Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Щербаков Виктор Иванович

Щербаков Виктор Иванович

01.01.1922 - 21.05.1947

Герой Советского Союза

Даты указов

06.03.1945

Медаль № 5343

Щербаков Виктор Иванович – командир звена 11-го гвардейского дважды Краснознамённого истребительного авиационного полка (2-я гвардейская минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии старший лейтенант.

Родился 1 января 1922 года в селе Аграфеновка ныне Родионово-Несветайского района Ростовской области. Русский. Окончил 10 классов. Параллельно с учёбой занимался в Ростовском аэроклубе. В Военно-Морском Флоте – с 1939 года. В 1941 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище.

В Великой Отечественной войне принимал участие в боевых действиях с июня 1941 года в составе 32-го истребительного авиационного полка, который в начале войны базировался в Симферополе и Каче, затем в течение 1941 года неоднократно менял место дислокации, причём различные эскадрильи полка базировались на разных аэродромах – Бельбек, Евпатория, Кача, Кунан, Фрайдорф, Херсонесский маяк.

С июня до начала ноября 1941 года полк, вооружённый самолётами И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, прикрывал наземные войска и советские морские коммуникации в оборонительных боях в Крыму, главным образом, конвои на трассе Одесса-Севастополь, боролся с истребительной авиацией противника.

9 ноября 1941 года командующий ВВС Черноморского флота генерал-майор Н.А.Остряков приказал главные силы 32-го истребительного авиационного полка эвакуировать на Кавказ. Полк перебазировался в Анапу. В течение 1942 года совершал с Кавказа полёты в Крым, оборонял Кавказ, прикрывал от налётов вражеской авиации военно-морские базы Керчь, Новороссийск, Туапсе. В конце 1942 года полк был передислоцирован в Грузию, где был перевооружён на ленд-лизовские американские истребители Bell P-39 «Аэрокобра».

Затем полк принимал участие в битвах над Кавказом, Кубанью, в освобождении Новороссийска, Тамани, Керченско-Эльтигенской операции (в октябре-ноябре 1943 года). Действовал с аэродромов Геленджика, станицы Витязевской на Таманском полуострове. За боевые успехи 31 мая 1943 года полк был преобразован в 11-й гвардейский.

В ноябре 1943 года полк перелетел с Тамани на освобождённую левобережную Украину, на аэродром города Скадовск Херсонской области. Он вошел в состав вновь образованной авиационной группы, главной задачей которой было воспрепятствовать переброске войск, боеприпасов и техники противника по морю в изолированную в Крыму 17-ю немецкую армию к началу операции 4-го Украинского фронта по освобождению Крыма. Лётчики полка прикрывали штурмовики и бомбардировщики, входившие в авиационную группу, при нанесении ударов на вражеские конвои на линии Одесса – Ак-Мечеть (ныне – Черноморское). Истребители наносили также удары по транспортным самолётам врага, осуществлявшим снабжение группировки в Крыму. 10 марта 1944 года во время весеннего наступления 3-го Украинского фронта истребители полка прикрывали бомбардировщики и штурмовики, наносившие удар по аэродрому противника Кульбакино на окраине города Николаев и тем самым способствовали освобождению города.

Скадовская авиагруппа действовала в период с 20 ноября 1943 до конца марта 1944 года. Затем 11-й гвардейский истребительный авиационный полк в составе другой авиагруппы – ВВС Северной Таврии летал с аэродрома в станице Сокологорное с той же задачей – блокирование Крыма.

8 апреля началась Крымская операция. 9-11 апреля полк прикрывал штурмовики этой авиагруппы и 8-й воздушной армии, наносившие удары во наземным войскам противника в районах Перекопа, Армянска, Ишуни. 13 апреля советские войска освободили Евпаторию, Симферополь и Феодосию, а 14 – 16 апреля Бахчисарай, Судак и Алупку.

К 16 апреля 1944 года 11-й гвардейский истребительный авиационный полк был передислоцирован на аэродром освобождённой 10 апреля Одессы. Во время боёв по освобождению Севастополя вместе с другими частями авиации Черноморского флота действовал на морских коммуникациях противника между Крымом и портами Румынии.

Летом 1944 года полк принимал участие в авиационной поддержке наступательных действий 3-го Украинского фронта, прикрывал штурмовики при нанесении ударов по кораблям и различным другим плавсредствам противника в нижнем течении Дуная. В июле 1944 года 11-й гвардейский истребительный авиационный полк был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В августе 1944 года полк принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции, в том числе в двух массированных ударах авиации Черноморского флота по военно-морской базе Констанца в Румынии (20-24 августа). Затем вместе со штурмовиками поддерживал войска особой группы 46-й армии, которая вместе с моряками Черноморского флота завершала форсирование Днестровского лимана.

В первых числах сентября полк перелетел на освобождённую территорию Румынии – вначале на аэродром Мамайя, а затем на аэродром Дежос.

8 сентября 1944 года войска 3-го Украинского фронта перешли румыно-болгарскую границу и, не встречая сопротивления, начали продвигаться вглубь территории Болгарии.

9 сентября полк в полном составе перебазировался на аэродром Сарафово под городом Бургас. В Болгарии для лётчиков полка война кончилась.

Во всех описанных боевых действиях полка В.И.Щербаков принимал самое активное участие.

К февралю 1945 года, выполняя задания по прикрытию военно-морских баз, бомбардировочной и штурмовой авиации, кораблей и наземных войск, гвардии старший лейтенант В.И.Щербаков совершил 359 боевых вылетов, из них 5 успешных штурмовок, 10 вылетов на воздушную разведку территории противника, провёл 35 воздушных боёв, сбил лично 11 и в группе 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, Щербакову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В августе-сентябре 1945 года заместитель командира эскадрильи гвардии капитан В.И.Щербаков принимал участие в разгроме японских войск. Совершил в составе 50-го гвардейского авиаполка ВВС Тихоокеанского Флота 7 вылетов на разведку на самолете ЯК-9 на территории Северной Кореи м Маньчжурии, 3 вылета на фиксацию ударов штурмовой и бомбардировочной авиации ТОФ. Одновременно производил штурмовку войск противника. Был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

В дальнейшем служил в Приморском крае в 50-м гвардейском отдельном разведывательном авиационном полку Тихоокеанского флота, базировавшемся на аэродроме Новороссия (Шкотовский район Приморского края). 21 мая 1947 года В.И.Щербаков, выполняя облёт недавно прибывшего в часть истребителя Bell Р-63 «Кингкобра», врезался в сопку высотой 200 метров и погиб.

По одной из версий авиационного происшествия, в районе села Смоляниново Шкотовского района он попал в полосу тумана. Лётчик потерял пространственную ориентировку, и самолет, выйдя из тумана в районе горного хребта, столкнулся с сопкой. По другой версии, которую высказал сослуживец Щербакова, у самолёта в полёте отказал двигатель, и лётчик попытался посадить машину на подходящую площадку недалеко от Новоросии. К несчастью, на ней были невыкорчеванные пни, и при посадке самолет разрушился.

В.И.Щербаков похоронен у подножия сопки, на которой он погиб.

Награждён орденом Ленина (06.03.1945), 2 орденами Красного Знамени (13.08.1942; 06.11.1943), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (24.02.1943; 19.11.1945), орденом Красной Звезды (14.08.1943), медалями.


Эпизоды боевой деятельности В.И.Щербакова

Во время Керченско-Эльтигенской операции старший лейтенант В.И.Щербаков в звене Д.А.Старикова 6 ноября 1943 года прикрывал позиции десанта в районе Эльтигена. Когда к Эльтигену приблизилась группа немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей, командир звена первым ринулся в атаку и с ходу сбил бомбардировщик, который, объятый пламенем, упал в расположении наших войск на плацдарме. Один из «Мессеров» пытался зайти ведущему в хвост, но меткая пушечно-пулемётная очередь младшего лейтенанта Г.В.Качурина, надежно прикрывавшего Старикова, вогнала его в землю. Рядом вели бой старший лейтенант В.И.Щербаков и младший лейтенант П.В.Карпунин, сбившие каждый по одному самолёту.

В тот же день под вечер вновь отличилось звено Старикова. Увидев маскирующуюся в облачности группу самолетов врага, он во главе четвёрки истребителей пробил облака, отошел в сторону солнца и оценил обстановку. «Юнкерсы» шли в верхней кромке облаков, а истребители сопровождения — под нижней, рассчитывая прикрыть «Юнкерсов» при их выходе из пикирования.

План действий созрел мгновенно: Стариков догнал одного «Юнкерса», входившего в пикирование, расстрелял его, а затем с ходу отправил вслед за ним еще и «Мессера». Одного «Юнкерса» сбил и Виктор Щербаков.

После перелёта на аэродром Скадовска лётчики 11-го гвардейского истребительного авиационного полка вели бои на морских и воздушных коммуникациях противника. В Крым летали немецкие трехмоторные транспортные самолёты Ю-52 преимущественно крупными группами, насчитывающими от 12 до 45 самолетов. Кроме того, по воздушным трассам перегонялись в Крым боевые машины и постоянно курсировали самолеты связи.

22 ноября 1943 года отличились майор С.Е.Карасёв, старший лейтенант В.И.Щербаков, младшие лейтенанты П.В.Карпунин и В.А.Любимов. Действуя четвёркой, они в районе мыса Тарханкут перехватили две группы самолетов противника, причём из состава первой группы сбили два Ю-52, а из второй «Хейнкель-111» и самолёт связи – биплан «Бюккер-133».

В первых числах декабря 1943 года воздушной разведкой было обнаружено скопление в порту Ак-Мечеть до сорока различных судов, среди которых два крупных транспорта. На боевое задание по нанесению удара по порту Ак-Мечеть вылетели шестёрка штурмовиков, пятёрка «Бостонов» и семёрка Пе-2 под прикрытием истребителей 11-го гвардейского истребительного авиационного полка.

Штурмовики первыми атаковали скопление судов, потопили две баржи, ещё двум нанесли значительные повреждения. Затем на цель вышли «Бостоны», которые нанесли значительные повреждения двум десантным баржам и взорвали на берегу штабель боеприпасов. «Петляковы» потопили лихтер и подожгли транспорт. В момент отхода от цели на самолет младшего лейтенанта Ларионова накинулись два "Фокке-Вульфа-190". Немцы не заметили прикрытия: наши истребители находились выше. Опытный истребитель Виктор Щербаков, почти отвесно спикировав на одного из фашистов, мгновенно расправился с ним.

3 января 1944 года В.И.Щербаков в паре с ведомым сбил один истребитель ФВ-190.

12 января 1944 года в районе мыса Тарханкут В.И.Щербаков сбил транспортный самолёт Ю-52.

31 Января 1944 года старший лейтенант В.И.Щербаков и младший лейтенант П.В.Карпунин, действуя в паре, встретили в воздухе несколько групп Ю-52 по 3 - 5 самолётов в каждой и сбили 2 транспортника.

Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Верный сын социалистического Отечества. С первых дней Отечественной войны беспощадно громит немецких захватчиков, показывая образец летчика Сталинской авиации, воюя не числом, а умением. Уверенный в силе советского оружия, умело навязывает противнику бой, бьет врага напористо и до конца. Инициативный, решительный, полный воли к победе. Своими смелыми действиями воодушевлял товарищей по оружию на полный разгром фашизма.
Проявляет мастерство и умение побеждать в воздушных боях, неоднократно сбивал по два самолета за один вылет. Бесстрашно атакуя врага, он поражает его с самых коротких дистанций. Не считаясь ни с какими трудностями, проявляя мужество и отвагу в боях за Родину, честно выполняет свой долг воина-гвардейца.
С июня 1941 по октябрь 1942 года, прикрывая от налетов вражеской авиации военно-морские базы Керчь, Новороссийск, Туапсе, показал образцы стойкости и мужества при защите охраняемых объектов.
Своими дерзкими атаками не допускал фашистских стервятников бомбить военно-морские базы, расстраивал их боевые порядки, заставляя сбросить бомбы в море и сбивая самолеты противника.

26 марта 1942 года на траверзе Туапсе в море на расстоянии 15 – 20 км от берега в паре сбил 1 Ю-88.
7 июля 1942 года в районе ВМБ Туапсе сбил 1 Ю-88.
24 июля 1942 года в паре сбил 1 Хе-111.
8 августа 1942 года в районе 7-10 км от Джубга сбил 1 Хе-111.
9 августа 1942 года в мое на расстоянии 15 – 20 км от Новороссийска сбил 1 Хе-111.
10.08.1942 года в районе ВМБ Туапсе в паре сбил 1 Ю-88.
13 августа 1942 года на траверзе Ново-Михайловка, 15- 20 км мористее, сбил 1 Ю-88.
24 августа 1943 года в районе Мысхако, 25 -30 км в море, в паре сбил ФВ-190.
23 сентября 1943 года западнее Анапы 30 км в море сбил 1 Ме-109.
3 октября 1943 года в районе Геническа cбил 1 ФВ-190.
6 ноября 1943 года в районе Аджи-Ушкуй сбил 1 Ю-87.
6 ноября 1943 года в районе Керчи сбил 1 Ме-109.
22 ноября 1943 года в районе Тендеровской косы, 8 – 10 км в море, сбил 1 Бюккер-133.
22 ноября 1943 года западнее 80 км мыса Таранхут в паре сбил 1 Хе-111.
3 января 1944 года западнее деревни Карлов (Крым) в паре сбил 1 ФВ-190.
12 января 1944 года в районе Таранхут в море сбил 1 Ю-52.
3 февраля 1944 года северо-восточнее Ак-Мечети в море 2 км, сбил 1 ФВ-190.
Сбитие всех самолетов подтверждено пунктом ПВО города Туапсе, наземными войсками и экипажами наших самолетов.

Выполняя задания на прикрытие военно-морских баз, бомбардировочной и штурмовой авиации, кораблей и наземных войск, совершил 359 боевых вылетов, 5 успешных штурмовок, 10 вылетов на разведку территории противника. Провел 35 воздушных боев, в результате которых сбил лично 11 и в паре 7 самолетов противника.

За проявленные доблесть и геройство достоин представления к высшей правительственной награде – присвоению звания Героя Советского Союза.

Командир 11-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного Николаевского полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Денисов
26 августа 1944 года

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Герои твои, Херсонщина. Симферополь, 1980

Денисов К.Д. Под нами - Чёрное море. - М.: Воениздат, 1989.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Минаков В.И. Гневное небо Тавриды. М., 1985.

Они прославили Родину. Книга 2. Ростов-на-Дону, 1975