Герой Российской Федерации
ВВС: Лётчики-истребители
Шикунов Фёдор Иванович

Шикунов Фёдор Иванович

17.06.1921 - 15.03.1945

Герой Российской Федерации

Даты указов

02.05.1996

Медаль № 270

Шикунов Фёдор Иванович – командир эскадрильи 69-го гвардейского Краковского ордена Александра Невского истребительного авиационного полка 23-й гвардейской Черкасской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного Львовского Краснознамённого ордена Суворова 2-й степени авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 17 июня 1921 года в городе Майкоп Кубано-Черноморской области РСФСР (ныне столица Республики Адыгея). Русский. Из семьи крестьянина.

В возрасте 11 лет из-за смерти отца был вынужден оставить учёбу в школе, работал на Майкопском лесомебельном заводе. Затем продолжил учёбу и в 1938 году окончил школу № 9 в Майкопе. Работал продавцом в магазине при лесомебельном заводе, одновременно в 1939 году окончил Майкопский аэроклуб.

1 августа 1939 года призван в Красную Армию и направлен в авиацию. В 1940 году окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова. Как лучший выпускник оставлен в ней пилотом-инструктором.

В начале Великой Отечественной войны вместе с школой эвакуирован в Омск. С июня 1942 года - лётчик-инструктор 22-го запасного авиационного полка 6-й запасной авиационной бригады ВВС Московского военного округа. С июня 1943 года - командир звена 69-го гвардейского истребительного авиационного полка, который в то время находился на переформировании в городе Иваново. Там освоил истребитель Р-39 "Аэрокобра".

В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны лейтенант Ф.И. Шикунов - с 5 октября 1943 года, воевал в составе 69-го гвардейского истребительного авиаполка в составе 5-й воздушной армии на Степном и 2-м Украинском фронтах. В июле 1944 года полк был передан в 2-ю воздушную армию 1-го Украинского фронта.

В рядах этого полка сразу проявил себя отважным и умелым воздушным бойцом. Уже через несколько дней участия в боевых действиях – 13 октября 1943 года – одержал свою первую воздушную победу, сбив очень опасного противника – воздушный разведчик ФВ-189 (известный на фронте под прозвищем «рама»). В ноябре 1943 года назначен заместителем командира эскадрильи, в апреле 1944 - командиром эскадрильи. Член ВКП(б) с 1944 года.

Принимал участие в битве за Днепр (октябрь-ноябрь 1943), в Нижнеднепровской (ноябрь-декабрь 1943), Кировоградской (январь 1944), Корсунь-Шевченковской (февраль 1944), Уманско-Ботошанской (март-апрель 1944) наступательных операциях, в воздушном сражении на ближних подступах к Румынии (апрель-июнь 1944), в Львовско-Сандомирской наступательной операции (июль-август 1944), в прикрытии с воздуха Сандомирского плацдарма (сентябрь-октябрь 1944), в Висло-Одерской (январь 1945), в Нижне-Силезской и в Верхне-Силезской наступательных операциях (февраль-март 1945).

Один из лучших лётчиков-истребителей дивизии. К июлю 1944 года в 128 боевых вылетах сбил 18 самолётов врага лично и 1 – в паре. За эти подвиги тогда же представлялся к присвоению звания Героя Советского Союза, но представление не было реализовано.

Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 206 боевых вылетов, в 52 воздушных боях сбил 25 самолётов врага лично (по данным наградных документов, по данным М.Ю.Быкова подтверждаются 21 личная и 1 групповая победы отважного лётчика-истребителя). Был сбит зенитным огнём 15 марта 1945 года при выполнении боевого задания по блокированию с воздуха немецкого аэродрома Нейссе в районе города Фридевальде (Германия). Похоронен в городе Бриг (ныне город Бжег в Опольском воеводстве Польши).

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, капитану Шикунову Фёдору Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Капитан (1944). Награждён 2 орденами Красного Знамени (21.06.1944, 22.10.1944), орденами Александра Невского (29.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (13.05.1945, посмертно), Красной Звезды (04.11.1943).

Звезда Героя Российской Федерации передана родными Ф.И. Шикунова в Национальный музей Республики Адыгея (Майкоп).

Биография предоставлена участником Великой Отечественной войны
Фёдором Никаноровичем Абрамовым.


Из книги Хазретбия Исхаковича Сиджаха:

5 октября 1943 года 304-я дивизия, войдя в состав 5-й воздушной ар­мии, прибыла на Степной фронт генерала армии И.С.Конева, войска которо­го в это время форсировали Днепр южнее Кременчуга и вели ожесточенные бои по расширению плацдармов на его правом берегу.

Боевое крещение Ф.И.Шикунов получил 7 октября, когда он впервые поднялся во фронтовое небо. Летая ведомым у командира эскадрильи капи­тана И.М.Рыбкина, грудь которого украшали два ордена Красного Знамени, он совершил за октябрьские дни 35 боевых вылетов, поднимаясь в воздух порой по 2-3 раза в день. Участвовал в семи воздушных боях, в ходе кото­рых, надежно прикрывая своего командира, обеспечил ему возможность уверенно вести бой и сбить четыре вражеских самолета, и сам при этом унич­тожил двух стервятников.

Счет сбитым самолетам Федор Иванович открыл 9 октября. Выпол­няя в группе капитана И.М.Рыбкина задание по прикрытию наших войск в районе Бородаевки, он обнаружил «Фокке-Вульф-189», который корректи­ровал огонь своей артиллерии. Зайдя со стороны солнца и приблизившись к фашисту до ста метров, нажал на гашетки. Но «фоккер» успел увернуться и, резко нырнув вниз, перешел в пикирование. Ф.И.Шикунов бросился за ним и, настигнув его, с дистанции 50 метров влепил ему свинцо­вую порцию, открыв огонь из пушки и всех четырех пулеметов. «Рама» вспыхнула ярким пламенем и, разваливаясь на куски, пошла к земле.

Второй самолет Ф.И.Шикунов сбил 25 октября. В этот день он выле­тел в составе четверки «Айркобр» под командованием капитана И.М.Рыбкина на прикрытие наших войск в район Пятихатки. При подходе к цели встретились 5 «Мессершмиттов-109» и четверка решительно атаковала их. В завязавшемся бою, когда один из «мессеров» попытался атаковать ведущего, на помощь ему пришел Ф.И.Шикунов. С первой же атаки он сра­зил его и тот камнем рухнул на землю. Всего же четверка наших истреби­телей сбила четыре вражеских самолета, не имея своих потерь.

Шел второй месяц боевых действий. Выполнение боевых заданий Ф.И.Шикуновым показывало, что он является стойким воздушнымбойцом и из него выковывается настоящий ас, который хорошо знает возможности своей машины и умело использует их в бою, отлично владеет техникой пилоти­рования, мастерски ведет огонь, в бою ведет себя спокойно, не теряется. Командование не раз ставило в пример Ф.И.Шикунова, отмечая его мастер­ство, которое росло изо дня в день, из боя в бой. И это при том, что в полку воевало немало опытных воздушных бойцов, которые имели на своем счету десятки воздушных боев, сбитые самолеты и грудь их украшали боевые на­грады. Но это не помешало Федору Ивановичу заслужить уважение среди однополчан и стать с первых дней в ряды лучших летчиков полка.

Признанием мастерства и боевых заслуг Федора Ивановича стало то, что уже в ноябре он был выдвинут на должность заместителя командира эс­кадрильи и награжден орденом Красной Звезды.

Представляя кнаграде Ф.И.Шикунова, подполковник Н.К.Кривяков, сам опытный воздушный боец, кавалер трех орденов Красного Знамени и ордена Отечественной войны 1-й степени, писал, что он, «отлично владея самолетом, летает смело, осмотрительно, всегда принимает правильные ре­шения. Пользуется славой лучшего ведомого в полку, оправдывая гордое звание «щит ведущего».

Успехи Федора Ивановича не были случайностью. Еще в авиашколе, а затем в запасном полку, обучая других, он настойчиво учился и сам, стре­мясь к совершенству, познанию нового, передового, что накоплено в ходе войны. Он оттачивал искусство владения боевой машиной на любых режи­мах и высотах полета, учился метко стрелять, скрупулезно изучал тонкости воздушного боя и летно-тактические характеристики вражеских самолетов, их уязвимые места и тактику действий, искал новые боевые приемы. Но на­стоящее мастерство и опыт пришли к нему, конечно, в ходе боев, каждый из которых требовал высочайшего напряжения всех моральных и физиче­ских сил, воли и умения.

Летчиком Ф.И.Шикунов был, как говорится, от Бога. В любой, самой сложной обстановке он действовал всегда осмотрительно, тактически гра­мотно, проявляя спокойствие и завидную выдержку, умело руководил боем подчиненных. Его отличало умение быстро ориентироваться и в считанные секунды принять единственно верное решение, когда, казалось бы, уже не­возможно ничего сделать. Великолепно владея искусством воздушного боя, Федор Иванович умел диктовать и навязывать противнику свою волю. Если немец не принимал бой на виражах, значит он чувствовал в этом свою сла­бость и Ф.И.Шикунов, мастерски пилотируя, настойчиво навязывал ему этот бой. Ф.И.Шикунова не останавливало численное превосходство врага. Он смело вступал в бой и неизменно выходил победителем, стараясь при этом нанести противнику максимальный урон. Примечательно, что за годы войны в ходе воздушных боев, как свидетельствуют архивные документы и ветераны-однополчане, ни одному вражескому истребителю не удавалось сесть Ф.И.Шикунову на «хвост». Судьба миловала его. Ни разу ранен не был, даже не получил ни одной царапины, хотя лез, что называется, в самое пекло. И тем не менее, Федор Иванович никогда не считал, что уже все зна­ет, все постиг. Он постоянно учился и того же требовал от подчиненных. Учился на собственном опыте, на опыте боевых товарищей и никогда не ус­покаивался на достигнутом.

Широкую известность и славу принес Ф.И.Шикунову бой 29 ноября 1943 года. Получив задачу на сопровождение девяти бомбардировщиков Пе-2в район Константиновка, Васильевка Кировоградской области, Ф.И.Шикунов вылетел во главе шестерки «Айркобр». При подходе к цели в районе города Александрия на пересекающихся курсах встретились 18 «Хейнкелей-111», шедших под прикрытием двух «Фокке-Вульфов-190». Оценив обстановку, Федор Иванович приказал младшему лейтенанту А.Н.Еловскому своей четверкой продолжать сопровождение бомбардиров­щиков, а сам с ведомым младшим лейтенантом В.П. Васильевым, набрав высо­ту и зайдя со стороны солнца, внезапно атаковал «фоккеров». Но вражеские истребители не приняли бой и, резко взмыв вверх, ушли в облачность. «Хейнкели», оставшись без прикрытия, поспешно сбросили бомбы, не дойдя до наших позиций, и убрались на свою территорию.

А несколько минут спустя, зорко осматривая то переднюю, то заднюю полусферу, Ф.И. Шикунов заметил еще одну группу численностью около 30 бомбардировщиков «Юнкерс-87», шедших бомбить наши войска. Медлить было нельзя и Федор Иванович решительно скомандовал ведомому:

- Атакуем!

Дав мотору форсированный режим, он бросил свой истребитель навстречу врагу, нацелившись на ведущего. Расстояние быстро сокраща­лось. Черно-серый силуэт фашистской машины все увеличивался в его при­целе. И, когда дистанция достигла 100 метров, пальцы Ф.И.Шикунова плав­но нажали на гашетки. Огненные трассы кинжалом врезались в тело враже­ского самолета и тот, завалившись на крыло и охваченный пламенем, камнем пошел вниз. Ф.И.Шикунов резко взмыл вверх и вновь устремился на врага. Атаки следовали одна за другой. Меткая очередь с короткой дистанции и еще один «юнкере» рухнул на землю. Третий самолет был сбит ведомым.

Дерзкое нападение советских летчиков вызвало среди гитлеров­цев растерянность и панику. Беспорядочно сбросив бомбы, они повернули об­ратно и ушли.

В это время два «Фокке-Вульфа-190», свалившись из-за облаков, пы­тались атаковать нашу пару. Федор Иванович смело принял вызов гитле­ровцев и, мастерски используя преимущества своей «Айркобры», повел бой на вертикалях, но они решили не искушать судьбу и под воздействием смелых и дерзких атак советских летчиков покинули район боя.

Едва отбив атаку «фоккеров», Ф.И.Шикунов заметил еще одну – третью группу вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-87», которые также шли бомбить боевые порядки наших войск. Не раздумывая, он решительно бросил­ся в атаку и, поймав ведущего фашистов, нажал на гашетки. Однако пулеметы и пушка молчали. «Кончились боеприпасы», - молнией обожгло сознание. «Что делать? Выходить из боя?» И Федор Иванович, не считаясь с опасностью для жизни, продолжает атаку... без снарядов и патронов, расстраивая бое­вой порядок врага. Завязалась головокружительная воздушная карусель, в ходе которой, как вспоминал В.П.Васильев, были мгновения, когда он терял командира из виду, хотя обязан был неотступно следовать за ним и не выпускать его из поля зрения.

Как развивались события дальше, рассказал в своем письме Виктор Петрович: «Шикунов дал мне команду: «Васильев, атакуй, у меня отказала пушка, я прикрою тебя!» Убежденный, что «хвост» у меня прикрыт надежно, я сосредоточил все внимание на бомбардировщиках и, поддерживаемый Шикуновым, повел прицельные атаки...». Бой закончился тем, что В.П.Васильев сбил два «юнкерса», остальные бомбардировщики были рассеяны, и ни одна фашистская бомба не упала на головы наших войск.

Два немецких истребителя ME-109, неожиданно появившиеся в это время в зоне боевых действий, бросились было на выручку своих бомбардировщиков, но было уже поздно. Подвергшись атаке советских летчиков, они не приняли бой и позорно скрылись.

Ф.И.Шикунов догнал своих бомбардировщиков и продолжал их со­провождение, пока они не выполнили своей задачи. После этого тяжелого боя с тремя большими группами фашистских самолетов, в котором проявились лучшие бойцовские и командирские качества Федора Ивановича, его по праву стали называть хозяином неба и на груди бесстрашного сокола засверкала пол­ководческая награда - орден Александра Невского, как признание мастер­ства и умения в неравном бою добиться победы малыми силами.

В дальнейшем, участвуя в Кировоградской, Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях, в ходе которых наши войска освободили значительную территорию Правобережной Украины и Молдавии и вышли в северо-восточные районы Румынии, Ф.И.Шикунов, самоотверженно сражаясь с врагом, за три месяца наступательных боев совершил 41 боевой вылет и провел 13 воздушных боев, доведя счет сбитых самолетов до 10, за что был удо­стоен ордена Красного Знамени.

Особенно отличился Ф.И.Шикунов 24 марта 1944 года в ходе Уманско-Ботошанской операции. Погода в этот день выдалась крайне неблагоприятная. Густая облачность и туман ограничивали видимость, но, несмотря на это, Ф.И.Шикунов во главе четверки поднялся в воздух, получив задачу прикрыть шесть штурмовиков, направлявшихся на уничтожение вражеских войск в рай­оне Кривое Озеро, Любашевка, что на севере Одесской области.

Подлетая к линии фронта, Федор Иванович заметил 15 «Юнкерсов-87», которые под прикрытием четырех «Фокке-Вульфов-190» стали в круг, чтобы бомбить наши войска. Ф.И. Шикунов решил сконцентрировать весь удар по бомбардировщикам. Отогнав своей четверкой вражеских истребителей и, сде­лав разворот на 180 градусов, как бы мимоходом, соколиной атакой сверху и сзади под ракурсом 2/4, он врезался в гущу «юнкерсов», поливая их огнем всех пушек и пулеметов. Завязался ожесточенный бой, в ходе которого были сбиты три вражеских бомбардировщика, один из которых был на счету Федора Ивановича. Остальные бомбардировщики рассыпались и поодиночке ушли на свою территорию.

Продолжая сопровождать штурмовиков, в районе цели неожиданно появились 10 «Фокке-Вульфов-190», которые на бреющем подходили к на­шим «илам». Несмотря на неравенство сил, Ф.И.Шикунов приказал открыть по вражеским самолетам заградительный огонь, а затем, подав команду: «За мной, в атаку!» и увлекая ведомых, бросился на врага. Завязался жаркий бой. Поймав в прицел одного стервятника, Федор Иванович сбил его со второй очереди. Прошло еще несколько мгновений и второй «фоккер» упал на землю, прошитый очередью из пушки младшего лейтенанта И.П.Антонова. Всего же в этом бою сбив 5 вражеских самолетов, четверка Ф.И.Шикунова успешно выполнила поставленную задачу и без потерь вернулась в полк. Штурмовики отлично выполнили свое задание и горячо благодарили Федора Ивановича и его летчиков за надежное прикрытие.

По мере накопления опыта Ф.И.Шикунов стал выбираться и на разведку. Однажды, выполняя в паре с В.П.Васильевым задание по разведке против­ника, он обнаружил в районе города Ново-Украинка вражеский аэродром, на котором базировалось до тридцати самолетов. Взлетевший в это время с аэ­родрома бомбардировщик «Хейнкель-111» был тут же сбит Ф.И.Шикуновым, а вскоре налетевшие по вызову наши штурмовики нанесли мощный удар и, уничтожив 20 самолетов, вывели аэродром из строя.

Ф.И.Шикунов стал не только признанным асом, но и зарекомендовал себя блестящим командиром, умеющим воспитывать и руководить подчи­ненными как на земле, так и в воздухе. Особенно его командирский талант раскрылся, когда в апреле 1944 года он возглавил 3-ю эскадрилью. За ко­роткое время она стала передовой не только в полку, но и в дивизии по ко­личеству совершенных боевых вылетов и по числу сбитых самолетов. Дос­таточно привести такие примеры. За первые четыре месяца 1944 года пол­ком было уничтожено 80 вражеских самолетов, 41 из которых были сбиты летчиками Ф.И.Шикунова. И пример подавал сам командир. На его счету значилось 14 стервятников, т.е. одна треть. Всего же за 1944 год эскадрилья под командованием Ф.И.Шикунова произвела 809 успешных боевых выле­тов, провела 107 воздушных боев и сбила 65 вражеских самолетов, потеряв при этом два своих самолета.

Глубоко изучая опыт воздушных боев, Ф.И.Шикунов учил летчиков мужеству и мастерству, требовал проявлять смекалку, инициативу в любой обстановке и не уставал повторять незыблемые правила тактики воздушного боя: замечай врага первым, высоту набирай первым, атакуй всегда первым и наверняка, используя при этом солнце и облачность. Если ты первый во всем, ты – хозяин неба.

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Москва, 2014.

Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998

Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной. - М.: Эксмо; Яуза, 2007.

Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Сиджах Х.И. Герои России из Адыгеи. Майкоп, 2011.

Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.