Опалёв Владимир Никифорович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 3174
Опалёв Владимир Никифорович — командир эскадрильи 622-го штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 4-я воздушная армия), старший лейтенант.
Родился 17 августа 1919 года в деревне Батиха (ныне не существует) Бельского (ныне Фаленского) района Кировской области в крестьянской семье. Русский. В 1921 году родители умерли от тифа, он жил у родственников в деревне Чаруши, а затем — в селе Верхосунье того же района. В 1935 году окончил 6 классов Верхосунской неполной средней школы, после чего переехал в город Ижевск (ныне — Удмуртская Республика). В 1936 году окончил школу ФЗУ и до 1939 года работал слесарем на Ижевском машиностроительном заводе. Одновременно с работой на заводе занимался в Ижевском аэроклубе, где прошёл двухгодичный курс обучения.
16 декабря 1939 года поступил в военную авиационную школу летчиков в городе Молотов (ныне — Пермь), которую окончил в августе 1940 года. После окончания школы младший лейтенант В.Н. Опалёв служил рядовым летчиком в 46-м бомбардировочном полку Прибалтийского военного округа. В январе 1941 года был переведен в Олсуфьевскую военную авиационную школу в качестве летчика-инструктора, в которой служил до сентября 1942 года. В сентябре 1942 года по своей просьбе был направлен в запасную авиационную бригаду в городе Куйбышев (ныне — Самара).
В действующей армии — с ноября 1942 года. Сражался на Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, 4-м Украинском, 2-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Кубани, Крыма, Псковской области и Латвии.
К январю 1944 года В.Н. Опалёв совершил 103 боевых вылета. На его боевом счету числилось 19 подбитых танков, 53 автомашины, 8 самолётов, уничтоженных на земле и 2 — в воздухе, 4 железнодорожных платформы, 4 склада боеприпасов, одно бензохранилище, до роты уничтоженной пехоты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года зза образцовое выполнение боевых заданий командования
на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Опалёву Владимиру Никифоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
До конца войны он совершил 191 боевой вылет.
В 1950 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). После окончания академии с 1 мая 1950 года по январь 1953 года служил заместителем командира авиационного полка, с января 1952 года по июль 1955 года — начальником штаба авиационного полка, с июля 1955 года — старшим преподавателем кафедры тактики и истории военного искусства Рижского Краснознаменского высшего инженерно-авиационного военного училища ВВС имени Ленинского комсомола.
С 1960 года полковник В.Н. Опалёв — в запасе. Жил в Риге (Латвия), работал старшим инженером в управлении Латвийской отдельной авиационной группы Гражданской авиации.
Умер 28 марта 1994 года. Похоронен на Новом Болдерайском кладбище города Рига.
Награждён двумя орденами Ленина (13.04.1944; 18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (25.03.1943; 06.11.1943), орденом Александра Невского (17.10.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (10.12.1942; 26.10.1955), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (15.11.1950).
Участник Парада Победы 1945 года. Почётный гражданин станицы Вышестеблиевская Темрюкского района Краснодарского края.
Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске и на мемориальной доске работникам Ижевского машзавода.
В середине ноября 1942 года В.Н.Опалёв прибыл на Сталинградский фронт, в 622-й штурмовой авиационный полк (214-я штурмовая авиационная дивизия, 8-я воздушная армия), вооружённый самолетами Ил-2. Был назначен командиром звена.
19 ноября началось контрнаступление советских войск под Сталинградом (операция «Уран»). Штурмовая авиация поддерживала наступающие части, громя укрепления, скопления вражеских войск и боевой техники, атакуя аэродромы, железнодорожные станции, эшелоны, колонны противника на дорогах. Младший лейтенант В.А.Опалёв с первых же дней контрнаступления принимал участие в боевых вылетах и быстро приобретал опыт прорыва к цели под зенитным огнём, маневрирования и отражения атак вражеских истребителей. Он выполнял боевые задания в составе пары, звена, ударных групп в 5, 6, 7 самолётов.
20 ноября 1942 года он тремя заходами на цель уничтожил немецкое дальнобойное орудие, замаскированное в 13 километрах от линии фронта и обнаруженное воздушной разведкой.
К 23 ноября кольцо окружения немецкой 6-й армии под Сталинградом было замкнуто.
Перед штурмовой авиацией была поставлена задача – наносить удары по скоплениям войск противника и уничтожать на земле и в воздухе немецкую транспортную авиацию, пытавшуюся снабжать окружённую группировку.
30 ноября 1942 года В.Н. Опалёв вылетел в составе шестёрки Ил-2 под командованием капитана И.П.Бахтина на боевое задание по уничтожению танков, артиллерии и мотомехчастей противника в районе Басаргино, Яблоневая балка. Во время атаки на цель
группа была обстреляна огнём зенитной артиллерии, а затем подверглась нападению двух истребителей Ме-109. С задания не вернулись три самолёта. Штурмовики И.П.Бахтина и В.Н.Опалёва получили повреждения, но благополучно сели на свой аэродром.
7 декабря 1942 года В.Н.Опалёв в паре с лётчиком В.И.Догаевым вылетел на уничтожение
в воздухе вражеских транспортных самолётов. Обнаружив группу из трёх Ю-52, лётчики атаковали их и сбили каждый по одному самолёту.
10 декабря 1942 года В.Н.Опалёв в качестве ведущего группы повёл на боевое задание
– атаку аэродрома Питомник – четвёрку Ил-2. В.Н.Опалёв летел в двухместном самолёте
без воздушного стрелка (ввиду отсутствия стрелков в части в данное время). Лётчик
старший сержант М.С.Кузнецов летел также в двухместном самолёте, где воздушным стрелком у него вызвался заместитель командира по политчасти капитан С.И.Артёмов.
Остальные два ведомых – Чевозёров и Долаберидзе – летели на одноместных самолётах. После взлёта Чевозёров из-за неисправности двигателя вернулся на свой аэродром. Над линией фронта группа была атакована немецкими истребителями. Долаберидзе был подбит и совершил посадку на своей территории. С.И.Артёмов сбил в воздушном бою немецкий истребитель. До цели добрались только два самолета. Они атаковали транспортные самолёты противника на аэродроме, совершив два захода на цель под зенитным огнём и сбросив все свои бомбы. Над целью они вновь были атакованы немецкими истребителями. Умело маневрируя, В.Н.Опалёв поймал в прицел и огнём пушек и пулемётов сбил «месершмитт».
Самолёт М.С.Кузнецова был подбит и совершил вынужденную посадку на нейтральной полосе. Чтобы спасти товарищей, В.Н.Опалёв сел в поле рядом с самолётом М.С.Кузнецова. При посадке его самолет провалился в занесённый снегом окоп; шасси было разрушено и взлёт оказался невозможным. Немцы начали окружать лётчиков, которые отстреливались из пистолетов и турельного пулемёта самолёта М.С.Кузнецова.
Их спасли наши пехотинцы, которые бросились на выручку при поддержке двух танков.
Ночью с помощью тягачей повреждённые самолёты были вытащены и отбуксированы.
Лётчики вернулись в часть и продолжили боевые вылеты. За мужество в воздушном бою с превосходящими силами противника и сбитые два самолета В.Н.Опалёв и М.С.Кузнецов были награждены орденом Красной Звезды.
9 января 1943 года на Южном фронте (переименованном Сталинградском) лейтенант В.Н.Опалёв в составе семёрки штурмовиков под командованием капитана П.И.Бахтина участвовал в налёте на аэродром Сальск – основную базу снабжения окружённой армии Паулюса. На аэродроме, по данным разведки, находилось около 300 транспортных самолётов и бомбардировщиков врага. Внезапным ударом по плотно прикрытому зенитным огнём аэродрому штурмовики уничтожили на земле 72 немецких самолёта и большое число членов их экипажей.
11 января 1943 года В.Н.Опалёв, ведущий пары штурмовиков, возвращаясь с боевого задания, встретился в воздухе с четвёркой «юнкерсов», бомбивших наш передний край.
В.Н.Опалёв атаковал их и сбил один бомбардировщик противника.
22 января 1943 года в неравном бою с шестью «мессершмиттами» в районе станции Красная северо-восточнее Ростова-на-Дону самолёт В.Н.Опалёва был повреждён – перебиты тяги руля направления и нарушена работа двигателя. Лётчик получил тяжелое ранение в предплечье левой руки с повреждением кости, однако сумел привести плохо управляемый самолёт на свой аэродром.
С 22 января 1943 года В.Н.Опалёв находился на излечении в госпитале города Саратов. 25 марта он был награждён орденом Красного Знамени. Из госпиталя 7 мая 1943 года В.Н. возвратился в свой 622-й штурмовой авиационный полк 214-й штурмовой авиационной дивизии, находившейся на Северо-Кавказском фронте в составе 4-й воздушной армии.
Сражался за освобождение Кубани, Таманского полуострова, Крыма. Осенью 1943 года старший лейтенант В.Н.Опалёв был назначен командиром эскадрильи.
27 сентября 1943 года В.Н.Осипов вёл группу самолётов на штурмовку мотомеханизированных частей противника в районе станицы Старотиторовская. Цель была прикрыта зенитной артиллерией, открывшей сильный заградительный огонь.
В.Н.Опалёв со своей группой снизился до бреющего полёта, прорвался через завесу огня
и стал расстреливать автомашины с солдатами врага. Лично уничтожил две автомашины и до 30 солдат и офицеров.
9 октября 1943 года войска Северо-Кавказского фронта сбросили в море остатки разгромленных частей таманской группировки противника и вышли к водам Керченского пролива. 622-й штурмовой авиационный полк перебазировался на аэродром станицы
Вышестеблиевская, откуда наносил удары по противнику в Крыму до апреля 1944 года.
1 ноября 1943 года началась Керченская десантная операция. Морской десант 18-й армии под командованием полковника В.Ф.Гладкова форсировал пролив и высадился на берег Керченского полуострова в районе посёлка Эльтиген (ныне Героевское в черте города Керчь, Крымская область Украины). Высадка прикрывалась штурмовиками 622-го штурмового авационного полка.
1 ноября В.Н.Опалёв во главе пятёрки Илов вылетел на штурмовку врага; лично подбил два танка.
2 ноября с воздуха обнаружил в укрытии немецкие танки; поразил два танка и уничтожил их экипажи.
С 5 по 13 ноября ежедневно вылетал на штурмовку противника в район Эльтиген. Разрушил два блиндажа, потопил самоходную баржу с грузом, уничтожил большое количество живой силы противника.
6 ноября 1943 года В.Н.Опалёв был награждён вторым орденом Красного Знамени.
На плацдарме разгорелись ожесточенные бои. Немцы предпринимали все, чтобы уничтожить отважных десантников. Но они выстояли и твердо закрепились на захваченном плацдарме. Тогда гитлеровское командование решило задушить десантников блокадой. Воды пролива круглосуточно бороздили вражеские торпедные катера. Использование плавсредств для снабжения десанта продовольствием и боеприпасами стало невозможным. Для снабжения десанта были привлечены штурмовики 622-го штурмового авиационного полка, располагавшие хорошей броневой защитой и способные осуществлять выброску грузов с высоты бреющего полета. Ежедневно с утра до вечера на аэродроме вместо бомб и реактивных снарядов под крылья самолётов подвешивались парашютные мешки с хлебом и консервами, с минами и патронами, с автоматами и ручными пулеметами. Штурмовики на высоте 10-15 метров проносились над проливом, направляясь к десантникам.
В одном из таких полетов шестёрку штурмовиков вел командир эскадрильи старший лейтенант В.Н.Опалёв. Его заместитель Г.Б.Гофман, также будущий Герой Советского Союза, был одним из ведомых. Сделав горку до высоты 40-50 метров, лётчики сбросили в назначенном месте груз и сквозь завесу зенитного огня увидели на земле более 40 немецких танков, занявших исходное положение для атаки. десантников. Однако лётчики без боеприпасов были бессильны что-либо предпринять и взяли курс на свой аэродром. По возвращении В.Н.Опалёв доложил командиру полка подполковнику И.А.Емельянову об обнаруженных танках и получил приказ немедленно загрузиться боезапасом и нанести той же шестёркой удар по танкам – другие самолёты полка ещё не вернулись с заданий.
Через восемь минут самолет В.Н.Опалёва оторвался от земли, за ним разбегались и взлетали остальные. Шестёрка штурмовиков легла на курс к берегу Крыма. Они подоспели вовремя. Самолёт ведущего с ходу перешел в атаку. За ним последовали пять других. Штурмовики, сбросив бомбы, в пикировании поливали пушечно-пулемётным огнём танки и пехоту, наступающую за ними. Набрав высоту после первой атаки, штурмовики ринулись во вторую. На земле горели три фашистских танка. На третьем заходе, когда горело уже шесть танков, летчики увидели, как уцелевшие машины развернулись и поползли назад, прочь от рыбацкого поселка.
На аэродроме лётчиков ждала радиограмма от десантников. Вечером подполковник И.А.Емельянов зачитал её перед строем полка. Она начиналась словами: «Спасибо летчикам...»
20 ноября 1943 года на базе войск Северо-Кавказского фронта была создана Отдельная Приморская армия, в чье оперативное подчинение была передана 4-я воздушная армия.
6 декабря десантники В.Ф.Гладкова сильным ударом прорвали оборону противника у маяка Нижне-Бурунского и форсированным маршем с боем начали продвигаться в северном направлении. Смяв противника и уничтожив отдельные вражеские подразделения, несшие охрану побережья на участке Керчь – Камыш-Бурун, десантники к утру 7 декабря захватили предместье южнее Керчи и вступили в ожесточённый бой за гору Митридат. Бомбардировщики и штурмовики 4-й воздушной армии обеспечивали прорыв обороны противника севернее Эльтигена и выход войск в район Керчи.
В дальнейшем, вплоть до освобождения Керчи 11 апреля 1944 года, штурмовики оказывали эффективную поддержку своим наземным войскам. Действуя по заявкам наземного командования, экипажи Ил-2 наносили удары по артиллерийским и миномётным батареям противника, по танкам, уничтожали живую силу.
После взятия Керчи 214-я штурмовая авиационная дивизия получила наименование «Керченской» и в составе 4-го Украинского фронта принимала участие в Крымской стратегической операции – наступлении в глубь Крымского полуострова, штур¬ме Сапун-горы, освобождении Севасто¬поля, ликвидации войск противника, блокированных на мысе Херсонес, на¬носила удары по его кораблям на Чер¬ном море.
В.Н.Опалёв 8 мая 1944 года при вылете на боевое задание в районе Севастополя был подбит и получил осколочное ранение в лицо, а при посадке на свой аэродром на подбитом самолёте получил сотрясение головного мозга.
После освобождения Севастополя 9 мая 1944 года 622-й штурмовой авиационный полк получил наименование «Севастопольского».
С 1 июля 1944 года 214-я штурмовая авиационная дивизия в составе 15-й воздушной армии сражалась на 2-м Прибалтийском фронте. В.Н.Опалёв участвовал в прорыве обороны противника на идрицком направлении и разгроме идрицко-себежской группировки противника. Во главе пятёрки штурмовиков он атаковал эшелоны противника на станциях Осетки и Дьяковщина линии железной дороги Идрица – Зилупе.
С 17 июля боевые действия были перенесены на территорию Латвии. В.Н.Опалёв вместе со своим полком громил оборону противника на подступах к Резекне и Даугавпилсу, поддерживал наступление стрелковых частей на рижском направлении.
С октября 1944 года 622-й штурмовой авиационный полк участвовал в блокировании и последующем разгроме немецкой группы армий «Север» на Курляндском полуострове.
В декабре началось наступление по разгрому этой группировки на Салдусском направлении. 214-я штурмовая авиационная дивизия нанесла массированный удар по аэродрому Салдус.
21 декабря командир 214-й штурмовой авиадивизии генерал С.У.Рубанов, находясь на пункте наведения рядом с наблюдательным пунктом командира стрелкового полка, произнес «отлично» в адрес ведущего шестeрки «илов» майора В.Н.Опалёва за меткий удар штурмовиков по батареям противника в районе высоты 121,1.
25 декабря В.Н.Опалёв штурмовал во главе группы полевую и зенитную артиллерию врага. Он дал возможность пехоте продвинуться вперед, непрерывно воздействуя на оборонительный рубеж противника.
В.Н.Опалёв участвовал в боях на Курляндском полуострове до 15 марта 1945 года.
Затем он был направлен на учебу в Военно-воздушную Академию
Биографию подготовил:
В небе Сталинграда. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд., 1983.
Герои Советского Союза - кировчане. Выпуск 3. Киров, 1985
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Гофман Г.Б. Самолёт подбит над целью. - М., Воениздат, 1982.
Кулемин И.Г. Героев наших имена. Ижевск, 1975
Чечельницкий Г.А. Лётчики на войне. - М., Воениздат, 1974.
Профессионального силового тренажера Производитель профессионального силового тренажера для фитнеса profi-silovye-trenazhery.ru |