Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Ткачёв Николай Семёнович

Ткачёв Николай Семёнович

01.12.1917 - 17.10.1980

Герой Советского Союза

Даты указов

19.08.1944

Медаль № 4058

Ткачёв Николай Семёнович - командир эскадрильи 703-го штурмового авиационного полка 281-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, капитан.

Родился 1 декабря 1917 года в городе Краматорск ныне Донецкой области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил 8 классов, а в 1938 году – Мариупольский аэроклуб. В 1935-1937 годах работал слесарем на заводе имени Ильича в городе Жданов (ныне Мариуполь) Донецкой области.

В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. В школе освоил три типа самолетов: У-2, Р-5 и бомбардировщик СБ. Проходил службу в 313-м отдельном разведывательном авиационном полку под Минском.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первые дни войны его авиаполк потерял почти все боевые машины. Николай Ткачёв вместе с другими летчиками вынужден был выходить из окружения. Вновь сел за самолет только в Смоленске.

Принимал участие в обороне Москвы, в освобождении Ржева, Калинина, в боях в небе Ленинграда, Прибалтики. Сражался на Западном, Калининском, Волховском и Ленинградском фронтах. В боях с немецко-фашистскими захватчиками был несколько раз ранен и контужен. Его самолет трижды сбивали.

Командир эскадрильи 703-го штурмового авиационного полка (281-я штурмовая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан Николай Ткачёв на самолётах ИЛ-2 к марту 1944 года совершил 116 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника, уничтожил 16 самолетов на аэродромах, большое количество техники и живой силы врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Ткачёву Николаю Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4058).

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах СССР. До декабря 1945 года служил в 703-м штурмовом авиационном полку. В 1948 году и в 1954 году оканчивал Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Был заместителем командира полка по летной подготовке. Освоил несколько типов реактивных самолётов. С 1958 года майор Н.С. Ткачёв — в запасе.

Жил в городе Жданов (ныне – Мариуполь) Донецкой области. Работал мастером в железнодорожном цехе строительной организации «Азовстальстрой», диспетчером на заводе «Ждановстроитель». Принимал активное участие в патриотическом воспитании молодежи. Скончался 17 октября 1980 года.

Награжден орденом Ленина, 2-я орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названа улица в городе Мариуполь.


Да, он родился в Краматорске, но родными пенатами все-таки считал город Жданов. Здесь прошла его юность, здесь он приобщился к «великой армии труда» — работал слесарем на заводе имени Ильича, отсюда ушел в большую жизнь и сюда же вернулся после нелегких и дальних дорог.

А дороги его, как и многих сверстников, пролегали через войну. И было на пути все: и горькие потери и поражения, и преодоления, казалось бы, непреодолимых трудностей, и высокие взлеты радости от удач, побед. Он защищал Москву, Ленинград...

Разве можно забыть такое. В первые же дни войны авиаполк потерял почти все боевые машины, многих товарищей. Оставшиеся в живых летчики выходили из окружения по бездорожью, глухоманью, густыми белорусскими лесами пробивались к своим.

Только в Смоленске Николай Семенович Ткачёв вновь сел в самолет. Даже не передохнув после столь трудного пути, вылетел на задание. Все виденное, пережитое не позволяло ему терять и минуты — скорее в бой на зарвавшегося врага.

Первое задание не выделялось сложностью. Надо было разведать железнодорожные узлы, зафотографировать места скопления вражеских поиск, а в наиболее подходящем месте израсходовать по назначению бомбовый запас. Несмотря на сильный зенитный огонь, Ткачёв прорвался на территорию, занятую врагом, блестяще выполнил задание. А на обратном пути бомбардировщик атаковали «мессершмитты». Они кидались со всех сторон, и стрелку-радисту нелегко было отстреливаться. Ему удалось прошить очередью одною стервятника. А вскоре трассы вражеских пуль забарабанили по бомбардировщику. Пламя охватило один мотор, переметнулось на второй. Покидать самолет уже было поздно — языки пламени лизали кабину, обволокли крылья, а колеса чиркали о макушки деревьев. Ткачёв терпел, изо всех сил тянул самолет на восток, к своим. Но вот машина вздрогнула, повернулась набок и ткнулась в густой кустарник носом и уцелевшим крылом — второе отвалилось в воздухе.

Обгоревшие Ткачёв и стрелок-радист выбрались из машины, с трудом вытащили раненого штурмана. Самолет пылал, но командиру еще раз довелось забраться в него — выхватить фотокассеты. Успел он это сделать за минуту до взрыва самолета...

И вот под командованием капитана Н.С. Ткачева группа самолетов Ил-2 снова на задании. Преодолена линия фронта, позади заградительный огонь вражеских зениток. Самолеты разворачиваются и на ранее разведанные цели сыпят бомбы. Точность ударов отличная. Горят танки, тягачи, машины, пехота мечется в панике, ища укрытий. Командир первым выходит из атаки и дает команду «кончать работу». Обратный курс — прежний. Откуда ни возьмись, на группу навалились около пятнадцати «мессершмиттов» и «брюстеров». Ткачёв передал по рации команду: «Держать строй и отражать атаки истребителей».

На командирскую машину налетели сразу три, взяли в «клещи». Штурман и стрелок-радист отражали атаки, а Ткачёв, будто слившись со штурвалом, продолжал вести самолет.

Вскоре возле командирской машины остались два истребителя. Потом «клюнул» носом и кувырком пошел к земле еще один. Другие стрелки тоже подожгли два, а два подбили. Атаки стали затухать и, наконец, совсем прекратились.

А потом были другие вылеты — один сложнее другого, были ранения, контузии. Трижды Н.С. Ткачёва сбивали, а он уничтожил 16 самолетов, да еще 20 железнодорожных вагонов и 2 паровоза, около 150 автомашин, 26 дотов, 9 складов с горючим и боеприпасами, 14 танков и около полутора тысячи солдат и офицеров противника.

За эти подвиги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Николаю Семеновичу Ткачёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Из книги А.А. Трокаева «Кавалеры Золотой Звезды. Очерки о Героях Советского Союза». Донецк, «Донбасс», 1976 год. с. 421-422



Четверкой вылетели на штурмовку железной и шоссейной дорог.

Перешли линию фронта. По времени Ткачёв чувствовал, что цель уже близка. Об этом «напомнили» и зенитки — белые облачка разрывов вспухли и рвутся на клочья впереди самолетов. Николай Семёнович сбрасывает газ, выполняет левый разворот и на большой скорости уходит от зенитного огня. Остальные машины повторяют маневр. Прячась под облаками, штурмовики подошли к железнодорожной станции. И с ходу — вниз. На железнодорожный состав обрушились бомбы и пушечно-пулеметный огонь.

Снова левый разворот — и «Илы» идут над шоссейной дорогой, по которой ползут вражеские автомашины. Атака, плотный огонь из пушек и пулеметов — и внизу, и сзади остаются разбитые и горящие грузовики. Теперь, опять к железнодорожной линии. Ведомый сообщает Ткачёву, что видит эшелон.

— Уничтожить!

Заградительный зенитный огонь мешает подойти к составу по прямой. Заход со стороны солнца, еще один, еще. Три сильных удара — и платформы с танками горят...

Летали и ночью. Это требовало особого мастерства и слаженности экипажей.

Однажды получили задание: в ночном вылете уничтожить фашистские самолеты на аэродроме.

— Ткачёву и Ермолаеву особое задание, — сказал командир. — Заодно ударьте по дому, где отдыхают гитлеровские летчики.

Днем изучали маршрут полета, характерные ориентиры, расстояние и время полета до каждого из них. Наступил вечер, и погода испортилась: низкие облака, дождь. Но вот темноту сумерек прорезает сигнальная ракета. Один за другим выруливают на старт штурмовики и после пробежки отрываются от земли, с набором высоты уходят в темное небо.

— Линию фронта прошли спокойно, — видно, не ждали нас немцы в такое время и в такую погоду. Идем к цели. Вот уже выходим на вражеский аэродром. Невдалеке от него и дом отдыха немецких летчиков. Даю сигнал и, оставив группу, вместе с Ермолаевым, захожу на цель. В темноте яркими сполохами взрываются бомбы. Снова и снова заход, снова взрывы, начинается пожар. И туда, в пламя, — пушечно-пулеметные трассы. Все: эти фрицы уже отлетались!

Теперь к аэродрому. Там уже штурмовка подходит к концу, но и мы успеваем сделать заход.

А на другой день полк получил сообщение: в ночном вылете уничтожены 16 вражеских самолетов, взорваны два склада боеприпасов, разбит офицерский дом отдыха.

— Вот так и воевали, — говорит Николай Семёнович.

В штурмовом авиаполку о Ткачёве говорили как о смелом и опытном воздушном бойце, волевом командире. Молодые пилоты учились у него мастерству штурмовки и воздушного боя, науке побеждать.

Эта наука далась ему нелегко — в смертельных боях, кровью...

Потеряв боевые машины в первые дни боев, в самом начале войны, пешим порядком отступали авиаторы полка от границы. Пробирались пыльными, разбитыми дорогами, темными лесами Белоруссии. А над ними шли немецкие самолеты, и сознание своей беспомощности в безоружности было тяжелее и горше всего.

Уже в Смоленске получили наконец бомбардировщики. На задания приходилось вылетать без прикрытия истребителей — их было очень мало, довелось отбиваться от наседавших «мессеров» и сбивать их, гореть на объятой пламенем машине и потом пробираться к своим. Все было, довелось, как говорится, всего хлебнуть. Потом полк стал штурмовым, осваивали грозные «Илы», учились на них воевать. Опыт давался трудно, ценой потерь, жизней летчиков, потерь боевых машин. И неудачи случались у Ткачёва, и подбивали его, и ранен был, но с каждым вылетом все уверенней чувствовал он себя в новой для него боевой машине, все более уверенным шел в бой.

И вскоре о нем заговорили, как о мастере штурмовых ударов.

Вот пожелтевшая, истертая на сгибах фронтовая газета. В ней напечатана корреспонденция о боевых делах Н.С. Ткачёва:

«Движение техники неприятеля к переднему краю было замечено рано утром. И вот в воздух идут штурмовики. Их ведет опытный, смелый летчик, старший лейтенант тов. Ткачёв.

Летчики знают, что подходящие к передовой резервы немцев, прикрывают сильным зенитным огнем, и приготовились к отражению атаки. Штурмовики ударили по голове колонны. Движение приостановилось. Тогда все экипажи, выбирая себе подходящую цель, били точно...

Приятное зрелище наблюдали летчики после работы своих товарищей. На месте удара в обочинах дорог валялись разбитые автомашины, дыбом стояли танки...».

Вылеты, вылеты... Тяжелые бои, из которых возвращались не все. Казалось, силы на пределе, нет больше никакой возможности еще раз — который уже за день! — поднять в небо машины. Но сознание того, что позади — Москва, что за твоей спиной — Родина, давало силы, и тогда с еще большим ожесточением «утюжили» штурмовики позиции и наступающие колонны врага.

Пришел день — и погнали гитлеровцев от Москвы. Вместе со своими боевыми товарищами Н. С. Ткачев участвовал в освобождении Калинина, Ржева.

А потом штурмовой авиаполк, пополнив техникой, перебросили на оборону Ленинграда. На этом фронте и провоевал Николай Семёнович до самого прорыва блокады. Здесь получил первую свою боевую награду — орден Красного Знамени, здесь стал мастером штурмовки. Об этом очень скупо и вместе с тем емко рассказывает летная аттестация:

«При нанесении массированного бомбардировочно-штурмового удара по опорным пунктам вражеского узла сопротивления взорван большой склад боеприпасов. Ведущим групп капитану Ткачеву и капитану Графову Главным Маршалом авиации Новиковым объявлена благодарность, часть летного состава этих групп представлена к правительственным наградам».

И еще: «...Группа из восьми самолетов ИЛ-2 под командованием капитана Ткачёва бомбардировала оборонительные сооружения противника... В это время группу атаковали до пятнадцати вражеских истребителей.

Товарищ Ткачев по радио передал летчикам команду: «Держать компактный строй и отражать атаки истребителей!».

Первым был атакован капитан Ткачёв. На него бросились три истребителя — один сверху и два снизу. Все атаки отбили его воздушный стрелок и ведомый... Пять раз бросались в атаку гитлеровцы. Огнем воздушных стрелков и летчиков сбито четыре самолета... два подбито».

Более ста пятидесяти раз вылетал Ткачёв на боевые задания, уничтожил 101 вражеское орудие, 16 самолетов на аэродромах, 20 железнодорожных платформ и вагонов, два паровоза, более 140 автомашин, разрушил около трех десятков дотов и дзотов, подбил четырнадцать танков, уничтожил около полутора тысяч гитлеровских вояк. И в августе 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои войны. - Таллин, 1984

Герои ленинградского неба. - Л.: Лениздат, 1984

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Кавалеры Золотой Звезды. - Донецк: Донбас, 1976

Трокаев А.А. Герои пламенных лет. Донецк: Донбас, 1985