Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Шаталов Александр Борисович

Шаталов Александр Борисович

15.02.1890 - 11.06.1970

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 139

Орден Ленина № 16270

Шаталов Александр Борисович – начальник восстановительного поезда сигнализации и связи «Связьрем-1» Управления военно-восстановительных работ №6 железнодорожных войск 3-го Прибалтийского фронта.

Родился 3 (15) февраля 1890 года в селе Сукмановка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, ныне – Жердевского района Тамбовской области. Русский. Трудовую деятельность начал чернорабочим.

С 1919 года в Красной Армии. Окончил школу авиационных механиков, служил в авиационном отряде. После демобилизации работал телеграфистом, машинистом паровозного депо станции «Златоуст» Южно-Уральской железной дороги. С 1927 года работал в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области, ныне – Республики Казахстан, диспетчером связи, дежурным по станции. С середины 1930-х годов жил в городе Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), учился на факультете радио и связи института инженеров железнодорожного транспорта.

Участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов и Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

23 июня 1941 года, когда был создан ремонтно-восстановительный поезд «Связьрем-1» с местом дислокации на станции Мурманские Ворота под Ленинградом. В составе этого поезда Александр Борисович Шаталов прошёл всю войну, обеспечивал работу средств связи на Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. В тяжелейших условиях боёв под Ленинградом, проявляя мужество, героизм а также высокое профессиональное мастерство, бойцы поезда под командованием М.М. Андрианова, а после его гибели в октябре 1941 года – под руководством Шаталова, обеспечивали бесперебойную связь на легендарной «Дороге жизни» и железнодорожных линиях Ленинградского железнодорожного узла, участвовали в строительстве железнодорожной переправы по льду Ладожского озера, в прокладке свайно-ледовой дороги на линии Мга – Волховстрой (на правом берегу Невы), эстакады через Неву у Шлиссельбурга.

В августе 1941 года А.Б. Шаталов взял с собой в поезд и 13-летнего сына – будущего лётчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза Владимира Шаталова. До сентября 1941 года он участвовал в строительстве Гатчинских оборонительных укреплений под Ленинградом. А когда ремонтно-восстановительный поезд подошёл вплотную к передовой, Шаталов-старший отправил сына в тыл...

В марте 1943 года «Связьрем-1» был включён в состав формируемого для обеспечения нужд Волховского фронта Управления военно-восстановительных работ №6 (УВВР-6). Когда войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда и заняли город Шлиссельбург, началось строительство нового железнодорожного пути, который связал героический город со страной. Связьрем Шаталова скоростными методами провёл и оборудовал линию связи и помог путейцам в прокладке железнодорожного полотна. Родина высоко оценила труд коллектива восстановительного поезда: более половины личного состава получили награды.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Шаталову Александру Борисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Возглавляемый отважным руководителем А. Б. Шаталовым ремонтно-восстановительный поезд дошёл до поверженной столицы гитлеровской Германии – Берлина.

В первые послевоенные годы А. Б. Шаталов оставался на своём посту, работая на восстановлении линий связи на участках в районе Ростова-на-Дону в составе УВВР-12. В марте 1947 года «Связьрем-1» и такой же поезд «Связьрем-15» были объединены в строительно-монтажный поезд №861 (СМП-861). До 1951 года Шаталов возглавлял новое предприятие.

Заслуженный ветеран-железнодорожник и воин жил в городе Ленинграде, последние годы – у сына в Звёздном Городке Московской области. Скончался 11 июня 1970 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.

Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Отечественной войны 2-й степени (22.10.1944), Трудового Красного Знамени (05.1940), Красной Звезды (15.03.1942), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда».


Первоначально биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем, исправлена и дополнена Андреем Симоновым и Сергеем Каргапольцевым по источникам, указанным в библиографии, материалам личного дела и рассказам сына – Владимира Александровича Шаталова.


 

Источники

Викторов В. Дорога в космос начинается на земле // «Гудок», 19.10.2002

Воронежская энциклопедия. – Воронеж, 2008.

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Майоров Я М. Магистрали мужества. - М.: Воениздат, 1982

Учётно-послужная карта