Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Плисецкая Майя Михайловна

Плисецкая Майя Михайловна

20.11.1925 - 02.05.2015

Герой Социалистического Труда

Даты указов

19.11.1985

Медаль № 20233

Орден Ленина № 433743

Плисецкая Майя Михайловна – выдающаяся советская российская артистка балета, педагог, балетмейстер, солистка Государственного академического Большого театра СССР, народная артистка СССР.

Родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье крупного организатора советской промышленности, руководителя «Арктикуголь» Михаила Эммануиловича Плисецкого (1901-1938) и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой (1902-1993), сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессерер, были профессиональными танцовщиками (в 1930-1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра, а затем стали великолепными педагогами). Еврейка.

Её детство прошло на острове Шпицберген (Норвегия), куда её отец был назначен генеральным консулом и начальником угольных рудников. В 1937 году отец и мать были репрессированы (впоследствии отец расстрелян, мать отправлена в лагерь). М.М.Плисецкую воспитывала тётка С.Мессерер, которая привела её в Московское хореографическое училище. В 1943 году, после окончания училища (педагоги Е.П.Гердт и М.М.Леонтьева), она была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной. В 1945 году стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» С.С.Прокофьева, 1945), затем в 1959 году с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» С.С.Прокофьева (балетмейстер Ю.Н.Григорович).

Среди лучших ролей: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А.Д.Меликова, балетмейстер Ю.Н.Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Ж.Бизе и Р.К.Щедрина, балетмейстер А.Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» А.К.Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И.Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева), Китри («Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса), Аврора («Спящая красавица» П.И.Чайковского), Царь-Девица («Конёк-Горбунок» Р.К.Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева). Выступала также в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973), «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979), «Федра» (Балетная труппа театра Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).

Она проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, поставив балеты: «Анна Каренина» Р.К.Щедрина (1972, совместно с Н.И.Рыженко и В.В.Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), «Чайка» Р.К.Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А.К.Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Р.К.Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая – первая исполнительница главной партии).

В 1983-1984 годах являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах – балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид, Испания), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П.Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего. В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Р.К.Щедрина, где балерина исполнила главную партию. С 1994 году в Санкт-Петербурге проводится Международный конкурс балета под названием «Майя».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1985 года за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства Плисецкой Майе Михайловне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

М.М.Плисецкая – универсальная балерина, обладавшая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей были подвластны любые партии: от утончённых лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные – большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею – перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочеталась яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.

Являясь многогранной творческой личностью, она пробовала себя и в других видах искусства. Снялась как драматическая актриса в художественных фильмах «Чайковский» (1970) и «Анна Каренина» (1975), создав яркие запоминающиеся образы. Её хореографические работы запечатлены на плёнку в таких фильмах-балетах, как «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Кармен-сюита» (1978), «Дама с собачкой» (1986), «Фантазия» (по мотивам «Вешних вод» И.С.Тургенева, 1976). Её творчеству посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987).

М.М.Плисецкая обладала редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав ещё ни одного движения, она властно приковывала к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в её вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая» (1993). Эту книгу она посвятила своему мужу – выдающемуся композитору Р.К.Щедрину. Специально для неё он написал балеты «Конёк-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Ж.Бизе, превратил её в «Кармен-сюиту».

С 1991 года проживала в основном в городе Мюнхен (Германия). Имела квартиру в Москве, где останавливалась на время концертов и фестивалей, и дачу в городе Тракай (Литва), где отдыхала. Скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене от сердечного приступа. Согласно завещанию, её прах будет соединён воедино с прахом Р.К.Щедрина, после его смерти, и развеян над Россией.

Народная артистка СССР (15.09.1959);
народная артистка РСФСР (22.03.1956);
заслуженная артистка РСФСР (27.04.1951).

Награждена советскими 3 орденами Ленина (27.10.1967, 25.05.1976, 19.11.1985), орденом Трудового Красного Знамени (7.08.1981), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (20.11.2005), 2-й (18.11.2000), 3-й (21.11.1995) и 4-й (9.11.2010) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом Льва Финляндии (1968), французскими Орденом литературы и искусств (1984) и орденом Почётного легиона (1986), Большим Командорским крестом ордена «За заслуги перед Литвой» (2003), орденами Изабеллы Католички (Испания) и Великого князя Литовского Гедиминаса (Литва).

Лауреат Ленинской премии (1964), премии имени Анны Павловой Парижской академии танца (1962), премии «Виа Кондотти» (1989, Италия), премии «Триумф» (2000), премии «Российский Национальный Олимп» (2000), премии Фонда Принца Астурийского (2005, Испания), Международной Императорской премии Японии (2006). Награждена Золотой медалью Парижа (1977), Золотой медалью «За заслуги в области изящных искусств» (1990, Испания).

Автор мемуаров «Я, Майя Плисецкая» (1993) и «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тридцати главах» (2007).

Супруг М.М.Плисецкой (в браке с 2 октября 1958 года) – Родион Константинович Щедрин (р. 16 декабря 1932, Москва), выдающийся композитор, пианист, педагог, народный артист СССР (1981), председатель правления Союза композиторов РСФСР (1973-1990). Награждён советскими орденами Ленина (16.12.1982), Трудового Красного Знамени (1971), «Знак Почёта» (27.10.1967), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (3.12.2007), 3-й (2.12.2002) и 4-й (13.12.2012) степени. Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и РФ (1992).


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Информация из открытых источников

Народные артисты Советского Союза. Том 2. – Москва, 2007.

Смирнов В.С. Кавалеры ордена «За заслуги перед Отечеством» I ст. Т.2. – М., 2010.