Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Герман Григорий Иванович

 
Герман Григорий Иванович
26.02.1917 - 06.06.2006
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 28.09.1943 Медаль № 1070

    Памятники
  Надгробный памятник


Герман Григорий Иванович – заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиационного полка 240-й истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии Калининского фронта, лейтенант.

Родился 26 февраля 1917 года в городе Житомир (Украина) в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В 1930 году окончил 7 классов школы в Бердичеве, в 1935 году - ФЗУ в Виннице. Работал трактористом в колхозе, был избран секретарем комитета комсомола Винницкого облтранстреста.

В декабре 1938 года призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военно-авиационную школу лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с 1941 года. Воевал на Северо-Западном, Калининском фронтах. Был ранен.

Все четыре года войны Г.И.Герман бороздил небо на истребителе. Только за первые два года лейтенант Г.И.Герман участвовал в 202 боевых вылетах, провёл 32 боя, лично сбил 11 самолётов противника. Он один из первых лётчиков-истребителей, доказавших преимущество боевых действий пары истребителей, а не одного и не трёх, как было принято ранее. Г.И.Герман считал, что лучший способ одержать победу над противником - первым захватить инициативу. Во всех проведенных им воздушных боях он не имел ни одного поражения.

16 августа 1941 года, находясь в воздушной засаде в районе Поныри, Г.И.Герман смело пошёл на перехват немецкого самолёта «Хейнкель-126». Атаки следовали одна за другой. Он то круто бросал свой истребитель в пике, то взмывал высоко в небо. Фашистский ас растерялся. После третьей атаки вражеский самолёт врезался в землю.

Возвращаясь на аэродром, Г.И.Герман обнаружил ещё один «Хейнкель», рыскавший в глубине нашего тыла. Атака — и второй хищник рухнул на землю. Этими удачными атаками в авиационном полку был открыт счёт сбитым вражеским самолётам. И открыл его лейтенант Г.И.Герман.

12 июля 1942 года семёрка самолётов «ЛаГГ-3» вылетела на прикрытие наших войск в районе Сухиничи. Над городом лётчики издали заметили двенадцать вражеских бомбардировщиков «Юнкерс-88». Истребители внезапно атаковали фашистских разбойников. С короткой дистанции лейтенант Г.И.Герман сбил 3 бомбардировщика. Остальные повернули назад, рассыпая бомбовый груз куда попало.

17 февраля 1943 года в составе четвёрки истребителей Г.И.Герман шёл на прикрытие наземных войск в районе Коломы на Северо-Западном фронте. В пути встретили четыре вражеских истребителя. В огневом бою самолёт Г.И.Германа получил повреждение. Нарушилась система управления, самолёт терял маневренность.

Но отважный лётчик не растерялся. Зайдя фашистам в тыл, он смело атаковал и сбил один «Мессершмитт», а потом устремился на помощь товарищу, и вместе они уничтожили ещё один самолёт врага. После боя на израненном «ястребке» Г.И.Герман благополучно приземлился на своём аэродроме.

И ещё одна крупная победа. В день 25-летия Советской Армии восьмёрка истребителей «Як-7» вылетела в район озера Ильмень. Искать цель не пришлось долго. В воздушной атаке Г.И.Герман сбил один бомбардировщик врага, а потом вступил в бой с вражескими истребителями сопровождения. В этом бою наши асы уничтожили 3 бомбардировщика и без потерь возвратились на базу.

В боевых условиях испытав 37-миллиметровую пушку, которая была поставлена на вооружение наших истребителей, Г.И.Герман доказал её превосходство над 20-миллиметровой. В двадцати воздушных боях он сбил ещё 7 немецких самолётов. Лётчик обобщил свой опыт по использованию нового самолёта и оружия и тем самым внёс значительный вклад в разработку новых приёмов воздушного боя на истребителе «Як-7Б».

С конца августа 1943 года лейтенант Г.И.Герман воевал на Калининском фронте. Здесь он с 25 по 30 августа 1943 года, за 6 дней, провел 7 боевых вылетов на новом истребителе и сбил 5 немецких самолётов, еще раз доказав превосходство нашей боевой техники над вражеской.

В середине сентября 1943 года в разгар боёв на Калининский фронт прибыл командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А.А.Новиков. В один из дней его пребывания на командном пункте 240-й дивизии, воздушные разведчики передали по радио, что с аэродрома Шаталово взлетела группа вражеских бомбардировщиков - до 50 машин. Вскоре эти данные подтвердил расчёт радиолокационной станции.

В воздух поднялось 6 эскадрилий. На высоте 2500 - 3000 метров и практически над командным пунктом дивизии истребители завязали бой. Горели, падая, немецкие бомбардировщики. Один наш лётчик на глазах у всех присутствующих сбил подряд два из них. Зрелище было впечатляющее.

Всего в этом налёте противник потерял семь самолётов. Само собой разумеется, бомбардировка была сорвана, группа - рассеяна. А.А.Новиков приказал уточнить фамилию лётчика, сбившего два самолёта. Им оказался лейтенант Г.И.Герман.

На следующий же день Г.И.Герман сбил ещё два «Юнкерса» и один «Фоккер». А всего осенью 1943 года на личном счету заместителя командира эскадрильи уже числилась 21 уничтоженная машина врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные в воздушных боях героизм и мужество, лейтенанту Герману Григорию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1070).

7 октября 1943 года противник предпринял отчаянные попытки остановить наступление наших войск в районе Невеля и ввёл в бой все свои резервы. Обстановка в воздухе стала труднейшей. В те дни во фронтовой газете был помещён материал «Герой - истребитель Григорий Герман», подробно описывавший несколько боёв с его участием.

Свои последние победы Г.И.Герман одержал в небе Восточной Пруссии. В октябре 1944 года лётчики 240-й истребительной авиационной дивизии работали как обычно - с большим напряжением. Они прикрывали войска нашей 11-й гвардейской армии, которая вела бои за опорный пункт Кибартай, железнодорожную станцию и приграничный город Эйдткунен. Другие части, тем временем, прорвали вторую полосу обороны и перерезали участки железной дороги Шталлупенен - Гольдап.

В те дни каждый лётчик совершал, как правило по 3 - 4 боевых вылета. Только в воздушных боях 18 октября 1944 года лётчики 1-й Воздушной армии сбили 24 вражеских самолёта. Отличился и Г.И.Герман, который вместе с ведомым вылетел на свободную охоту, провёл воздушный бой и сбил два «FW-190».

После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1955 года полковник Г.И.Герман - в запасе.

С 1969 года жил в городе Винница (Украина). Умер 6 июня 2006 года. Похоронен на Центральном кладбище в Виннице.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Из характеристики лейтенанта Григория Ивановича Германа, данной командиром полка подполковником Фёдором Ивановичем Шинкаренко:

«Тов. Герман Г.И. в Отечественной войне участвует с первых дней в должности пилота, командира звена, заместителя командира эскадрильи. В боях показал себя мужественным, решительным, отважным летчиком-истребителем. По праву считается воздушным снайпером.

Личным примером воодушевляет своих подчиненных на боевые подвиги в борьбе с врагом. Тов. Герман грамотный военный летчик, умело владеет техникой пилотирования и оружием, летает на выполнение боевых заданий в любых метеорологических условиях днём и ночью...»

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Золотые Звезды Полесья. 3-е изд., Киев, 1985