Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Голубев Георгий Гордеевич

 
Голубев Георгий Гордеевич
07.04.1919 - 12.04.2005
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 7622

    Памятники
  Надгробный памятник


Голубев Георгий Гордеевич - командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 7 апреля 1919 года в селе Жгутово Назаровского района Краснодарского края в крестьянской семье. Русский. С 1926 года жил с семьёй в городе Ачинск ныне Красноярского края. Закончил 9 классов и Ачинский аэроклуб, работал в нём же инструктором.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году закончил Ульяновскую военную авиационную школу лётчиков. Служил инструктором в Ульяновской и Цнорис-Цхалинской военных авиационных школах лётчиков, затем - в 6-м учебно-тренировочном авиаполку.

На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. Свои первые боевые вылеты, главным образом на штурмовку, совершил на И-16 в составе 40-го истребительного авиационного полка. Участник обороны Кавказа. 30 ноября 1942 года военным трибуналом воздушной армии осужден за аварию самолёта, произошедшую по его вине, к 5 годам лишения свободы без поражения в правах с отсрочкой исполнения приговора. Был оставлен для отбытия наказания в 84-м истребительной авиационном полку. В его рядах выполнил 50 боевых вылетов (27 на штурмовку, 18 на прикрытие, 5 на разведку), воздушных боёв не имел, на земле сжег 15 автомашин , 7 повозок, 5 орудий, 3 зенитных пулемёта. Судимость была снята как с искупившего вину по ходатайству А.И. Покрышкина в июле 1943 года.

С 1 июня 1943 года до Победы сражался в составе 16-го гвардейского истребительного авиационного полка на "Аэрокобрах": лётчик, с июня 1944 - командир звена, с января 1945 - заместитель командира эскадрильи. 17 августа 1943 года одерживает первую победу (по ряду источников, сбил свой первый самолёт ещё 13 июня этого года, но он лётчику не был засчитан), а через несколько дней Александр Иванович Покрышкин, проведший с молодыми лётчиками целый курс теоретических и практических занятий, предложил ему летать вместе: "Это не так трудно, Жора. Ты должен уметь читать мои мысли, а я постараюсь угадывать твои". Позднее А.И. Покрышкин вспоминал, что Г.Г. Голубев и фамилией, и внешне напомнил ему старого ведомого, сбитого в воздушном бою.

Неизменный, с 1943 года, ведомый А.И.Покрышкина. Совершил с ним более 100 боевых вылетов. Обеспечил "сбитие" А.И. Покрышкиным (был такой термин в ВВС) 15 самолётов противника.

Его исключительные способности прикрывающего, "воздушного щита", были по достоинству оценены другими асами 16-го гвардейского истребительного авиационного полка — Григорием Андреевичем Речкаловым и Александром Фёдоровичем Клубовым. Так, Г.А. Речкалов сбил с ним в паре 12 самолётов противника, 6 самолётов уничтожил А.Ф. Клубов.

Командир звена 16-го гвардейского истребительного авиационного полка 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант Георгий Гордеевич Голубев до февраля 1945 года осуществил 252 боевых вылета, в 56-ти воздушных боях лично сбил 12 самолетов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии старшему лейтенанту Голубеву Георгию Гордеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Выполнил во время Великой Отечественной войны 308 боевых вылетов на И-16 и "Аэрокобре", в 70 воздушных боях лично сбил 15 самолётов противника, "обеспечил сбитие" 35 вражеских машин.

10 мая 1945 года, около половины восьмого вечера, в районе Праги он сбил До-217, одержав последнюю воздушную победу Второй мировой войны в Европе.

После Победы продолжил службу в ВВС. С мая 1945 года - инспектор-лётчик по технике пилотирования 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в 1946 году убыл на учёбу. В 1952 году закончил Военно-воздушную академию. С мая 1952 года - старший штурман-инспектор и старший инспектор-лётчик в Управлении боевой подготовки истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС. С ноября 1954 года - заместитель командира 23-го истребительного авиационного полка по лётной подготовке, с ноября 1956 года - командир этого полка. Затем командовал авиационной дивизией. Летал на реактивных боевых самолётах. С 1977 года полковник Г.Г. Голубев - в запасе.

Жил в городе-герое Киеве. Скончался 12 апреля 2005 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Воинские звания:
сержант (1940),
старший сержант,
младший лейтенант (26.07.1943),
лейтенант (28.12.1943),
старший лейтенант (30.12.1944),
капитан (ноябрь 1947),
майор (октябрь 1951),
подполковник,
полковник.

Награждён орденом Ленина (27.06.1945), двумя орденами Красного Знамени (4.11.1943, 25.09.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (25.04.1945, 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (13.05.1945), тремя орденами Красной Звезды (25.06.1943, ...), орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Почётный гражданин города Васильков Киевской области Украины.

Из воспоминаний Героя:

С трижды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Покрышкиным мы часто летали на "свободную охоту", в которой уже приобрели достаточный опыт.

Но вот у нас явилась мысль: ловить у себя в тылу дальних разведчиков, пролетавших недалеко от нашей точки базирования.

Как правило, дальние разведчики проходили на больших высотах, и их можно было обнаружить только по гулу и инверсионному следу.

Гвардии полковник Покрышкин дал мне задание вести наблюдение за разведчиками, проходившими возле нашего аэродрома, в районе Мелитополя. Наблюдая за одним из разведчиков, я установил, что он проходил в одно и то же время, по одному и тому же курсу. Курс немецкие лётчики проложили по побережью Азовского моря. Обнаружив график полётов разведчика, мы вылетели на перехват его.

Набрав высоту 7500 м, стали патрулировать, ожидая его прихода. Вскоре я заметил силуэт самолёта. Это был ожидаемый нами разведчик Ю-88 последнего варианта, приспособленный специально для разведки на больших высотах.

По радио я передал ведущему: "вижу слева, выше, спереди самолёт противника". В ответ услышал приказание: "пропустить дальше в тыл".

Встреча произошла на встречных курсах, но мы, делая вид, что не замечаем его, не пошли на сближение, а, наоборот, стали уклоняться вправо. Этим самым мы ввели немецких лётчиков в заблуждение, ибо они продолжали свой полёт прежним курсом.

Давая им возможность уйти подальше в наш тыл, мы всё больше отворачивали вправо и одновременно набирали высоту.

Набрав высоту порядка 8,5 км, мы резко развернулись и пошли на сближение с Ю-88.

Сближение заняло довольно продолжительное время; немцы обнаружили нас и стали развёртываться на свою территорию, чем помогли нам ускорить сближение. Сблизившись с разведчиком, мы атаковали его сверху-сзади под ракурсом 1/4, прикрываясь непростреливаемым корпусом вертикального оперения.

При атаках одиночных самолётов мы, как правило, сначала весь огонь направляли на стрелка, а затем переносили на моторы или кабину лётчика в зависимости от обстановки. С первой же атаки полковник Покрышкин расстрелял стрелка с дистанции 100 м, затем мы подошли вплотную и зажгли оба мотора. Немцы старались дотянуть до своей территории, но мы продолжали атаку.

После нескольких наших атак Ю-88 взорвался в воздухе недалеко от аэродрома нашего базирования, на глазах у всего личного состава.

Таким же образом нами было сбито в дальнейшем ещё несколько разведчиков.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и о своём командире. М., 2014.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005