Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Першукевич Иван Петрович

Першукевич Иван Петрович

12.02.1912 - 25.12.1980

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 132

Орден Ленина № 16263

Першукевич Иван Петрович - паровозный машинист депо Кемь Кировской железной дороги, Карело-Финская ССР.

Родился 12 февраля 1912 года в деревне Петровичи, ныне Барановичского района Брестской области Белоруссии, в крестьянской семье. Белорус. В Первую мировую войну семья Першукевичей переехала на восток и остановилась в городе Орше. Здесь Иван начал трудовой путь каменщиком, возводил в Орше кирпичные дома. Окончил школу фабрично-заводского ученичества, поступил в депо Орша слесарем.

В 1934-1936 годах проходил службу в Красной Армии. Уволившись в запас, вернулся в родное депо, стал машинистом. В 1939 году, по окончании трехгодичной технической школы на станции Волховстрой под Ленинградом, получил распределение в паровозное депо Кемь Кировской железной дороги (Карельская АССР, с 1940 года - Карело-Финская ССР, ныне - Республика Карелия). Уже 10 июня 1941 года ему был вручен знак «Ударник Сталинского призыва»

В начале Великой Отечественной войны гитлеровская авиация базировалась на финских аэродромах. Финские войска перерезали магистраль Мурманск - Волховстрой, захватив Петрозаводск. Но разрезанная на части Кировская магистраль продолжала жить и работать, хотя вражеская авиация и диверсанты стремились разрушить дорогу. В этих сложных прифронтовых условиях машинист Першукевич стал инициатором скоростного вождения фронтовых эшелонов.

Составы водили под постоянным огнем врага. Так, осенью 1941 года только благодаря умелому маневрированию удалось уклониться от прямого попадания бомб, они взрывались то впереди, то позади эшелона с боеприпасами. Такая «дуэль» случалась почти каждую поездку. Однажды снарядом снесло верх будки, но бригада отремонтировала повреждённый локомотив и продолжала вести поезд. В другой раз осколками разорвавшегося снаряда были ранены все трое, но никто не покинул своего поста, перевязали раны друг другу, и рейс продолжался. В госпиталь не обращались, а справку о ранении, как известно, враг не выдаёт. В июле 1942 года был награждён медалью «За трудовую доблесть».

В конце 1942 года Першукевич вёл наливной состав и был атакован вражескими истребителями. Со второго захода вражеским лётчикам удалось пробить котёл паровоза и зажечь две цистерны. Быстро заделав повреждение заготовленными пробками, с большим трудом отцепили пылающие цистерны и оттащили их от состава. Остальные удалось спасти, хотя будка паровоза была изрешечена пулями. В то время каждая капля горючего была на вес золота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Першукевичу Ивану Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После вручения наград в Москве Першукевич был направлен на учёбу в Саратов. Здесь встретил День Победы.

В 1946 году вернулся в родную Белоруссию. Был назначен на инженерную должность в Управлении Брест-Литовской железной дороги. Но он рвался из кабинета в будку паровоза и стал машинистом-инструктором. Вновь возглавив паровозную бригаду, довёл пробег локомотива до 1 миллиона 100 тысяч километров. До выхода на пенсию водил составы. В 1947, 1951, 1955 годах избирался депутатом Верховного Совета Белорусской ССР. Жил в городе Барановичи. Скончался 25 декабря 1980 года.

Награждён орденом Ленина (05.11.1943), медалями; знаком «Почётному железнодорожнику».

Его именем в Барановичах названа улица. С 1985 года в депо Барановичи проводится смотр-конкурс по безопасности движения. Победителям вручаются премия имени И.П. Першукевича и специальный диплом.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т