривов, находившийся во главе звена истребителей над облаками, бросился Маслову на помощь и заставил немцев прекратить бой и уйти.

23 января 1944 года над Керчью М.М.Кологривов в воздушном бою сбил один Ме-109.

10 февраля 1944 года группа из восьми Як-9 во главе с М.М.Кологривовым прикрывала наземные войска на Керченском полуострове. Вступила в воздушный бой с восемнадцатью «Ме-109» и десятью «ФВ-190». Был сбит один «Ме-109» и один «ФВ-190». У Кологривова снаряд пробил правую плоскость, разрушил рули поворота и водяную систему охлаждения двигателя. Он совершил вынужденную посадку вне аэродрома базирования.

Фронтовая газета «Красный Черноморец» 15 февраля 1944 года под аншлагами «За один день сбито 18 самолетов врага. Проведено 23 воздушных боя» рассказывала: «Попытки вражеской авиации нарушить переправу через Керченский пролив и нанести удар по нашим войскам в Крыму были отбиты. Наши летчики смело навязывали противнику воздушные бои и вынуждали его беспорядочно сбрасывать свои бомбы иногда в расположение немецких войск. За день проведено 23 групповых воздушных боя. Отдельные сражения носили ожесточенный характер и длились до 40 минут. Наши летчики сбили 18 вражеских машин. Особенно отличились тов. Шапочкин, сбивший три «Мессершмитта» (до этого на боевом счету тов. Шапочкина было пять сбитых самолетов), и младшие лейтенанты Акулов и Парфименко, сбившие по два самолета. Боевой счет гвардии капитана Гриба, сбившего в этот день один самолет, вырос до 14. Лейтенант Козунов, сбивший накануне два самолета, поджег еще одну вражескую машину. По одному самолету сбили лётчики Кологривов, Феоктистов, Локинский, Хворов, Котов, Калашников, Войтенко, Тарасов, Агеев...»

1 апреля 1944 года М.М.Кологривов в воздушном бою сбил один Ме-109.

Летом 1944 года две шестёрки штурмовиков Ил-2 под командованием Давыдова и Нужина под прикрытием двух групп Як-9 Кологривова и Локинского вылетели для нанесения удара по скоплению вражеских судов на Дунае. Когда самолёты подошли к цели, они обнаружили у пирсов сторожевики, катера, баржи, землечерпалку. Когда по самолётам открыла огонь зенитная батарея, звено Кологривова пушечно-пулемётным огнём заставило её замолчать. Вторая шестёрка Илов подожгла землечерпалку. В результате налёта две быстроходные десантные баржи были сильно повреждены, уничтожено до сотни вражеских солдат и офицеров. После первого же захода большой транспорт, стоявший в порту, катер и баржа врага были подожжены прямыми попаданиями бомб. На берегу вспыхнуло четыре больших пожара.

Из наградного листа на звание Героя Советского Союза:

Активный участник обороны Севастополя и Кавказа, где находился до последних дней. Растущий летчик – командир, умеющий твердой волей воспитывать подчиненных на выполнение поставленных задач по разгрому немецких захватчиков.
Во время героической обороны Севастополя, несмотря на превосходство противника в воздухе и насыщенность зенитного огня, неоднократно врезался в боевые порядки противника. Летая на самолете И-153, штурмовал живую силу, технику и огневые точки противника.
В воздухе действовал смело и решительно, благодаря чему пользуется большим авторитетом среди подчиненных и всего личного состава полка, который подражал его смелым действиям.
Обладает хорошими организаторскими способностями, настойчив. Всегда рвется в бой первым и ищет врага; несмотря ни на какие метеорологические условия, летает днем и ночью.
За время Отечественной войны совершил 538 успешных боевых вылетов, из них ночью – 47, из которых на прикрытие Главной базы – 336, плавсредств – 85, своих войск – 8, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 67, воздушную разведку – 10, специальные задания – 3, штурмовку – 27.
При этом уничтожил: 340 солдат и офицеров противника, 8 автомашин, 3 танка, 9 подвод с грузом, 6 пулеметных гнезд, 7 минометных гнезд, 5 зенитных орудий.
Провел 130 групповых и 64 одиночных воздушных боев. Лично сбил 10 самолетов противника (два Ю-87 и восемь Ме-109) и одного в паре (Ме-109).
Эскадрильей командует с мая 1943 года. За этот период сумел сколотить личный состав эскадрильи, который полностью решал поставленные командованием боевые задачи по уничтожению врага в воздухе, полное обеспечение боевой работы штурмовиков, топивших транспорты в море, штурмовки переднего края обороны противника.
Летным составом эскадрильи произведено 923 боевых вылета, из них на прикрытие военно-морских баз – 31, плавсредств – 90, своих войск – 49, штурмовок живой силы и техники противника – 18, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 588, перехват самолетов противника – 44, воздушную разведку – 103.
Проведено 87 групповых и 28 одиночных воздушных боев, в которых сбито 22 самолета противника (Ме-109 – 12, Ме-110 – 1, ФВ-190 – 2, Хе-111- 2, Ю-87 – 5.
8 декабря 1941 года, 9 августа 1942 года и 22 мая 1943 года награжден тремя орденами Красного Знамени.
За проявленное мужество и героизм достоин высшей правительственной награды - звания «Герой Советского Союза».
Командир 6 КГИАП Герой Советского Союза гвардии подполковник Авдеев
1 июня 1944 года

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Авдеев М.В. У самого Чёрного моря. Книга 2. М.: ДОСААФ, 1970

Авдеев М.В. У самого Чёрного моря. Книга 3. М.: ДОСААФ, 1975

Воронов В.И. Морские истребители. - М.: ДОСААФ, 1986.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Денисов К.Д. Под нами - Чёрное море. - М.: Воениздат, 1989.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Минаков В.И. Гневное небо Тавриды. М., 1985.

Наши Герои. 2-е изд., перераб. и доп. - Йошкар-Ола, 1985