Герой Советского Союза
Армия: Понтонные части
Русских Харлам Акимович

Русских Харлам (Харлампий) Акимович – командир взвода 20-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона (40-я армия, Воронежский фронт), старший лейтенант.

Родился 15 сентября 1915 года в деревне Егоровцы ныне Селтинского района Удмуртской Республики в крестьянской семье. Русский. Окончив семилетнюю школу, год работал в родном колхозе «Новая жизнь». Затем учился на курсах мастеров лесозаготовок, после чего работал в Селтинском леспромхозе. Призван в армию 20 сентября 1936 года Селтинским райвоенкоматом. Служил в Хабаровске, в инженерном батальоне. В 1938 году участвовал в боях с японскими войсками у озера Хасан. Был направлен на курсы младших лейтенантов, которые окончил в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии младший лейтенант Х.А.Русских – с февраля 1942 года. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах в 20-м отдельном моторизованном понтонно-мостовом батальоне, который находился во фронтовом и реже – армейском подчинении, осуществляя инженерное обеспечение войск в важнейших фронтовых операциях при форсировании рек, строительстве мостов, минировании и разминировании.

Особо отличился в ходе Сумско-Прилукской наступательной операции при форсировании Днепра войсками 40-й армии в районе Козинцы (Переялав-Хмельницкий район Киевской области) и завоевании Букринского плацдарма на его правом берегу.

Выполняя обязанности начальника тяжелого парома, первым из офицеров батальона переправил 23 сентября 1943 года на правый берег реки десантную группу. Под артиллерийско-минометным огнем и бомбежкой авиации в течение 10 суток без отдыха переправлял танки, артиллерию и другую боевую технику на правый берег Днепра. Переправил 300 танков, 184 орудия, 510 автомашин, до 1000 ящиков боеприпасов, до 10 000 бойцов и командиров. Тем самым обеспечил закрепление войск на захваченном плацдарме.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за успешное форсирование реки Днепр южнее Киева, прочное закрепление плацдарма на западном берегу реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство Русских Харламу Акимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В начале августа 1944 года на переправе через Вислу на территории Польши был тяжело ранен и госпитализирован.

После окончания войны продолжал службу в Вооруженных Силах.

С 1956 года майор Х.А.Русских – в запасе. Вернулся на Дальний Восток, жил в Хабаровске. Работал инженером в домоуправлении, с 1964 по 1975 год – инженером на станции Хабаровск-2 Дальневосточной железной дороги, в Хабаровской дистанции гражданских сооружений, был председателем Совета ветеранов войны и труда Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги.

Скончался 25 января 1975 года. Похоронен на кладбище города Хабаровск.

Награжден орденами Ленина (23.10.1943), Красного Знамени (30.08.1944), 2 орденами Красной Звезды (31.10.1943,…), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (27.09.1942), «За оборону Сталинграда».

Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске. В селе Селты на Аллее Героев и в деревне Егоровцы установлены бюсты Х.А.Русских. В Хабаровске его имя увековечено на обелиске боевой и трудовой славы, на здании Хабаровской дистанции гражданских сооружений установлена мемориальная доска.


В феврале 1942 года младший лейтенант Х.А.Русских прибыл на Юго-Западный фронт. С марта 1942 года участвовал в боевых действиях в качестве командира взвода 20-го отдельного понтонно-мостового батальона 2-го формирования. Отступал вместе с армией с оборонительными боями на восток по территории Харьковской, Воронежской и Сталинградской областей, обеспечивал переправу войск через водные преграды и взрывал мосты перед наступающим противником.
Свою первую боевую награду получил в этот период.

Из наградного листа:

Команда подрывников во главе с младшим лейтенантом Русских минировала мост через реку Оскол в районе деревни Пристин*, несла охрану моста и по приказу начальника участка переправы должна была взорвать этот мост. чтобы не дать возможности противнику переправиться на левый берег реки.

После отхода наших частей, только, когда вся техника и люди были переправлены, а противник занял правый берег реки и открыл по переправе артиллерийский и минометный огонь, тов. Русских 24.06.1942 года в 14.30 взорвал мост и полностью уничтожил подходы с той и другой стороны. Под огнем противника действовал решительно и смело. Хорошо организовал работу подрывников и поставленную задачу выполнил, не потеряв ни одного человека и полностью сохранив вооружение и другое имущество взвода.
В выполнении задания тов. Русских проявил себя как преданный патриот нашей Родины, волевой и решительный командир, презирающий опасность.
Все свои знания и умение тов. Русских вкладывал в выполнение порученного задания.
Командир 20 ОМПМБ майор Шило
Военком 20 ОМПМБ батальонный комиссар Тютин


Награжден медалью «За боевые заслуги».

В дальнейшем воевал на Сталинградском, Донском и Воронежском фронтах, участвовал в битве под Сталинградом и на южном фасе Курской дуги в оборонительных боях (5 – 23 июдя 1943 года) и завершающем этапе Курского сражения – Белгородско-Харьковской наступательной операции (3 – 23 августа 1943 года).
За отличие в этой операции, с учетом заслуг в предыдущих боях, награжден орденом Красной Звезды.

Из наградного листа:

За время пребывания на фронте Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками командир понтонного взвода старший лейтенант Русских проявил себя инициативным и бесстрашным офицером.
С 12 по 16 июля 1942 года в районе Галиевка** взвод тов. Русских оборонял мост через реку Дон. Когда противник занял Галиевку и его автоматчики устремились к мосту, тов. Русских вступил с ними в огневой бой. Во время боя у тов. Русских огнем автоматчиков был разбит автомат. Противник, видя, что автоматчики не имеют успеха, открыл по мосту артиллерийский и минометный огонь. Понтонеры, увлекаемые тов. Русских, не щадя сил и жизни, взорвали мост, после чего по приказу отошли.
8 августа 1942 года взводу тов. Русских была поставлена задача – дублировать минирование железнодорожного моста через реку Дон в районе Красноармейский***. 10 августа мост был минирован а 12 августа взорван по приказу командира 112-й стрелковой дивизии. Мост был взорван в тот момент, когда противник подошел к мосту и устремился на мост. Противник, желая воспрепятствовать работе понтонеров, открыл минометный и пулеметный огонь. Взвод тов. Русских терял людей убитыми и ранеными, но это не могло остановить выполнения боевой задачи. Задача была выполнена, мост был взорван.
В июле – августе 1943 года противник, отступая под ударами наших войск, взорвал все переправы на водных рубежах, затрудняя продвижение наших войск.
5 августа тов. Русских было приказано построить мост под грузы 60 тонн через реку Пена в районе Луханино****. Тов. Русских с группой из 30 человек построил мост длиной 12 метров за 4 часа, тем самым в два раза перекрыл нормы по постройке мостов малой длины. Данный маршрут для наших войск Луханино – Ольховка**** был досрочно готов к эксплуатации.
10 августа рота получила задачу восстановить высоководный мост длиной 67 метров через реку Ворскла в районе Борисовка*****. 10 пролетов были взорваны, остальные повреждены взрывом. Взвод тов. Русских производил работы с правого берега. Понтонеры, увлекаемые своим командиром на досрочное выполнение приказа, работали с исключительным напряжением, перевыполняя нормы в 1,5 – 2 раза. В результате 13 августа ротой было построено 10 пролетов, а остальные восстановлены. Мост сдан в эксплуатацию на 10 часов раньше установленного срока.
Тов. Русских заслуживает правительственной награды – ордена Красной Звезды.
Командир 20 ОМПМБ капитан Петухов


Затем Х.А.Русских со своим батальоном участвовал в Сумско-Прилукской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года) – составной части Черниговско-Полтавской стратегической операции по освобождению левобережной Украины.
За особое отличие в этой операции представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа:

При форсировании реки Днепр в период с 23 сентября по 5 октября 1943 года в районе Козинцы частями и соединениями фронта тов. Русских, выполняя обязанности начальника тяжелого парома, под артиллерийским и минометным огнем и бомбежкой авиации противника в течение 10 суток без отдыха переправлял танки, артиллерию и другую боевую технику на правый берег Днепра. Сократив максимально длительность рейса до 15 – 20 минут, при ширине реки 620 метров тов. Русских переправил: танков – 300, орудий разного калибра – 184, автомашин с боеприпасами и горючим – 510, боеприпасов – до 1000 ящиков, людей – до 10 000 и много другой военной техники и грузов.
Тов. Русских 23.09.1943 года первым из офицеров – понтонеров ступил на правый берег Днепра, доставив первый понтон десанта.
Личная храбрость, отличное знание своего военного мастерства, умение командовать своим расчетом в сложной боевой обстановке тов. Русских – обеспечило успех при закреплении плацдарма на Правобережье южнее города Киев.
За образцовое выполнение задания командования по форсированию реки Днепр достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда».
Командир 20 ОМПМБ майор Петухов
8 октября 1943 года


В дальнейшем на Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском) фронте участвовал в Киевской наступательной операции (3 – 13 ноября 1943 года; Киевской оборонительной операции (13 ноября – 22 декабря 1943 года); Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года); Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года) и Львовско-Сандомирской стратегической (13 июля – 29 августа 1944 года) наступательных операциях.
За отличие в последней операции командир понтонной роты 20-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона старший лейтенант Х.А.Русских награжден орденом Красного Знамени.

Из наградного листа:

Командир понтонной роты 20-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона старший лейтенант Русских во время наступательных действий 1-го Украинского фронта с середины июля по начало августа 1944 года форсировал с ротой 3 водных преграды – Западный Буг, Сан, Висла. При форсировании реки Западный Буг со своим переправочным парком первым подошел к реке в районе южнее города Крыстынополь******, оборудовал и содержал паромную переправу до тех пор, пока остальными двумя ротами батальона не были наведены понтонные мосты.
За 7 часов работы парома переправлено грузов: «РС»********* – 9; автомашин – 25; тягачей – 2; подвод – 68; орудий на конной тяге – 7; гаубиц – 4; минометов – 10; пехоты – 1 полк.
По окончании работы парома ротой построил деревянный мост под грузы 60 тонн длиной 37 метров.
При форсировании реки Сан в районе села Жухув ротой оборудовал жердевую выстилку длиной 157 метров на подходе к понтонному мосту, а затем производил задымление пункта мостовой переправы. С заданием рота справилась отлично – самолеты противника, не видя моста, вели бесприцельное бомбометание и не нанесли никакого повреждения мосту.
На реке Висла рота тов. Русских под ружейно-пулеметным огнем и огнем минометов оборудовала и содержала паромную переправу в районе села Махув в 700 – 800 метрах от противника. Переправа работала беспрерывно, несмотря на большую плотность огня противника. Во время огневого налета тов. Русских получил тяжелое осколочное ранение. Достоин награждения орденом «Красное Знамя».
Командир 20 ОМПМБ Герой Советского Союза майор Петухов
9 августа 1944 года


……………………………………………..
*село Пристин – Купянский район Харьковской области.
** хутор Галиевка – Богучарский район Воронежской области.
*** хутор Красноармейский – ныне Волгоградская область.
****Луханино, Ольховка – Яковлевский район Белгородской области.
*****поселок Борисовка – центр Борисовского района Белгородской области.
****** город Кристинополь – впоследствии Червоноград Львовской области.
*******село Жухув – повят Лежайский, Подкарпатское воеводство, Польша, на реке Сан.
********село Махув – повят Опольский, Люблинское воеводство, Польша, южнее города Пулавы, на Висле.
********* РС – пусковая многоствольная установка для запуска реактивных снарядов («Катюша»).

Отрывок из «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза» (т. 4, с. 220):

...Большую помощь армиям в форсировании Вислы оказали инженерные войска. Несмотря на мощные бомбовые удары авиации противника, они сумели обеспечить непрерывность переправы. Особенно отличилась рота 20-го понтонно-мостового батальона под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта Харлампия Акимовича Русских. В течение 16 часов рота на трех паромах переправляла войска и боевую технику на плацдарм. Во время одного из налетов авиации паром старшего лейтенанта Русских был разбит, а сам командир роты ранен. Но он эвакуировался лишь после того, как был собран новый паром.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

ГСС, ГРФ, ПКОС – наши земляки. – Ижевск, 1995

Документы на сайте «Подвиг народа»

История Великой Отечественной войны. Т. 4. - Москва, 1964.

Кулемин И.Г. Героев наших имена. Ижевск, 1975

Подвиги их бессмертны. - 2-е изд., испр. и доп. - Хабаровск, 1985