Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Квочур Анатолий Николаевич

 
Квочур Анатолий Николаевич
16.04.1952 -
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 17.11.1992 Медаль № 7


Квочур Анатолий Николаевич – лётчик-испытатель Лётно-испытательного института имени М.М. Громова (город Жуковский Московской области), майор запаса.

Родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Могилев-Подольского района Винницкой области Украинской области в семье агронома. Русский. Окончил 10 классов.

В Вооружённых Силах СССР с 1969 года. В 1973 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова. Служил в авиационных частях Группы советских войск в Германии, где был летчиком и командиром звена в авиационном полку истребителей-бомбардировщиков.

В 1977 году А.Н. Квочур уволился в запас в связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР, в которую поступил по рекомендации Героя Советского Союза легендарного летчика-испытателя А.В. Федотова. Однако затем Федотов никогда не оказывал помощь молодому курсанту - своему протеже. Очевидно, он предоставил ему возможность самостоятельно оправдать оказанное доверие, но видимо следил за его учебой и работой. В 1978 году окончил Школу лётчиков-испытателей. С декабря 1978 года - лётчик-испытатель авиастроительного завода в городе Комсомольск-на-Амуре. Испытывал серийные МиГи.

С апреля 1981 года - лётчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна. В 1985 году окончил Московский авиационный институт. За годы работы в ОКБ имени Микояна провел многочисленные испытания новейших самолетов ОКБ. Он испытывал МиГ-23, МиГ-25, палубный и обычный варианты МиГ-29.

С МиГ-29 вообще связано много страниц в биографии А.Н. Квочура. Это и достижение в 1982 году предельной по прочности самолета перегрузки в 9 (!) единиц. Это и испытания на нем всего комплекса ракетных вооружений нового поколения (ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность») от сброса макетов до стадии боевого применения. Это и первые полеты на палубном варианте МиГ-29, когда в стране еще никто не имел опыта полетов в палубной авиации. Это первые в СССР взлет и посадка с палубы авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ночное время (1990). Это и известное всему миру по кадрам кинохроники катапультирование на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, когда при пролете над толпами людей на сверхмалой высоте в двигатель самолета попадает птица, машина заваливается на крыло и за 7 секунд летчик успевает направить ее на единственный свободный пятачок летного поля. Сам катапультируется менее чем за 2 секунды до удара с землей. На земле за это время никто так и не понял, что произошло и никто не получил ни единой царапины.

Указом Президента Российской Федерации № 1401 от 17 ноября 1992 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, летчику-испытателю Квочуру Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С марта 1991 по май 2003 года А.Н. Квочур - лётчик-испытатель Лётно-испытательного института (ЛИИ) имени М.М. Громова и начальник лаборатории эргономики ЛИИ. В 1992 году организовал и возглавил в ЛИИ имени Громова Государственное предприятие «Пилотажная группа «Летчики-испытатели»», которое в 1996 году реорганизовано в ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр». Главными целями предприятия являются выполнение исследовательских программ по проектированию органов управления самолетами, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним перелетам, маневренности и авиационной медицине, а также профессиональные воздушные показы российских самолетах. Производит впечатление уже один перечень стран, где блистали своим мастерством пилоты группы во главе со своим руководителем: Великобритания (авиасалон «Фарнборо»), Франция (авиасалон «Ле-Бурже»), Австралия, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты (авиасалон «Дубай»), Чехия, Сингапур, Индонезия, Китайская Народная Республика, Перу, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Италия, Австрия, Польша, Финляндия, Малайзия.

В 1995 году Анатолий Квочур выполняет уникальный полет из Москвы в Австралию и обратно. В 1999 году во взаимодействии с 37-й армией Верховного Главнокомандования (стратегическая авиация России) Анатолий Квочур выполняет два сверхдальних перелета на одноместном истребителе Су-27 через Северный полюс по замкнутому маршруту, примерно по 15 тысяч километров каждый с дозаправками в воздухе. В этих полетах исследовались новые научно-технические разработки, в том числе спутниковый радионавигационный комплекс, бортовое компьютерное оборудование, различные индикаторы и самописцы. Именно по спутниковым данным велся поиск и сближение истребителя с самолетами-заправщиками. Велось непрерывное медико-физиологическое обследование самого летчика. В сентябре 2006 года летчики-испытатели Анатолий Квочур и Сергей Коростиев выполняют на двухместном учебно-боевом истребителе Су-30 беспосадочный полет в память легендарного перелета В.П.Чкалова 1936 года по маршруту - Москва - Дальний Восток (остров Чкалова) - Москва. Дальность полета - свыше 12500 километров, продолжительность - свыше 15 часов, 4 заправки в воздухе. Испытана в действии новая цифровая кабина пилота, где вся информация выводится на один дисплей, заменяющий сотни индикаторов и датчиков.

С 1995 по 2003 годы А.Н. Квочур - заместитель начальника ЛИИ имени Громова по оборонной тематике. С 2005 года - главный конструктор ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» (до 2005 года являлся президентом этого предприятия). С 2003 по 2008 годы - лётчик-испытатель ОАО «ОКБ Сухого». С 2005 года - вновь лётчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна. С 2005 по 2007 годы - начальник Лётно-испытательного центра - первый заместитель начальника Лётно-испытательного института имени М.М. Громова, а с июня 2005 года - первый заместитель начальника ФГУП «Лётно-испытательного института имени М.М. Громова». Несмотря на солидный возраст, продолжает много летать. Пилотаж в его исполнении считается непревзойденным по своей сложности и красоте. Фигуры высшего пилотажа без пауз сменяют друг друга на предельно малой высоте. Безусловно, за этим стоит высочайшее мастерство самого лётчика, глубочайшее знание самолёта, умение использовать все возможности машины. Многие фигуры высшего пилотажа реактивных истребителей разработаны самим летчиком, им же созданы методики их применения и обучения пилотов. Когда пресса рассказывает о полетах Квочура, эпитеты «русская летающая легенда», «летчик от Бога» и им подобные льются рекой.

Всего А.Н.Квочуром освоено и испытано свыше 90 типов и модификаций самолётов. В 2005 году им установлены 11 мировых рекордов на самолёте Су-27. Имеет общий налёт около 4 800 часов, в том числе свыше 3 000 часов испытательного налёта. Обладатель 3 патентов на изобретения. В 1999 году окончил Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Живёт в городе Жуковский Московской области. Член Общественной палаты города Жуковский, член Общественной палаты Московской области.

Подполковник. Награждён орденами Трудового Красного Знамени (3.11.1988), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (15.01.1998, Российская Федерация), медалями.

заслуженный лётчик-испытатель СССР (6.11.1990).

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Балаков И.Б., Симонов А.А. Испытатели «МиГов». Жуковский, 1999
 Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
 Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.