Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Рубанов Пётр Акимович

Рубанов Пётр Акимович

19.08.1920 - 12.04.2017

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 8862

Орден Ленина № 57551

Рубанов Пётр Акимович – командир эскадрильи 828-го Свирского штурмового авиационного полка 260-й штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, капитан.

Родился 19 августа 1920 года в селе Ошарово ныне Нижнеингашского района Красноярского края в семье шахтёра. Русский. С 1934 года жил в городе Черногорск Красноярского края. Окончил среднюю школу, аэроклуб (1937) и курсы переподготовки лётчиков Осоавиахима. Работал лётчиком-инструктором в аэроклубе.

В Красной Армии с октября 1941 года, призван Черногорским районным военкоматом Красноярского края. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Был лётчиком связи, лётчиком-штурмовиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, с июня 1944 года – командиром эскадрильи. Воевал на Западном, с февраля 1942 года – на Карельском, с декабря 1944 года – на 2-м Белорусском фронтах. В боях один раз ранен. Член ВКП(б)/КПСС в 1942-1991 годах.

Участвовал:
– в контрнаступлении под Москвой – в 1941-1942 годах;
– в боях в Карелии в районе городов Медвежьегорск, Сегежа – в 1942-1944 годах;
– в боях на реке Свирь, в освобождении городов Олонец, Петрозаводск, в боях севернее Онежского озера – в 1944 году;
– в Висло-Одерской операции, в боевых вылетах в район городов Варшава, Плоцк, Тарнув, Цеханув, Данциг (Гданьск), Цоппот (Сопот), в Берлинской операции – в 1945 году.

Командир эскадрильи 828-го штурмового авиационного полка капитан Рубанов к концу войны совершил 141 успешный боевой вылет, в том числе 34 – на самолёте И-153 («Чайка») , 107 – на штурмовике Ил-2, при этом нанеся врагу большой ущерб. Им лично уничтожено: 63 автомашины, 107 повозок с имуществом, 19 прицепов, 26 оборонительных зданий, 14 орудий полевой артиллерии, 12 орудий зенитной артиллерии, 15 зенитных пулемётов, 25 миномётов, 85 железнодорожных вагонов, 4 паровоза, 2 баржи, 1 катер, 7 самолётов на земле, 2 – в воздухе, 9 танков, 2 бронетранспортёра, 2 радиостанции, 21 склад с боеприпасами и горючим, 23 дзота, до 670 солдат и офицеров противника. 52 раза он водил в бой группы штурмовиков.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Рубанову Петру Акимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в армии. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС, в 1954 году – Военно-воздушную академию. В 1945-1960 годах служил в 164-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (город Запорожье Украинской ССР). Прошёл путь от начальника оперативно-разведывательного отделения штаба до начальника штаба, первого заместителя командира 164-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 48-й воздушной армии. С 1960 года полковник П.А.Рубанов – в запасе.

Жил в городе Запорожье (Украина). В 1960-1966 годах работал инженером треста «Запорожэлектромонтаж», в 1966-1981 годах – директором профессионально-технического училища №2. Умер 12 апреля 2017 года. Похоронен в Запорожье.

Генерал-майор (06.11.2000). Награждён советскими орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (27.10.1942; 22.05.1943), орденом Александра Невского (26.10.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (23.02.1945; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (25.05.1945), Красной Звезды (30.12.1956), украинским орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени, медалями «За боевые заслуги» (19.11.1951), другими медалями.

Почетный гражданин городов Черногорск (Республика Хакасия) и Запорожье (Украина).


В 1934 году семья Рубановых из деревни Ошарово переехала в город Черногорск Красноярского края. Здесь Пётр учился в 10 классе средней школы. Одновременно поступил в аэроклуб на пилотское отделение курсантом. Экзамены в аэроклубе как по теории, так и по технике пилотирования Рубанов сдал на "отлично". После первого выпуска была создана инструкторская группа из курсантов-отличников. Лётчиком-инструктором стал и Рубанов, проработав в аэроклубе 3 года.

Осенью 1941 года из 3-х аэроклубов: Красноярского, Агинского и Черногорского - создали 679-й авиационный полк. Рядовым лётчиком в этот полк был зачислен и Рубанов. В суровые ноябрьские дни 1941 года полк начал боевые действия по защите Москвы. Рубанову в это время пришлось летать на самолётах связи в Подмосковье, развозить почту и связных офицеров.

После разгрома немецких войск под Москвой, в феврале 1942 года, Рубанову удалось перевестись в 828-й штурмовой авиаполк, действовавший на Карельском фронте. На этом фронте фашисты сосредоточили большие силы авиации. В первую очередь они хотели захватить Мурманскую и Кировскую железные дороги. Мурманск был ближайшим пунктом, куда доставлялись грузы по ленд-лизу, а Кировская железная дорога связывала Мурманск со всей страной.

Среди Карельских озёр штурмовик Рубанов открыл свой боевой счёт, который быстро начал расти. 9 августа 1942 года при бомбардировке и штурмовке живой силы и техники противника в группе из 6 И-153 в районе деревни Гирвас лейтенант Рубанов лично прямым попаданием бомб взорвал склад с боеприпасами и в воздушном бою сбил ФВ-189. За ощутимый урон, нанесённый противнику в боевых вылетах за прошедший период, в октябре 1942 года лейтенант Рубанов был награждён орденом Красного Знамени.

В ноябре 1942 года на вооружении авиаполка поступили новые самолёты Ил-2, штурмовики, которые лётчики метко окрестили "летающими танками". Пилоты быстро освоились с новой техникой и приступили к выполнению боевых заданий. Лейтенант Рубанов командовал в это время звеном, а в марте 1943 года был назначен командиром эскадрильи.

В мае 1943 года командир полка майор Краснолуцкий приказал эскадрилье Рубанова перебазироваться на аэродром Сегежа и с него вести боевую работу по уничтожению эшелонов с войсками и техникой противника, следующих к линии фронта. 17 мая 1943 года, будучи ведущим группы из 6 Ил-2, Рубанов совершил налёт на железнодорожный эшелон на перегоне Масельская – Медвежьегорск. В результате штурмовки было уничтожено 9 вагонов, 6 автомашин, убито до 50 вражеских солдат. Лично Рубанов вывел из строя паровоз и разбил вагон с 2-я автомашинами. Во время второй атаки немецкая зенитка попала в хвостовое оперение его самолёта. В это время появились вражеские истребители. Но лётчики Виктор Богданов, Михаил Макаров, Иван Омигов, Николай Иванов, Григорий Рябушко прикрыли своего командира и спасли ему жизнь. За эту дерзкую операцию лейтенант Рубанов был награждён вторым орденом Красного Знамени.

В 1943 году часто лётчики-штурмовики вылетали на свободную охоту. Они находили противника, передвигавшегося в определённом квадрате на карте боевых действий, и наносили разящий удар. Так 4 октября 1943 года старший лейтенант Рубанов в квадрате 1858 уничтожил 4 автомашины с грузами, 1 зенитную батарею с прислугой.

В апреле 1944 года по данным разведки, командованию 7-й воздушной армии, куда входил 828-й штурмовой полк, стало известно, что на основном аэродроме противника Тунгозеро базируется большое количество самолётов. Задачу по их уничтожению поручили эскадрилье, которой руководил капитан Рубанов. В результате налёта 2 апреля 1944 года было уничтожено 11 самолётов. Рубанов выполнял ответственную роль прикрывающего группу. Его атаковало 2 «мессершмитта». Одного из них поразил воздушный стрелок Рубанова Анатолий Лаврентьев, второй горкой ушёл вверх. Спустя несколько минут штурмовик комэска вновь был атакован парой «мессеров», и снаряды одного из них попали в мотор и кабину пилота. Рубанов был ранен в лицо и руку. С огромным трудом самолёт удалось посадить в снег на озеро. От сильного удара фонарь кабины заклинило, но раненый лётчик умудрился выбраться в форточку. После этого он с воздушным стрелком 5 суток на лыжах пробирались по вражеской территории к линии фронта. После выхода к своим, лётчики были направлены в госпиталь в город Кемь. У Рубанова к ранениям прибавились сотрясение мозга, повреждение позвоночника и обморожение ног. Но к началу лета 1944 года он снова был в своей части.

В июле 1944 года советские войска приступили к форсированию реки Свирь и освобождению Карелии. В этих боях активнейшее участие принимали лётчики 828-го штурмового авиаполка. 13 июля 1944 года девятка Ил-2 под командованием капитана Рубанова на Свири уничтожила баржу со 170-ю гитлеровцами, катер, её буксировавший, и 2 зенитных батареи на берегу. Лично Рубанов прямым попаданием бомб уничтожил баржу. В боевом вылете 22 июля 1944 года на берегу Свири он уничтожил миномётную батарею.

Далее Рубанов и его эскадрилья участвовали в освобождении городов Олонец и Петрозаводск. И снова продолжились бои к северу от Онежского озера. В квадратах 7836 и 6424 в конце июля 1944 года лично комэск уничтожил 2 автомашины, подавил огонь 4-х зенитных орудий, взорвал склад с боеприпасами, убив до 30 вражеских солдат. 12 октября 1944 года 4 Ил-2 настигли автоколонну, при штурмовке которой лично Рубанов поджёг 4 автомашины, разбил 2 тягача и прицепами. За отличия в ходе Свирско-Петрозаводской операции капитан Рубанов был награждён орденом Александра Невского.

В конце 1944 года 828-й штурмовой авиаполк был передан в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, и лётчики перелетели в Польшу. Комэск Рубанов принимал участие в прорыве обороны немцев на реке Висла, в освобождении Варшавы, а также в нанесении ударов по опорным пунктам противника в городах Плоцк, Тарнув, Цеханув. С переносом боевых действий на территорию фашистской Германии Рубанов со своими лётчиками участвовал в прорыве вражеской обороны на Одерском плацдарме. Так, 16 января 1945 года он штурмовал вражескую колонну на дороге Поможе – Цеханув, 13 февраля – в районе города Риттель, 18 февраля – в районе населённого пункта Майетура. До середины марта 1945 года штурмовкам его групп подверглись вражеские колонны и огневые точки врага в районах населённых пунктов Черск, Штулляц, Прехлау, Бобау, во время которых лично Рубановым было уничтожено большое количество живой силы и техники противника. Орден Отечественной войны 1-й степени был результатом его успешной боевой работы.

В марте 1945 года лётчики эскадрильи капитана Рубанова вылетали на штурмовку гитлеровских оборонительных позиций в районе городов Данциг (Гданьск), Цоппот (Сопот).

Последний боевой вылет Рубанов, ставший уже майором, совершил 7 мая 1945 года. А затем была Победа! Спустя несколько дней с лётчиками своего авиаполка Пётр Рубанов побывал в Берлине, где и расписался осколком кирпича на стенах поверженного рейхстага. Там же ему был вручён орден Отечественной войны 2-й степени за работу на заключительном этапе войны.

За время пребывания на фронтах Отечественной войны Рубанов произвел 141 успешный вылет на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника. 52 раза водил группы штурмовиков в бой, где все задания выполнял образцово. 11 раз участвовал в воздушных боях с истребителями противника, где одерживал победу. 18 августа 1945 года Петру Рубанову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Жизнь свою Пётр Акимович Рубанов после Победы связал с армией. В 1948 году закончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, а в 1954 году - Военно-воздушную академию, которая сейчас носит имя Юрия Гагарина.

С 1960 года полковник Рубанов в запасе. Жил с семьёй в Запорожье. Вместе с женой Антониной Демидовной вырастили 2-х дочерей, внуков, дождались правнука - Андрея. Долгое время возглавлял техническое училище № 2.

В августе 2000 года в день своего 80-летия Пётр Акимович Рубанов на аэродроме в Васильевке Запорожской области совершил с инструктором самостоятельный полёт на Як-52 !! Он снова побывал в своей стихии…

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.