Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Даниленко Константин Иванович

Даниленко Константин Иванович

06.11.1910 - 24.06.1957

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 200

Орден Ленина № 38021

Даниленко Константин Иванович - начальник паровозной колонны №10 Народного комиссариата путей сообщения.

Родился 24 октября (6 ноября) 1910 года в городе Харькове (Украина) в семье железнодорожника. Украинец. В 9 лет остался без отца, что бы помогать маме пошел работать сразу после окончания 7 класса 1-й железнодорожной школы.

В 14 лет он начал свою трудовую деятельность учеником слесаря Харьковского паровозоремонтного завода и к двадцати годам, затем работал в паровозном депо «Октябрь» Харьков-пассажирский Южной железной дороги. Приобрел опыт слесаря, поездного кочегара, помощника машиниста, и в 1930 году стал машинистом, стал за правое крыло паровоза. Поступил на вечерний факультет Харьковского института инженеров транспорта, в тот раз окончить учебу не довелось.

В 1932 году по спецнабору был призван в Красную Армию. В 1934 году окончил объединенную военную школу им. ВЦИК СССР, в Кремле и мог бы стать, как многие «кремлевские курсанты» командиром Красной Армии. Однако в связи с решением правительства об укреплении кадров железнодорожного транспорта в 1935 году молодой комвзвода был отчислен из рядов РККА и возвращен на свою прежнюю работу, в депо «Октябрь». Вновь встал за реверс паровоза.

Работал на паровозе Су-210-02 первым в депо «Октябрь» и одним из первых на Южной дороге поддержал почин машиниста-новатора Петра Кривоноса и начал применять его методы по увеличению форсировки котла, получил Наркомовскую премию. В 1936 году машинист первого класса К. И. Даниленко на своем паровозе сделал 30000 километров межпромывочного пробега. За перевыполнение плана перевозок, перевыполнение пробегов между обточками и промывками в том же году он был награжден орденом «Знак Почета» и первым знаком «Почетному железнодорожнику».

В 1937 году род каток репрессий попали тысячи железнодорожников, в том числе и на Южной магистрали. На их место назначались так называемые «выдвиженцы» — передовые рабочие. В августе 1937 года К.И. Даниленко стал руководства паровозного депо «Октябрь». Через считанные месяцы депо стало одним из лучших. В январе 1939 года он был уже назначен заместителем начальника Южной дороги. Делал всё возможное для скорейшего обновления подвижного состава и расширения кривоносовского движения на Южной дороге, активно поддерживал любую инициативу снизу по увеличению межремонтного пробега паровозов, вождению тяжеловесных поездов. На всех постах находил время самому стать за реверс паровоза, проводить для молодых паровозников мастер-классы.

С первых дней Великой Отечественной войны Даниленко вплотную занимается увеличением межремонтного срока работы паровозов и сокращением времени деповского ремонта, при его участии на Южной ширится лунинское движение. Когда началась масштабная эвакуация - организовывал выделение максимального количества вагонов для людей и эвакогрузов, мотался, несмотря на участившиеся налеты немецких бомбардировщиков, по всей дороге, на линии огня оперативно «разруливая» вопросы, связанные с эвакуацией. Родной Харьков покидал, когда в городе уже были немцы. Он сам встал за реверс паровоза и повёл последний состав на Купянск.

Весной 1942 года К.И. Даниленко был назначен начальником колонны паровозов особого резерва №10 НКПС (ОРКП-10).Колонна формировалась в депо Ожерелье Московско-Донбасской дороги, в основном из машинистов, помощников, кочегаров, поездных вагонных мастеров. Все они были переведены на положение бойцов Красной Армии. Тридцать паровозов колонны №10 были в короткий срок переоборудованы для работы на прифронтовых участках: боковые стенки и крыша будки машиниста обшиты броней, наращены борта тендера и усилены его тележки.

Боевое крещение ОРКП-10 получила во время Сталинградской битвы. В первой половине июня 1942 года под беспощадными бомбёжками немецкой авиации паровозная колонна №10 начала массовую переброску войск и боеприпасов к Сталинграду. Под бомбами и снарядами, мимо стёртых с лица земли станций, мимо изуродованных локомотивов и вагонов, сваленных под откос, при полной светомаскировке по перегонам с незнакомым профилем пути паровозные бригады ОРКП-10 доставляли защитникам города на Волге пополнение, боевую технику, горючее, боеприпасы, продовольствие. Водном из рейсов начальник колонны получил осколочное ранение, но от госпитализации отказался.

Осенью 1942 года в Центральном управлении паровозного хозяйства НКПС создается специальный отдел колонн паровозов особого резерва, который возглавил К. И. Даниленко. Выбор был не случаен. Из руководителей первых колонн, получивших боевое крещение в районе Сталинграда, он особенно выделялся незаурядными организаторскими способностями. Работники отдела были переведены на казарменное положение и зачислены на все виды воинского довольствия, работали в спец помещении, даже отдыхали под охраной стрелков. Требовательный к себе, К. И. Даниленко и от подчиненных требовал поистине воинской дисциплины. Сам он не сидел в Москве, постоянно выезжал на самые трудные участки.

4 марта 1943 года Даниленко был освобожден от обязанностей начальника отдела колонн в связи с назначением на прежнюю должность заместителя начальника Южной дороги. Но в ходе подготовки Курской битвы он вновь возглавил отдел колонн. И если в Сталинградской битве участвовало 18 колонн с парком 500 паровозов, то для обеспечения воинских перевозок в район Курской дуги было привлечено 26 колонн с 600 паровозами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Даниленко Константин Иванович присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В начале марта 1944 года генерал-директор тяги ІІІ ранга К. И. Даниленко был назначен начальником Южной дороги. Под его руководством магистраль постепенно возрождается из руин и пепла, произошло резкое улучшения работы дороги по всем направлениям. Для ускорения доставки грузов для фронта на нашей дороге формировались дальние технические маршруты, что позволило только за один год - с апреля 1944 по апрель 1945 года - сэкономить за счет переработки на попутных станциях 3507 тысяч вагоно-часов. Под его руководством Южная дорога четыре раза получает Переходящее знамя Государственного Комитета Обороны и трижды - Переходящее Красное Знамя НКПС, а сам он за выполнение специальных заданий по перевозкам был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В марте 1945 года К.И. Даниленко был направлен в командировку в Германию в качестве уполномоченного Народного комиссара путей сообщения по обеспечению перевозок фронтам (при этом он оставался начальником Южной дороги). Даниленко лично контролировал доставку железной дорогой всего необходимого для наступательных операций весны 1945-го, в том числе Берлинской стратегической наступательной операции… Причем контролирует в своем стиле - зачастую непосредственно на линии огня. Под Бреслау был контужен, и опять, как и после ранения под Сталинградом, «отлеживаться» в госпитале не согласился. День Победы встретил в Берлине.

В ноябре 1945 года был назначен первым заместителем начальника Донецкого округа железных дорог. Затем около года руководил Северо-Донецкой дорогой, а когда Донецкий округ возглавил новый начальник - П. Ф. Кривонос, Даниленко становится его заместителем. В начале сентября 1947-го вновь возвращается в родной Харьков, где находилось управление округа.

В августе 1951 года был откомандирован на учёбу в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта на учебу. После окончания института некоторое время возглавляет Одесско-Кишинёвскую железную дорогу, затем, с 6 февраля 1956 года — Ульяновское отделение Куйбышевской железной дороги.

Многолетняя работа «на износ», фронтовые раны подорвали здоровье. 24 июня 1957 года Константин Иванович Даниленко скончался. Похоронен в городе Харькове на кладбище №2.

Награждён орденом Ленина (05.11.1943), двумя орденами Трудового Красного Знамени (23.11.1939, 21.05.1951), орденами Кутузова 2-й степени (29.07.1945), Отечественной войны 2-й степени (24.02.1945), «Знак Почёта» (04.04.1936), медалями; тремя знаками «Почётный железнодорожник».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985

Подводная археология   Т