Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Пилипенко Иван Маркович

Пилипенко Иван Маркович

15.08.1912 - 02.10.1942

Герой Советского Союза

Даты указов

13.12.1942

Пилипенко Иван Маркович — командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка 215-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта, капитан.

Родился 15 августа 1912 года в селе Щербиновка ныне администрации города Дзержинска Донецкой области Украины в семье крестьянина. Украинец. Окончил начальную школу. Работал на шахте № 11-12, а затем - на заводе имени Фрунзе в городе Константиновка Донецкой области Украинской ССР.

В Красной Армии с 1933 года, призван Липецким военным комиссариатом. В 1937 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова. Служил на Дальнем Востоке. Член ВКП(б) с 1939 года.

Старший лейтенант И.М. Пилипенко на фронтах Великой Отечественной войны с 10 августа 1941 года. Воевал в 40-м истребительном авиационном полка на Южном и Закавказском фронтах: заместитель командира и командир эскадрильи.

26 мая 1942 года группе из шести истребителей И-16 под командой капитана Ивана Пилипенко была поставлена боевая задача на прикрытие действий своих бомбардировщиков. В районе города Изюма Харьковской области Украины встретились с вражескими самолетами численностью до 40 машин. Пилипенко повел свою шестерку в атаку. Двадцать минут длился неравный бой. Высокое летное мастерство и подлинную отвагу проявили наши летчики, особенно ведущий группы И.М. Пилипенко. В ожесточенной схватке сбили 2фашистских бомбардировщика и подбили 4. Несколько наших истребителей получили повреждения, но благополучно, без потерь пришли на свой аэродром.

22 июля 1942 года группа из восьми истребителей, возглавляемая капитаном Иваном Пилипенко, вылетала под Ростов на прикрытие переправ через Дон. Встретилась с четырнадцатью Ме-110, и восьмью Ме-109. В завязавшемся скоротечном воздушном бою наши истребители сбили два «Мессершмитта-110» и четыре «Мессершмитта-109». Ведущий группы Пилипенко лично сбил Ме-109. Воздушный бой протекал на виду у бойцов и командиров наземных частей и жителей города. Он вызвал у них восхищение отвагой советских воздушных бойцов. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром.

Командир эскадрильи 40-го истребительного авиационного полка (215-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Закавказский фронт) капитан Иван Пилипенко к сентябрю 1942 года совершил 470 боевых вылетов, в 76 воздушных боях лично сбил 10 и в группе 28 самолетов противника. За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза.

А война продолжалась... 2 октября 1942 года группа советских истребителей из 16 истребителей И-16, возглавляемая капитаном Иваном Пилипенко, вылетела на прикрытие 22 истребителей-бомбардировщиков И-153, которые должны были нанести штурмовой удар по крупному вражескому аэродрому у станицы Солдатской Прохладненского района Кабардино-Балкарской АССР. При подходе к аэродрому наши самолёты были обнаружены. С аэродрома попыталась взлететь пара Me-109, но были сбиты нашими истребителями. Капитан Иван Пилипенко сбил одного из них и еще два поджег на земле.

И-153 встали в круг и начали бомбить аэродром. Вскоре показалась группа «мессершмиттов», вызванная по радио с соседнего аэродрома. Группа прикрытия сковала их боем.

При выходе из пикирования капитан Иван Пилипенко, не успев набрать высоты, в тактически невыгодных условиях вынужден был принять воздушный бой. Его атаковало несколько вражеских истребителей. На высоте 150-200 метров Пилипенко, круто развернув свою машину, пошел в лобовую на ближайший «мессер» противника. Гитлеровский летчик не выдержал и отвернул. Пилипенко ударил в него пулеметной очередью. Фашистский истребитель вышел из боя и сел в поле на «вынужденную».

Но и машину Пилипенко огнем с других «мессершмиттов» подожгли. Продолжая вести бой, он сошёлся в лобовой атаке с Me-109. Оба самолёта неслись друг на друга, ведя огонь со всех огневых точек. Все ждали, что немецкий летчик в последний момент отвернет, как обычно и происходило. Но немец не отвернул и самолёт Пилипенко врезался в него. От удара оба истребителя взорвались в воздухе...

В результате этого налета на земле было уничтожено 32 вражеских самолета, еще несколько в воздухе. Однако и наши потери оказались немалыми - только 40-й истребительный авиационный полк потерял 4 машины (все наши летчики погибли). Одним из участников этой схватки был молодой пилот Георгий Гордеевич Голубев, будущий Герой Советского Союза, один из последних ведомых Александра Покрышкина, довольно подробно описавший этот эпизод в своей книге «В паре с Сотым».

К моменту гибели капитан Иван Пилипенко совершил 520 боевых вылетов, провел 108 воздушных боев, уничтожил 13 вражеских самолетов лично и 29 в групповых схватках (по другим данным, сбил 11 лично и 33 - в группе), еще 3 самолёта лично и 4 в группе уничтожил на земле при штурмовках. Все победы были одержаны им на истребителе И-16.

Похоронен Герой на площади станицы Солдатской Прохладненского района Кабардино-Балкарии. Над могилой установлен гранитный памятник, вокруг него посажен парк.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года  за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Пилипенко Ивану Марковичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён двумя орденами Ленина (9.09.1942, 13.12.1942), двумя орденами Красного Знамени (23.12.1941, 27.07.1942).

Герой Советского Союза И.М. Пилипенко навечно зачислен в списки воинской части. Именем Героя названы улицы в станице Солдатской и поселке Щербиновке, а также Щербиновская восьмилетняя школа, где учился отважный комэск. На стене дома, где родился И.М. Пилипенко, установлена мемориальная доска.


Командир 40-го истребительно-авиационного полка майор Чупиков и военный комиссар Гуськов в представлении к званию Героя Советского Союза писали:

«Много героических примеров из боевой работы командира эскадрильи капитана И. Пилипенко характеризуют его храбрость, мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

83 воздушных боя провел Иван Маркович. Лично сбил 12 боевых самолетов противника и 29 — в составе группы. Кроме того, на земле при штурмовке сжег три вражеских машины и повредил несколько. Сотни раз капитан Пилипенко водил группы на боевые задания и в самые критические минуты в воздушных боях своим бесстрашием, смелыми и дерзкими атаками выручал своих боевых товарищей».

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои битвы за Кавказ. - Цхинвали, 1975

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Голубев Г.Г. В паре с "сотым". - Изд. 2-е, доп. - М.: Воениздат, 1978.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 2. М.: Политиз,1990.

Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и о своём командире. М., 2014.

Трокаев А.А. Герои пламенных лет. Донецк: Донбас, 1985