Герой Советского Союза
Армия: Инженерные войска
Хренов Аркадий Фёдорович

Хренов Аркадий Фёдорович

05.02.1900 - 29.12.1987

Герой Советского Союза

Даты указов

21.03.1940

Медаль № 245

Хренов Аркадий Фёдорович – начальник инженерных войск 7-й армии Северо-Западного фронта, полковник.

Родился 21 января (5 февраля) 1900 года в городе Очёр ныне Пермского края в семье мастерового. Русский. Окончил училище сельскохозяйственного машиностроения.

В Красной Армии с 1918 года. Участник Гражданской войны. Окончил инструкторские курсы при окружном военкомате в 1918 году. Был бойцом-телефонистом знаменитой 30-й стрелковой дивизии, которой командовал В.К.Блюхер, затем командовал взводом, ротой понтонного батальона, инженерным батальоном.

После Гражданской войны остался служить в инженерных войсках. С июля 1922 - помощник заведующего, с декабря 1922 - заведующий учебным классом понтонного батальона. С сентября 1924 года командовал ротой, с сентября 1925 года - начальник полковой школы, с октября 1927 - начальник учебной команды в 5-м отдельном понтонном батальоне. В середине 20-х годов стали появляться его статьи в «Военно-инженерном журнале». Ему предложили выступить автором «Наставления по наводке усиленных понтонных мостов». Наставление приняли в качестве руководящего документа для инженерных войск Красной Армии.

В 1929 году Хренов окончил инженерные курсы усовершенствования комсостава (КУКС) при Ленинградской военно-инженерной школе. Вновь служил начальником учебной команды в том же батальоне. С сентября 1930 года преподавал в Ленинградской Краснознамённой военно-инженерной школе. В 1930 году на Всеармейском конкурсе понтонно-мостовых парков получил одобрение проект, присланный Хреновым. Промышленность вскоре наладила выпуск понтонных парков, разработанных Военно-инженерной академией РККА на основе проекта Хренова. С октября 1931 года - руководитель по моторизации Ленинградской военно-инженерной школы. С мая 1932-го года - начальник технической части Детскосельской объединённой военной школы имени В.И. Ленина. Член ВКП(б)/КПСС с 1931 года.

С марта 1933 года - помощник начальника сектора при начальнике инженеров Ленинградского военного округа, с февраля 1935 - помощник начальника отдела инженерных войск Ленинградского военного округа по боевой подготовке. С августа 1937 года - начальник 4-го отдела Инженерного управления РККА. В 1938 году был назначен начальником отдела инженерных войск Ленинградского военного округа. В 1938 году руководил строительством дотов и других инженерных сооружений в Псковском и Нарвском укрепрайонах.

Полковник А.Ф. Хренов участвовал в советско-финляндской войне 1939 - 1940 годов в должности начальника инженерных войск 7-й армии. Он умело руководил инженерными частями армии по организации и осуществлению прорыва «линии Маннергейма». Хренов создал полигон – точную копию финских укреплений, на котором отрабатывались согласованные действия артиллерии, пехоты, танков с широким использованием инженерных средств. В результате второй штурм «линии Маннергейма», длившийся ровно месяц, завершился успешно.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство полковнику Хренову Аркадию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В первых числах июля 1940 года в кабинете Сталина генерал Хренов в присутствии ряда военачальников и государственных деятелей доложил план преобразований всего инженерного хозяйства армии в Главное военно-инженерное управление РККА. План был принят, и в июле 1940 года Хренов назначен начальником Главного военно-инженерного управления Красной Армии. Однако уже в феврале 1941 года снят с этой должности «как не справившийся с работой» и в мае 1941 года назначен с понижением начальником инженерного управления Московского военного округа.

С началом Великой Отечественной войны Хренов получил назначение на Южный фронт, где он вступил в должность заместителя командующего по инженерной обороне Одессы и Севастополя (1941—42), был начальником инженерных войск Крымского фронта (апрель — май 1942). Под его руководством возникали огневые точки, в скальных породах отрывались траншеи, переходы, менялась «минная» карта местности. В кратчайшие сроки создавались и оборудовались севастопольские рубежи укреплений, на которых долго сдерживали натиск врага защитники черноморской твердыни. За умелое руководство инженерным обеспечением в обороне Севастополя Хренова наградили орденом Ленина.

Летом 1942 года Хренов получил назначение на Волховский фронт. Одним из его «занятий» был фашистский плацдарм под городом Кириши на правом берегу Волхова. На прибрежной полоске площадью около 10 квадратных километров противник прочно занимал Высокую рощу. Под неё майор В.Сорокин (будущий главный инженер Ленинградского метрополитена) под руководством генерала Хренова, скрытно от врага, сделал 180-метровый подкоп. В конце галереи поместили во взрывчатую камеру более 30 тонн взрывчатки. «Бабахнули» как следует ! Пока над высотой оседал огромный чёрный гриб поднятой земли, штурмовой батальон автоматчиков уже утвердился на важной позиции.

Два года с 1942-го по 1944-й на Волховском фронте разворачивалась война не только с фашистами, но и с болотами. Под руководством Хренова инженерные подразделения из жердей, брёвен, хворостяных матов сооружали укрытия, блиндажи, прокладывали ходы сообщения. На многие километры были проложены гати, маневренные дороги из деревянных ряжей. Во многих местах устраивались завалы и засеки из деревьев, густо нашпигованные минами. Оборудовали дзоты даже на плотах, «плавающих» по болотам.

Но главное - это прорыв блокады Ленинграда. Начинж фронта Хренов формировал крупные штурмовые отряды, которым поручалось сокрушать укрепления врага, завязывать бой в глубине обороны, увлекая за собой пехоту и танки. Велось «осапёривание» пехоты – в каждой стрелковой роте один взвод проходил ускоренный курс сапёрного дела.

Операция «Искра» развивалась стремительно. В январе 1943 года в кольце блокады Ленинграда возникла первая 12-километровая брешь… Через год, в январе 1944 года, войска Волховского и Ленинградского фронтов полностью сняли блокаду с города на Неве.

С февраля 1944 года - начальник инженерных войск Карельского фронта, руководил инженерной подготовкой к форсированию реки Свирь и освобождению Карелии. На одном из озёр был сооружён полигон, где стрелковые и сапёрные подразделения в течение весны отрабатывали согласованные действия по преодолению крепкой в инженерном отношении обороны фашистов по реке Свирь. Более того, были придуманы 2 «ложные» переправы для отвлечения сил врага. В результате в июне 1944 года, войска Карельского фронта, перейдя в наступление, блестяще преодолели Свирь и стремительными ударами нанесли поражение противнику в Карелии.

Осенью 1944 года Хренов участвовал в планировании и организации Петсамо-Киркенесской операции. По его идее был совершён беспрецедентный рейд ударных подразделений во вражеский тыл по горному Заполярью с форсированием реки Титовка и дальнейшим ударом на город Киркенес.

А летом 1945 года, когда все праздновали Победу, Хренов, с погонами подполковника и фамилией по документам – Фёдоров, ехал на Дальний Восток. Сталину понравилась мысль, что норвежские фьорды с горами на берегу сходны с гористыми берегами Дальнего Востока. Поэтому Приморскую группу подчиняли штабу бывшего Карельского фронта, перебрасываемого на восток. Командующим назначили Маршала К.А.Мерецкова, по документам – генерал-полковника Максимова. При назначении Сталин сказал: «Хитрый ярославец (Мерецков) найдёт способ, как разбить японцев. Ему воевать в лесу и рвать укреплённые районы не впервой». Эти эпитеты командующему Карельским фронтом были выданы, в очень большой степени благодаря начальнику инженерных войск фронта А.Ф.Хренову.

1-му Дальневосточному фронту ставилась задача скорейшего захвата городов Харбина и Гирина. Перед началом боевых действий Хренов произвёл инженерную подготовку и обеспечение наступательного плацдарма в Приморье. Когда началось наступление, Хренов предложил высадить на неприятельские аэродромы воздушные десанты, сыграв на неожиданности. Это была «авантюра чистой воды». Но никак нельзя было допустить взрыва мостов через реку Сунгари. Дерзкие по замыслу десанты – операция под кодовым названием «Мост» - завершились полным триумфом. В одном из десантов участвовал сын А.Ф.Хренова - лейтенант Пётр Хренов.

В освобождённом городе Харбине закончилась для А.Ф.Хренова эта долгая череда жестоких войн. После войны он был начальником инженерных войск Приморского военного округа, затем Войск Дальнего Востока (декабрь 1945— май 1949). В 1949 году А.Ф.Хренов окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С 1949 до 1960 года - генерал-инспектор инженерных войск Главной инспекции Министерства обороны СССР.

Почётный гражданин городов Очёр Пермского края и Кириши Ленинградской области. Почётный рабочий Очёрского механического завода.

С сентября 1960 года генерал-полковник инженерных войск А.Ф.Хренов - в отставке. Автор мемуаров. Жил в городе-герое Москве. Умер 29 декабря 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2).

Воинские звания:
майор (1936),
полковник,
генерал-майор инженерных войск (4.06.1940),
генерал-лейтенант инженерных войск (7.12.1942),
генерал-полковник инженерных войск (2.11.1944).

Награждён 3 орденами Ленина (21.03.1940, 10.02.1942, 21.02.1945), орденом Октябрьской Революции (1980), 3 орденами Красного Знамени (15.01.1940, 4.11.1944, ...), 3 орденами Кутузова 1-й степени (26.08.1944, 8.09.1945), орденами Кутузова 2-й степени (22.04.1944), Суворова 2-й степени (31.03.1943), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), многими медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Сочинение:
Мосты к победе. М., 1982.



 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940-1941 гг. М.,СПб.2005.

Протасов В.Д. Бессмертны имена твоих сынов, Россия. Москва. МГОУ. 2004.

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.