Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Маликов Илья Антонович

Маликов Илья Антонович

30.07.1921 - 18.05.1990

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 7035

Орден Ленина № 55749

Маликов Илья Антонович – командир звена 128-го бомбардировочного авиационного полка (241-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант.

Родился 30 июля 1921 года* в селе Истобное Колыбельской волости Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинского района Липецкой области). Русский. В 1936 году окончил 7 классов школы в селе Буховое (ныне Чаплыгинского района Липецкой области). С 1936 года жил в посёлке Истомкино (ныне в черте города Ногинск Московской области). В 1938 году окончил школу ФЗУ при заводе «Электросталь» в городе Электросталь Московской области. В 1938-1939 годах работал учеником токаря на этом заводе, в марте-сентябре 1939 года – разносчиком почты в районной конторе связи, в 1939-1940 годах – счетоводом на Истомкинской ленточной фабрике. В 1939 году окончил Ногинский аэроклуб.

В армии с апреля 1940 года. В январе 1941 года окончил Кировабадскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком отдельной корпусной авиаэскадрильи механизированного корпуса (в Одесском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – лётчик 2-й отдельной корпусной авиаэскадрильи 2-го механизированного корпуса (Южный фронт), в июле-августе 1941 – лётчик 18-й авиационной дивизии (Юго-Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на Украине. Совершил около 20 боевых вылетов**.

В марте 1942 года окончил Учебный центр ВВС в городе Кировабад (ныне город Гянджа, Азербайджан), где переучился на пикирующий бомбардировщик Пе-2.

В июне-августе 1942 – лётчик 128-го бомбардировочного авиационного полка (Калининский фронт). Участвовал в Ржевской битве. Совершил 43 боевых вылета на бомбардировщике Пе-2.

29 августа 1942 года при выполнении боевого задания в районе города Ржев (Тверская область) его самолёт был поражён снарядом зенитной артиллерии. И.А.Маликов был тяжело ранен – у него была перебита правая нога ниже колена. Сумел довести самолёт до своей территории и посадить его без шасси. После этого потерял сознание и был отправлен в медсанбат, где ему ампутировали правую ногу ниже колена. После этого до марта 1943 года находился на излечении в госпиталях.

В марте 1943 года вернулся в свой полк (на Центральный фронт) и вскоре начал летать на связном самолёте У-2 (По-2). Выполнил около 100 полётов для доставки донесений, почты и медикаментов, а также для доставки технического состава к местам вынужденных посадок самолётов. Летом 1943 года добился разрешения продолжать боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2.

В июне 1943 – мае 1945 – старший лётчик и командир звена 128-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Центральном (июнь-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944) и 1-м Белорусском (февраль 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Курской битве, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Рогачёвско-Жлобинской, Бобруйской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

Всего за время войны совершил около 116 боевых вылетов (из них 96 – на бомбардировщике Пе-2 (53 из которых – после ампутации ноги)), а также около 100 вылетов на связном самолёте У-2 (По-2).

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года старшему лейтенанту Маликову Илье Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). С июня 1946 года старший лейтенант И.А.Маликов – в отставке.

В марте-ноябре 1947 – директор Баженовского санатория в посёлке Белоярский (Свердловская область), в 1947-1951 – директор Шишимского дома отдыха в деревне Слобода (ныне в составе городского округа Первоуральск Свердловской области), в 1951-1955 – директор Верхотомского дома отдыха в селе Верхотомское (Кемеровский район Кемеровской области).

В 1955-1958 – директор автобазы Управления торговли города Кемерово. В 1957 году окончил Кемеровское автомобильное училище. В 1958-1961 – начальник 4-го автохозяйства Кемеровского областного автоуправления. В 1960 году окончил курсы при Омском автодорожном институте.

В июне-сентябре 1961 – линейный механик механизированной колонны №4 объединения «Сибэлекросельстрой» (город Кемерово), в 1961-1964 – старший диспетчер Кемеровского комбината крупнопанельного домостроения.

В 1964-1977 годах работал на Невинномысском азотно-туковом заводе, заместителем управляющего базы снабжения «Ставрополькрайснаб» и уполномоченным базы «Вторцветмет» в Невинномысске.

Жил в городе Невинномысск Ставропольского края. Умер 18 мая 1990 года. Похоронен в Невинномысске.

Капитан (1975). Награждён 2 орденами Ленина (2.08.1944; 15.05.1946), орденами Красного Знамени (26.08.1942), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), медалями, польской медалью.

В Невинномысске на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Примечания:
1) В документах фигурирует иная дата рождения – 4 августа 1921 года. Точная дата рождения уточнена с помощью документов Государственного архива Липецкой области;
2) Тип самолёта, на котором И.А.Маликов совершал боевые вылеты в начале войны, не установлен.


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои огненных лет. Книга 3. М.: Московский рабочий, 1978

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Дорогой славы и бессмертия. Воронеж, 1966

Личное дело

Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

Учётно-послужная карта

Фёдоров А.Г. Судьбою стало небо. - М.: Московский рабочий, 1973