Герой Советского Союза
ВВС: Воздушные разведчики
Нурпейсов Плис Кольгельдиевич

Нурпейсов Плис Кольгельдиевич

1919 - 23.04.1945

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Нурпейсов Плис Кольгельдиевич — лётчик-наблюдатель 47-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился в 1919 году в ауле Тахтакупыр ныне Тахтакупырского района Каракалпакской республики Узбекистана в семье крестьянина. Казах. Окончил первый курс техникума. Работал учителем.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. Окончил Мелитопольское военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1943 года. Попал в отдельный разведывательный полк, выполняющий задания вышестоящих штабов и Главного штаба Военно-Воздушных Сил страны.

Лётный и штурманский состав в полку подобрался крепкий, высококвалифицированный, закаленный в боях. Прошло немного времени, и новичок П.К. Нурпейсов встал в ряд самых опытных, надежных разведчиков.

Одним из первых в полку он стал вылетать на разведку крупных тыловых объектов и в дневное время. По десять раз появлялся его самолёт днём над Берлином, Данцигом, Гдыней, восемь раз над Кенигсбергом, шесть раз над Штеттином и другими городами. После его разведывательных полётов большой урон врагу наносили наши штурмовики и бомбардировщики.

В штабе подсчитали огромный объем работ, выполненных экипажем П.К. Нурпейсова. Им сфотографировано 148 аэродромов, 3646 железнодорожных эшелонов, 1735 зенитных батарей, 925 судов различного тоннажа и много других объектов.

В экипаж кроме П.К. Нурпейсов входили: командир звена старший лейтенант Константин Дмитриевич Дунаевский, стрелок-радист старший сержант Сергей Ильич Кононов, уроженец города Торжка, и воздушный стрелок Михаил Захарович Панфилов.

Маленький сплоченный коллектив добивался успеха даже в самых сложных условиях. 15 мая 1944 года при разведке железнодорожных узлов и аэродромов в Белоруссии экипаж попал в трудную, опасную обстановку. У Могилёва гитлеровцы встретили самолёт шквальным зенитным огнём. Но экипаж не сошел с боевого курса, сфотографировал цель.

У Бобруйска разведчиков снова обстреляли. С первого захода сфотографировать объект не удалось. Прямым попаданием вражеского снаряда вывело из строя левый мотор. Несмотря на серьезное повреждение машины, экипаж сделал второй заход и добился своего: цель заснята. Подбитый самолёт возвратился на свой аэродром.

7 сентября 1944 года экипаж проводил разведку восточно-прусских железнодорожных узлов Хайльсберг, Морунген, Алленштейн, Ортельсбург. В районе Ортельсбурга советский самолёт атаковали три истребителя. Долго продолжался неравный бой. Отлично маневрируя и отстреливаясь, экипаж уходил к своей территории, но недалеко от линии фронта был прижат к земле, при этом правый мотор его машины вышел из строя.

Сохранив выдержку, спокойствие, пилот все же перетянул через фронт и сел на переднем крае наших войск — в районе города Осовца. Вражеская артиллерия открыла огонь по приземлившемуся самолёту, но члены экипажа уже успели вынуть из фотоаппаратов отснятые кассеты и укрыться от обстрела.

К апрелю 1945 года лётчик-наблюдатель 47-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка гвардии старший лейтенант П.К. Нурпейсов произвёл более 100 боевых вылетов на дальнюю разведку глубоких тылов и объектов обороны противника, из них 10 — в дневных условиях.

При этом 27 боевых вылетов выполнены в сложных метеорологических условиях, при малых высотах с одновременной штурмовкой немецких войск на марше, железнодорожных эшелонов и автоколонн.

В битве за Берлин работы разведчикам добавилось. Иногда приходилось подниматься в воздух по три — пять раз. Так было и 23 апреля 1945 года, за неделю до капитуляции фашистского логова. Трижды экипаж в тот день летал над Берлином, возвращаясь каждый раз с ценными сведениями, помогавшими наземным войскам продвигаться вперёд.

Понадобилось взлететь и в четвертый раз. И Нурпейсов с готовностью занял своё место в кабине. И опять он сделал всё, что требовалось, и в штабе получили по рации донесение: "Задание выполнил, иду домой". Но домой он не вернулся. Весь экипаж погиб.

Архивных документов об обстоятельствах гибели и первичном месте захоронения пока не найдено. Увековечен на воинском кладбище в городе Бад-Фрайенвальде, район Меркиш-Одерланд, земля Бранденбург, ФРГ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Нурпейсову Плису Кольгельдиевичу* посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Мемориальная доска Герою установлена на здании университета города Нукус Каракалпской республики. Имя Героя носит школа в Тахтакупырском районе. В городе Калининград его имя увековечено на мемориале Героям штурма Кенигсберга.


*в наградных документах на звание Героя Советского Союза Нурписов Плис Кольгейдиевич.


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза - казахстанцы. Книга 2. Алма-Ата, 1968

Герои Советского Союза - узбекистанцы. Ташкент, 1984.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Джураев Т.Д. Верные сыны Родины. Ташкент, 1964.

Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.