Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Безуглов Василий Тихонович

Безуглов Василий Тихонович

1908 - 17.12.1972

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 165

Орден Ленина № 16291

Безуглов Василий Тихонович – начальник Крымской дистанции пути Северо-Кавказской железной дороги.

Родился в 1908 году в Незлобной Терского округа, ныне в Георгиевском районе Ставропольского края в семье железнодорожника. Русский. В детстве с родителями переехал в станицу Крымская на Кубани, ныне город Крымск Краснодарского края. С 14 лет стал работать, батрачил на хуторе Верхний Адагум.

С весны 1925 года начал свою трудовую деятельность на железной дороге. Сначала был ремонтным рабочим Крымской дистанции пути на участке Крымская-Тамань. В 1931 году был направлен на учёбу в Ростовский политехникум путей сообщения. Получив диплом техника 1-го разряда по ремонту и реконструкции пути, вернулся на Крымскую дистанцию, работал помощником дорожного мастера, дорожным мастером. С мая 1936 года Василий Безуглов — старший мастер.

В январе 1938 года был вызван в наркомат и получил назначение старшим инженером-диспетчером Центрального управления пути. Но жить было негде, семья на Кубани, и пришлось вернуться домой. Был назначен начальником Петровско-Сельской дистанции пути Ставропольского края. В сентябре 1939 года был направлен на учёбу в Транспортную академию, но в феврале 1940 года по состоянию здоровья от учёбы был освобожден и возвращен на дорогу имени К. Е. Ворошилова. В мае 1940 года был награжден значком «Ударник Сталинского призыва». Был назначен начальник Крымской дистанции пути Северо-Кавказской железной дороги. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны.

Летом 1942 года гитлеровцы захватили Армавир и Моздок, рвались к Майкопу и Новороссийску. Безуглов не успел эвакуироваться и остался на оккупированной территории. С августа по декабрь 1942 года был бойцом партизанского отряда «За Родину». После освобождения района советскими войсками был зачислен в Военно-эксплуатационное отделение (ВЭО-125), которое было организовано для восстановления разрушенного пути и налаживания движения поездов на участке Краснодар-Новороссийск. Путейцы шли непосредственно за передовыми частями Красной Армии и часто обстреливались немецкими автоматчиками.

С февраля 1943 года снова назначен начальником Крымской дистанции пути. Руководимая им дистанция длительное время была фронтовым участком. Несмотря на обстрел и налёты вражеской авиации, он умело организовывал восстановительные работы, личным примером увлекал коллектив путейцев на быстрейшую ликвидацию разрушений. Предстояло не только обновить путь, но и восстановить мосты через реки, впадающие в Кубань, прокладывать рельсовый путь на Таманский полуостров, где планировалось построить мостовой переход в Крым через Керченский пролив.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Безуглову Василию Тихоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» (№165). 24 декабря в Кремле М.И.Калинин вручил высокие награды родины.

В это же время был награжден знаками «Почётному железнодорожнику» (21.11.1943), «Отличный путеец» (03.12.1943), а позже медалью «За оборону Кавказа».

В июне 1944 года присвоено персонально звание директора-подполковника пути и строительства. В характеристике при представлении отмечалось, что он проделал большую работу на участке Крымская- Тамань. В течение короткого времени добился отличного состояния пути, организовал ремонт девяти путевых зданий (заданием было предусмотрено три), обеспечил изготовление 515 снеговых щитов и 3275 штук кольев. Работу в зиму 1943-1944 года провёл хорошо. Балльная оценка прохода путеизмерительной тележки — 10,8.

В ноябре 1944 года был назначен начальником Армавирской дистанции пути на главном ходу Северо-Кавказской магистрали. Под его руководством в феврале, марте и апреле победного 1945 года Армавирская дистанция занимала первое место на дороге. После Победы продолжал работать в той же должности.

В 1947 году, при очередной аттестации, отмечалось: «вывел 8-ю ПЧ из отстающих в передовую. Является одним из лучших начальников дистанции пути СКжд. Несмотря на плохое состояние рельсового хозяйства дистанции, благодаря оперативному и повседневному руководству, дистанция не имеет ни одного случая брака в работе, систематически улучшается состояние текущего содержания пути. Хорошо справился со снегоборьбой зимы 1946-1947 года. Занимаемой должности соответствует и может быть выдвинут на большую работу».

В сентябре 1948 года был утвержден в должности начальника Ростовской дистанции пути Кавказского округа железных дорог. В 1951-1953 годах учился на инженерных курсах при Тбилисском институте инженеров железнодорожного транспорта. После окончания учёбы работал начальником Тихорецкой, а потом Курганинской дистанций пути. В 1958 году был назначен на должность начальника отдела пути Кавказского отделения железной дороги в городе Кропоткине. В 1966 году по состоянию здоровья ушёл на заслуженный отдых, ему была установлена персональная пенсия республиканского значения.

Жил в городе Кропоткине Краснодарского края. Скончался 17 декабря 1972 года.

Награжден орденом Ленина, медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т