Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Жмурко Иван Матвеевич

Жмурко Иван Матвеевич

29.08.1914 - 04.08.1955

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 7519

Жмурко Иван Матвеевич - штурман эскадрильи 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного ордена Суворова Сталинградского полка 5-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 5-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 15-й воздушной армии Ленинградского фронта, гвардии капитан.

Родился 16 (29) августа 1914 года в селе Степашки ныне Гайсинского района Винницкой области (Украина) в крестьянской семье. Украинец. Окончил сельскую школу, работал счетоводом. В 1930 году работал на строительстве Днепровской ГЭС.

В Красной Армии с 1935 года. В 1938 году окончил Харьковское военное пехотное училище, в 1939 году – Харьковское военное авиационное училище штурманов. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Воевал на Западном, Калининском. Сталинградском, Донском, Северо-Кавказском, 3-м Белорусском, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах.

Штурман звена, а затем штурман эскадрильи 35-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (5-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 5-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Ленинградский фронт) гвардии капитан Иван Жмурко к апрелю 1945 года совершил 206 успешных боевых вылетов на бомбардировку аэродромов, железнодорожных узлов, скоплений войск неприятеля.

Активно участвовал в обороне и освобождении Белоруссии. 13 июля 1941 года в районе города Городок его самолет был подожжен огнём вражеского зенитного орудия, сам он получил ранение, но сбросил бомбы точно в цель.

В июне 1944 года лётчик Жмурко наносил бомбовые удары по живой силе и боевой технике противника под Витебском, Оршей, Борисовым.

26 июня 1944 года в составе группы И.М.Жмурко в составе группы бомбил аэродром Докудово Крупского района, где были уничтожены 23 гитлеровских самолёта, склад с горючим, повреждено лётное поле.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Жмурко Ивану Матвеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7519).

После войны И.М.Жмурко продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшую офицерскую школу штурманов в городе Краснодар. Трагически погиб при исполнении служебных обязанностей 4 августа 1955 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

В селе Степашки установлен бюст Героя, там же его именем названа улица. Бюст И.М.Жмурко также установлен в городе Винница на территории музея ВВС Украины. 


ОБЫКНОВЕННАЯ РАБОТА

Это была, как он говорил шутя, работа: по 5-6 боевых вылетов за день!...

Работа во имя победы. И каждый день как на лезвии бритвы, где с одной стороны - жизнь, а с другой - смерть. И чтобы представить её, эту работу, мы расскажем лишь два эпизода из 219. Столько боевых вылетов совершил отважный штурман бомбардировщика гвардии капитан Иван Матвеевич Жмурко.

Ещё при подходе к цели, где предстояло бомбить скопление вражеских войск, пришлось отбивать яростные атаки наседающих истребителей. Задание выполнили с большим трудом.

Когда развернулись в сторону своего аэродрома, сразу четыре фашиста насели на командирский самолёт капитана Максима Курбасова.

Повреждены моторы. Самолёт медленно планирует. Нет, до аэродрома не дотянуть.

Приземлились у леса, на краю поля. И сразу же заметили бегущих фашистских солдат.

Выход один - взорвать боевую машину.

Только через полтора месяца экипаж возвратился к своим. С документами, подтверждающими активное участие каждого в боевых действиях партизанского отряда далеко за линией фронта.

Тогда и услышал молодой штурман Иван Жмурко, что они с командиром - везучие. Ведь их зачислили в списки погибших.

Но во второй раз везучести на двоих не хватило.

Бомбардировщик начал атаковать под жестоким обстрелом. Между кабиной лётчика и правым мотором вдруг разорвался вражеский снаряд. Машина вздрогнула. Из мотора повалил дым, поползли языки пламени.

На миг ослепило пилотов.

Отважные соколы не свернули с боевого курса. Тяжёлые бомбы продолжали сыпаться на врага.

И, только выполнив задание, пылающий бомбардировщик сделал разворот. Вновь сильно тряхнуло. Иван Жмурко посмотрел на командира: по бледному лицу Курбасова струилась кровь. Безжизненно поникла голова, но руки еще держали штурвал. Секундная задержка — и будет поздно: самолёт потеряет равновесие, сорвется в «пике».

Жмурко мгновенно потянулся к штурвалу. Машина выровнялась, но пошла в сторону вражеской территории.

Надо развернуться. А как? На педалях ноги лётчика, мертвые, но никакой силой их не сдвинешь - словно прикованные.

Значит, надо действовать без рулей поворота. И штурман уменьшает газ одного мотора. Самолёт наклонился и медленно развернулся.

Фашистские истребители набросились снова. Стрелок-радист Иван Архипов отбивал атаки четырех «мессер-шмиттов». Бился, пока не перестало биться сердце...

Линия фронта уже осталась позади. В кабине больше находиться нельзя: горит одежда, пламя подбирается к лицу штурмана, к его рукам, сжимающим штурвал. И он командует экипажу: «Прыгать!» .

Но прыгать некому: жив только он один. С трудом вытащил мертвого командира из кабины.

Одновременно с хлопком парашюта прогремел взрыв: самолёт не долетел до земли.

Только на следующий день прибыл штурман Жмурко в полк и привёз тело командира.

На могиле боевого друга Иван Матвеевич поклялся отомстить врагам за него и за всех соколов, сбитых в священной войне.

Встретив День Победы, он воинскую службу не оставил. Продолжал летать, охраняя завоеванный мир.

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984

Овеянные славой имена. Одесса: Маяк, 1989