Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Шевкунов Анатолий Константинович

Шевкунов Анатолий Константинович

19.06.1921 - 17.08.1991

Герой Советского Союза

Даты указов

01.07.1944

Медаль № 3477

Шевкунов Анатолий Константинович - командир звена 449-го бомбардировочного авиационного полка (244-я бомбардировочная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт), лейтенант.

Родился 19 июня 1921 года в городе Майкоп республики Адыгея в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу № 9 и Майкопский аэроклуб. Учился на 2-м курсе Краснодарского медицинского института имени РККА.

В Красной Армии с 13 апреля 1939 года. В июне 1941 года окончил Таганрогскую военно-авиационную школу пилотов имени В.П.Чкалова.

На фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Воевал пилотом, командиром звена, заместителем командира эскадрильи на Воронежском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Член КПСС с 1943 года.

Участвовал:
- в нескольких оборонительных боях за город Вентспилс в Латвии – в 1941 году;
- в бомбардировках военных объектов в Донбассе, в районе городов Горловка, Макеевка, Краматорск, Барвенково, в Курской битве, в освобождении Белгорода и Харькова, в бомбардировках обороны противника на Днепре – в 1943;
- в Березнеговато-Снегирёвской и Одесской операциях, бомбардировках мостов на Южном Буге, Днестре, Пруте, в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Румынии, Болгарии, в специальной операции по поимке фашистско-болгарского правительства – в 1944;
- в бомбардировках военных объектов в Югославии, Венгрии, Австрии – в 1945.

Командир звена 449-го бомбардировочного авиационного полка лейтенант Шевкунов к сентябрю 1943 совершил 142 боевых вылета, из них 134 ночью, на разведку и бомбардировку военных объектов и войск противника в воздушных боях сбил 2 вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Шевкунову Анатолий Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3477).

Всего к концу войны совершил 285 боевых вылетов на бомбардировку объектов противника, большинство из которых были ночными. Войну закончил 9 мая 1945 года в Австрии.

С 1946 года капитан А.К.Шевкунов — в запасе. Работал в системе ДОСААФ, начальником штаба 295-го авиаотряда и диспетчером службы движения в Майкопском аэропорту. С конца 1960-х годов жил в Краснодаре. Умер 17 августа 1991 года. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.

Одна из улиц Майкопа носит имя Героя. В Краснодаре на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

Награждён орденом Ленина (01.07.1944), 2 орденами Красного Знамени (30.07.1943; 29.04.1944), орденами Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (21.09.1943) степени, Красной Звезды (31.05.1943), медалями.


Анатолий Шевкунов рос и воспитывался в семье рабочего комбината «Лесомебель». Окончил 10 классов. Учась ещё в 9-м классе, окончил Майкопский аэроклуб, но в авиацию не пошёл, а решил стать врачом и в 1938 году поступил в Краснодарский мединститут. Однако недолго пришлось ему учиться. В апреле 1939 года он был призван в армию и направлен курсантом в Таганрогскую военную авиационную школу.

В июне 1941 года в звании старшего сержанта Шевкунов прибыл на должность пилота в 40-й скоростной бомбардировочный авиаполк Прибалтийского Особого военного округа, который дислоцировался в латвийском городе Вентспилс. Здесь и застала его война. В первый же день практически все самолёты были выведены из строя бомбёжкой вражеской авиации. Шевкунову в качестве стрелка пришлось участвовать 28 июня 1941 года в отражении попытки высадки морского гитлеровского десанта. Потом было ещё 2 подобных боя. Накануне отступления из Вентспилса Шевкунов в составе полка убыл на переформирование в Кировабад, где получали и осваивали американские скоростные «Бостоны».

Шевкунову достался самолёт с хвостовым голубым номером «5». «Голубая пятёрка» оказалась счастливой. За всю войну она ни разу не получила даже серьёзного повреждения. Кроме удачливости и боевого умения в этом сыграли роль мужество и хладнокровие командира и его экипажа в составе штурмана младшего лейтенанта Ивана Григоренко, воздушного стрелка-радиста сержанта Василия Гавренко и воздушного стрелка старшего сержанта Ефима Бараненко.

7 февраля 1943 года, завершив подготовку к боевым действиям, 449-й бомбардировочный полк, войдя в состав 244-й бомбардировочной дивизии, прибыл на Воронежский фронт, войска которого готовились к Курской битве. Экипаж Шевкунова начал свой боевой путь, летая на разведку и бомбометание в направлениях Донецка, Горловки, Макеевки. Полёты осуществлялись в основном ночью и лётчиков дивизии называли ночниками.

Становление Шевкунова как лётчика-бомбардировщика шло довольно быстро. Уже через 2 месяца за 12 успешно осуществленных боевых вылетов он был награждён орденом Красной Звезды и произведён в младшие лейтенанты. Ещё через 2 месяца, когда на его счету было 53 боевых вылета, он был удостоен ордена Красного Знамени и назначен командиром звена.

Летал Шевкунов на задания с большим желанием и в любых метеоусловиях. Действовал всегда тактически грамотно, проявляя разумный риск. Нередко прибегал к хитрости. Стремясь создать характерный для немецких самолётов гул, он периодически двигал сектором газа, чтобы мотор «Бостона» подвывал, как «юнкерс» В результате ему удавалось обманывать противника, углубляться далеко в тыл.

В ночь на 15 июня 1943 года Шевкунов вылетел на разведку с попутным бомбометанием. Неожиданно впереди показалась длинная вереница огней. Шевкунов установил, что движется большая колонна танков и автомашин, состоящая из 1500-2000 светоединиц. Экипаж сделал 15 заходов, сбрасывая бомбы. В результате было уничтожено до 15 единиц техники и вызвано несколько очагов пожаров.

Спустя некоторое время лётчики полка и дивизии, используя разведданные Шевкунова, нанесли уничтожающий удар по выдвигающейся колонне. Как выяснилось, это гитлеровское командование скрытно перебрасывало из Донбасса через Краматорск к Харькову 24-ю танковую дивизию.

Однажды в полёте у самолёта Шевкунова загорелся один из моторов. Лётчик не повернул обратно, а продолжал выполнение задания на одном моторе. Он точно вышел к станции Барвенково, где стояли 6 вражеских эшелонов, и сделал 5 заходов на цель. В воздух взлетело несколько вагонов с техникой и боеприпасами. Прямым попаданием было разрушено полотно, и все эшелоны оказались запёртыми на станции, что очень оказалось кстати для других советских лётчиков, искрошивших эшелоны в прах.

21 июля 1943 года, в самый разгар Курской битвы, А.К.Шевкунов выполнил юбилейный 1000-й боевой вылет 449-го бомбардировочного полка. В этот же день на собрании он был принят кандидатом в члены Коммунистической партии.

В эту же ночь Шевкунов совершил 3 вылета на разведку. Во время третьего вылета в район Белгорода его «Бостон» подвергся нападению «фокке-вульфа». Шевкунов, искусно маневрируя, «подставил» его под огонь стрелка Гавренко, который не промахнулся. Со второй очереди «фоккер» вспыхнул и пошёл к земле.

Сдержав яростный натиск врага на Курской дуге, войска Юго-Западного фронта перешли в наступление и, развивая его на донбасском направлении, устремились к Днепру, имея задачу выйти на рубеж Днепропетровск, Запорожье, форсировать реку и захватить на правом берегу стратегические плацдармы.

Шевкунов летал, не зная перерывов в боевой работе. Вылетев ночью 16 августа 1943 года на разведку в район Барвенково, он обнаружил действующий ночной аэродром немцев, над которым на высоте 400-600 метров кружили 4 «юнкерса». «Бостон» с приглушёнными моторами подошёл к лётному полю и с ходу обрушил по стоянкам самолётов бомбовый удар. Загорелись 3 самолёта. На аэродроме поднялся переполох, но он скоро утих. Шевкунов же в это время «ходил» в стороне от аэродрома, ожидая возвращения вражеских самолётов. Вскоре появился «Юнкерс-88». Шевкунов зашёл к нему в хвост и, подстроив звук своих моторов под резонанс немецкого самолёта, пошёл следом за ним. Когда расстояние между самолётами сократилось до 70 — 80 метров, Шевкунов нажал на гашетку носового пулемёта. Прошитый меткой очередью, «юнкерс» свалился на левое крыло и, объятый пламенем, рухнул на землю в 2 — 3 километрах юго-восточнее аэродрома. Продолжая полёт, Шевкунов на бреющем прошёл над аэродромом и сбросил серию бомб, вызвав 2 очага пожара со взрывами. Взмыв вверх, лётчик взял курс к линии фронта, но неожиданно появился вражеский истребитель «Ме-110». Он шёл ниже бомбардировщика и поэтому Шевкунов приказал сбить его воздушному стрелку Е.Бараненко. Стрелок точной очередью прошил весь фюзеляж немецкого самолёта, и он загорелся. В это время к самолёту Шевкунова потянулась огненная нитка пулемётной очереди со второго «мессера». Несколькими очередями Бараненко «завалил» и второй фашистский самолёт.

В одном из боевых вылетов Шевкунов разрушил железнодорожный мост через Днепр, по которому беспрерывным потоком отходили воинские эшелоны. Он, искусно маневрируя, со снижением вывел машину из зоны вражеского огня, прожекторов и, приблизившись к мосту, сбросил серийно бомбы. Взлетели глыбы бетона, и огромная металлическая ферма моста, прогнувшись под тяжестью проходящего по нему состава, рухнула в воду. Задание было выполнено блестяще, за что командир дивизии объявил А.К.Шевкунову и членам его экипажа благодарность.

В ходе Березнеговато-Снигирёвской и Одесской операций, проведенных войсками фронта при освобождении Правобережной Украины, Шевкунов поддерживал с воздуха рейдировавшую по тылам противника конно-механизированную группу генерал-лейтенанта И.А.Плиева.

Особенно отличился Шевкунов ночью 13 марта 1944 года, когда ему пришлось сделать 2 вылета. В ходе первого налёта он бомбардировал станцию Снегирёвка, вызвав 2 сильных взрыва и пожар. Во втором полёте он точным бомбометанием разрушил переправу на Южном Буге. В ночь на 4 апреля 1944 года Шевкунов нанёс меткий удар по станции Раздельная, где на подходе были конники и танкисты. За эти подвиги он был награждён орденом Красного Знамени.

Завершив освобождение юга Правобережной Украины и части Молдавии, войска 3-го Украинского фронта вступили в пределы Румынии, открыв ворота на Балканы, и готовились к проведению Ясско-Кишиневской операции. Но боевые вылеты не прекращались ни днем, ни ночью, и в конце июня 1944 года А.К.Шевкунов первым в полку выполнил свой 200-й боевой вылет. А 2 июля 1944 года всю дивизию облетела радостная весть, что Анатолию Константиновичу Шевкунову, первому в дивизии, присвоено звание Героя Советского Союза.

Многие видели кинофильм «Украденный поезд». В его основу положен реальный факт, который произошёл при освобождении Болгарии от гитлеровских захватчиков. Фашистские дипломаты, прихватив с собой важные документы и разведывательные архивы, часть золотого запаса и другие ценности, бежали из Софии на специальном поезде в направлении турецкой границы и уже находились в районе Свиленграда, где не было ни наших войск, ни болгарских партизан. Вместе с ними бежали и некоторые министры свергнутого профашистского правительства Болгарии.

Во второй половине дня 18 сентября 1944 года Ставка ВГК приказала командующему фронтом Маршалу Советского Союза Ф.И.Толбухину любыми средствами до наступления темноты отыскать беглецов, не дать им ускользнуть из страны. Разрешалось разрушить железнодорожное полотно, разбить паровоз, на ближайшей станции перевести стрелки и загнать поезд в тупик. Было принято решение перехватить эшелон с помощью самолётов, эта задача была возложена на 449-и бомбардировочный полк, который стоял под Софией. Были выделены 5 лучших экипажей, среди которых был экипаж старшего лейтенанта Шевкунова. Бомбардировщики вылетели под прикрытием истребителей, имея на борту 68 автоматчиков и подрывников, разместившихся в бомболюках. При отсутствии посадочных площадок лётчикам было приказано посадить самолёты на фюзеляж. Благодаря решительным действиям авиаторов и десантников, фашистские дипломаты были задержаны, а гитлеровская охрана в количестве 200 солдат и офицеров разоружена, о чем поздно вечером в этот же день было сообщено в Москву. Впоследствии все участники этой несколько необычной операции удостоились благодарности Народного правительства Болгарии.

В ходе Белградской операции югославские партизаны сообщили советскому командованию, что на станции города Ниш сосредоточено до 8000 офицеров и солдат противника, и стоят под парами 19 воинских эшелонов с техникой. Шестёрку вылетевших «Бостонов» возглавил Анатолий Шевкунов. «Бостоны» точно вышли на цель, и на головы фашистов со свистом полетели бомбы, вызвав взрывы и множество пожаров. Было разрушено 10 пристанционных зданий, выведено из строя 12 эшелонов и уничтожено много гитлеровцев.

В ходе Будапештской операции на одном из участков фронта неодолимой преградой на пути наступающих полков стала безымянная высота, превращенная гитлеровцами в мощный узел сопротивления и находившаяся в 2-х километрах от переднего края обороны. Задача подавления обороны противника на высоте была возложена на семёрку бомбардировщиков, которую возглавил Шевкунов. Лётчикам пришлось действовать в зоне многоярусного зенитного огня. Совершив противозенитный манёвр, «Бостоны», построившись клином звеньев, в течение получаса «обрабатывали» высоту, превратив её в облако пыли, огня и дыма... Поддерживаемые с воздуха, наступающие полки ворвались на высоту и овладели ею.

Последней фронтовой ночью для А.К.Шевкунова и его экипажа стала ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Полк стоял на аэродроме австрийского города Эйзенштадт. В ту ночь они совершили 2 вылета для бомбардировки железнодорожной станций, где скопилось много гитлеровцев и техники, удиравших под ударами советских войск, и готовились к третьему вылету, когда разнеслась долгожданная радостная весть: «Победа!!»

А.К.Шевкунов шёл к ней со своими друзьями фронтовыми дорогами более 2-х лет, совершив за это время 285 ночных вылетов за линию фронта.

В апреле 1946 года капитан А.К.Шевкунов уволился из армии и вернулся в родной Майкоп. В этом же году поступил в Ленинградский институт механизации сельского хозяйства, но на следующий год по состоянию здоровья вынужден был оставить учёбу. Работал в системе ДОСААФ, начальником штаба 295-го авиаотряда и диспетчером службы движения в Майкопском аэропорту. С конца 60-х годов жил в Краснодаре. Вёл большую патриотическо-воспитательную работу, часто выступал на заводах, фабриках, в институтах, школах, до конца дней своих оставаясь страстным пропагандистом ратных подвигов советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.