Герой Социалистического Труда
Искусство: Художники и скульпторы
Мыльников Андрей Андреевич

Мыльников Андрей Андреевич

22.02.1919 - 16.05.2012

Герой Социалистического Труда

Даты указов

26.02.1990

Мыльников Андрей Андреевич – российский советский живописец, график и монументалист, педагог, народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, профессор.

Родился 22 февраля 1919 года в городе Покровск (с 1931 – город Энгельс) Саратовской области. Русский. В 1938-1946 годах учился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в Институте живописи, скульптуры и архитектуры у И.Э.Грабаря и В.М.Орешникова (дипломная работа – «Клятва балтийцев»). С 1947 года преподавал там же (с 1967 – профессор). В 1948 году окончил аспирантуру.

Эпическое полотно «Клятва балтийцев» – это отражение увиденного и пережитого во время войны. И сегодня это произведение, написанное свободно и уверенно, несмотря на имеющиеся постановочность и театральность композиции, звучит как реквием погибшим героям. Следующей вехой в его творчестве стало полотно «На мирных полях» (1950; Государственная премия СССР, 1951), пронизанное настроением приподнятого оптимизма, свойственного первым послевоенным годам. Теме возвращения к мирному труду посвящена и мозаика «Изобилие» (1955) для вестибюля станции метро «Владимирская» в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В ней художник синтезирует единство многонационального народа, объединенного пафосом победы. Мыльникову удалось избегнуть холодной стаффажности композиции, характерной для многих работ этого периода.

В 1961 году для металлического занавеса Кремлевского дворца съездов Мыльников создает портрет В.И.Ленина в сложной технике чеканки по латуни серебром, а в 1964 году – флорентийскую мозаику «В.И.Ленин». В этих работах найдена та необходимая конструктивность и архитектурная образность. Их органичный синтез помогают четкому восприятию образа В.И.Ленина на большом расстоянии.

Интерес к человеку органично выливается у Мыльникова в портретную галерею, в основном женских образов. Прекрасны по тонкости поэтического восприятия, гармоничности колорита портреты жены – «Белая ночь» (1963), «За завтраком» (1958), «Портрет жены художника» (1956). На полотне «Белая ночь» фигуру молодой женщины обволакивает серебристый свет, льющийся из открытого окна, передавая особое романтического состояние этого короткого периода в году. Особое место в творчестве автора занимают портреты дочери, написанные в разные годы. Художник проникает в мир ребенка в ранних портретах, любуется детской непосредственностью, а затем изяществом молодой девушки. В работах «Верочка» (1955), «Портрет Верочки» (1965), «Верочка» (1971) и других идет развитие образа во времени.

В 1966 году был избран действительным членом (академиком) Академии художеств СССР (с 1991 – Российская академия художеств, РАХ).

На протяжении нескольких лет художник работал над двумя полотнами «Сон» (1969) и «Утро» (1971), создавая многочисленные варианты, ища новые выразительные средства. Композиция «Утро» – уравновешенна и величественна – на берегу тихого озера, окаймленного зелеными кулисами деревьев, спит обнаженная женщина. Это гимн прекрасному и вечному. Художник до конца не досказывает смысл полотна, надеясь на то, что «… в процессе восприятия произведения искусства, словно в процессе сотворчества мысли художника становятся мыслями зрителя». Если произведение «Утро» передает состояние покоя, мира, то картина «Прощание» (1975; Государственная премия СССР, 1977) – драматична и напряжена по своему художественному решению. Расставание матери с сыном, уходящим на войну, из частного эпизода перерастает в общечеловеческую трагедию.

Еще более заострен по силе эмоционального воздействия «Испанский триптих» (1979; Золотая медаль АХ СССР, 1981; Ленинская премия, 1984). Перед нами три страницы истории великой страны, каждая из которых по-своему трагична – «Коррида», «Распятие», «Гарсиа Лорка». За пятнадцать лет работы над этой темой было создано восемь вариантов композиций. Центральная часть триптиха – «Распятие» это знак исторической неизбежности сосуществования добра и зла – рядом с распятой фигурой Христа вечный символ продолжения жизни – мать, защищающая своего ребенка от возможных бед. Предельная заостренность сюжета подчеркнута нервным и резким линейным ритмом, тревожным колоритом красного и серого.

Наряду с созданием многотрудных композиций, художник постоянно пишет пейзажи, натюрморты, как бы отдыхая в них от большого эмоционального напряжения. В пейзажах существует любимый круг мотивов – это виды Санкт-Петербурга – «Ленинградская набережная» (1962), «Карповка» (1960), «Черная речка» (1968), псковские земли – «Встреча в Петровском» (1970), «Зима в Михайловском» (1972), северные сюжеты – «На Ладоге» (1964), «Весенний вечер» (1970).

Работы Мыльникова (жанровые картины, пейзажи, портреты, мозаичные панно, монументально-декоративные росписи) отличаются эмоциональной приподнятостью, ясностью композиции, праздничной яркостью цвета. Монументальные произведения и классическая станковая картина – области творчества Мыльникова. В его монументальных произведениях трагедийность человеческого бытия парадоксально сочетается с бодростью и силой духа. В своих мозаиках и занавесах автор проявляется как мастер конструктивной, архитектурной, логичной композиции, осмысленного и ясного образа.

В сюжетах его станковых работ фигурируют символические персонажи, и в то же время некоторые жанровые композиции приобретают черты философского обобщения. Изображение женщины трактуется как символ мира, материнства, гармонии, знаменующий собой непоколебимую силу в жизненном хаосе страстей. В драматургии цвета и острых композиционных решениях проявляется пафос философских притч. В галерее портретов раскрывается тонкость поэтического восприятия художника. Пейзажи и натюрморты Мыльникова предоставляют своеобразный «отдых» от эмоционального накала, свойственного большинству его работ.

Сложный мир мастера отражают и его рисунки, всегда экспрессивные, с динамичной, уверенной линией, виртуозно строящей форму, и передающие ощущение натянутого нерва. Сочетание гармонии и хаоса, ярости и спокойствия – суть творчества мастера, умеющего превращать события окружающей жизни в емкие символы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1990 года Мыльникову Андрею Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Более 50-ти лет вел педагогическую работу в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, руководил мастерской монументальной живописи там же, а с 1963 года – и в АХ СССР.

В 1989-1991 годах народный депутат СССР.

С 1997 года вице-президент РАХ.

Жил и работал в Санкт-Петербурге. Скончался 16 мая 2012 года. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Народный художник СССР (1976). Награждён советскими 2 орденами Ленина (1979, 26.02.1990), орденом «Знак Почёта», российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й (22.11.1999) и 4-й (14.02.2009) степени, Дружбы народов (11.06.1994), медалями, в том числе Серебряной медалью Министерства культуры СССР (1958) и Золотой медалью АХ СССР (1981).

Лауреат Ленинской премии (1984), Сталинской премии 3-й степени (1951), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина (1979).

Почетный гражданин Энгельса (1996).

В городе Санкт-Петербург, на доме где жил художник, установлена мемориальная доска.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)