Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Вербицкий Александр Евлампиевич

 
Вербицкий Александр Евлампиевич
29.12.1917 - 27.07.1956
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 7517

    Памятники
  Бюст в Миргороде


Вербицкий Александр Евлампиевич – командир корабля 27-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брестского полка 14-й гвардейской бомбардировочной авиационной Брянской дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, гвардии капитан.

Родился 29 декабря 1917 года в селе Камышеваха, ныне посёлок городского типа Попаснянского района Луганской области, в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. По окончании технической школы работал слесарем-механиком паровозного депо станции Купянск Харьковской области.

В 1936 году призван Купянским РВК Харьковской области в ряды Красной Армии, служил в военно-воздушных силах. В 1939 году окончил Ленинградское военное авиационно-техническое училище, в 1941 году – штурманские курсы. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Летал на самолётах По-2, СБ, Р-5, Б-25 и А-20-Ж.

11 июля 1941 года А.Е. Вербицкий совершил свой первый боевой вылет на бомбардировку станции Молодечно Минской области.

13 сентября 1941 года, совершая полёт одиночным самолётом в районе города Середина-Буда Сумской области, обнаружил колонну танков. Бомбометанием уничтожил несколько танков, затем снизился до бреющего полёта и пулемётным огнём поджёг две легковые автомашины и одну с боеприпасами.

13 ноября 1941 года бомбометанием поджёг город Плавск Тульской области, создав хороший световой ориентир, благодаря чему эскадрилья всю ночь бомбардировала войска противника, расположенные в городе.

16 ноября 1941 года ночью, после бомбардирования войск противника в городе Мценск Орловской области, обнаружил на дороге Орёл – Мценск колонну противника, снизился до бреющего полёта и расстреливал колонну из пулемётов до израсходования запаса патронов. В результате им было уничтожено до 10 автомашин.

23 декабря 1941 года ночью, после бомбардирования, обнаружил в районе станции Малоархангельск Орловской области колонну автомашин противника. Снизившись до высоты 200 метров, расстрелял по ней 2000 патронов. Фашисты в панике бросали автомашины, не успевая выключить фары.

В ночь с 26 на 27 января 1942 года выполнял задание по сбрасыванию парашютистов в районе Гремячее – Денисовка. Выполнив задание, пошёл по шоссейным дорогам, производя их разведку и, обнаружив движение автомашин противника на Змеевку, произвёл обстрел из кабины стрелка-радиста и штурмана.

В ночь с 29 на 30 января 1942 года производил бомбардирование железнодорожной станции Змеевка. На станции в это время стояло 2 железнодорожных состава и 30 вагонов. В результате бомбардирования возникло до 12 очагов пожара, 2 фугасных бомбы разорвались у самых составов. Цель, освещённую созданными пожарами, обстрелял из пулемётов.

5 февраля 1942 года осуществлял задание по переброске боеприпасов для партизан, действующих в лесах Белоруссии. Несмотря на сложные метеоусловия, точно отыскал цель, сбросил груз и благополучно привёл самолёт на свой аэродром.

28 февраля 1942 года бомбардировал аэродром Брянск. В очень сложных метеоусловиях нашёл цель и, невзирая на ожесточённый огонь зенитных средств противника, метко сброшенными бомбами уничтожил 4 вражеских самолёта.

10 марта 1942 года производил бомбардирование аэродрома противника в районе города Орёл. На аэродроме, сильно защищённом системой противовоздушной обороны, находилось до 35 самолётов. Под ожесточённым огнём противника прорвался к цели и выполнил боевое задание. От прямых попаданий бомб возникло несколько пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами – это горели самолёты и склад с горючим.

5 сентября 1942 года при бомбардировании переправы в районе города Новгород-Севск, через реку Десна, самолёт был атакован истребителем противника, получил повреждения и загорелся. А.Е. Вербицкий спасся на парашюте, а уже через несколько дней продолжал выполнять боевые задания.

В ноябре 1943 года, переучившись со штурмана на лётчика, А.Е. Вербицкий прибыл в 113-й авиационный полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия, позднее ставший 27-м гвардейским бомбардировочным авиационным Брестским полком.

8 октября 1944 года при блокировке аэродрома Оппельн, выполнив задание и возвращаясь домой, обнаружил на железнодорожных путях станции Оппельн железнодорожный эшелон и несколькими атаками, пушечно-пулемётным огнём, зажёг его.

20 декабря 1944 года в тёмную ночь, выполняя боевое задание на территории Чехословакии по блокированию железнодорожного участка, нашёл и поджёг железнодорожный эшелон на станции Спишске Влахи в 18 километрах юго-восточнее Левоча.

23 декабря 1944 года, действуя на принципе «свободной охоты» на шоссе у деревни Комарно, обстрелял колонну автомашин врага. От попадания снарядов и пуль автомашины загорелись, а возникший пожар сопровождался взрывами.

23 марта 1945 года на железнодорожной станции Грянице поджёг станцию и несколько цистерн с горючим, вызвав большой пожар и взрывы.

24 марта 1945 года при выполнении боевого задания на железнодорожной станции Студенка обнаружил склад и сжёг его, вызвав большой пожар, который был виден на очень большом удалении.

20 апреля 1945 года при бомбардировке восточной окраины города Берлин, был атакован двумя истребителями противника типа «Ме-109». Все вражеские атаки были отбиты, а один Мессершмитт был подбит, отвернув, он пошёл с быстрым снижением к земле. В ходе этого боя самолёт А.Е. Вербицкого получил до 12 пробоин.

Всего к концу войны командир корабля 27-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан А.Е. Вербицкий совершил 293 боевых вылета на бомбардировку важных военных объектов в тылу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Вербицкому Александру Евлампиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7517).

После окончания Великой Отечественной войны продолжил службу в военно-воздушных силах СССР. 27 июля 1956 года командир авиационного полка полковник А.Е. Вербицкий погиб в авиационной катастрофе.

Награжден двумя орденами Ленина (15.05.1946, …), двумя орденами Красного Знамени (13.03.1942, 13.09.1942), орденом Отечественной войны 1-й степени (05.11.1944), орденом Красной Звезды, медалями.

На мемориальном комплексе Вечной Славы в городе Миргород Полтавской области установлен бюст Героя.  

Из наградного листа к званию Героя Советского Союза:

Александр Вербицкий на фронте Отечественной войны с июля месяца 1941 года.
В этом скромном патриоте Родины воплощены все замечательные качества воина.

В 1941 году, 11 июля, гвардии капитан Вербицкий совершил свой первый боевой вылет на бомбардировку станции Молодечно, с этого дня началась боевая жизнь храброго защитника Социалистического отечества.
В прошлом отличный штурман и имея огромное желание стать лётчиком, отлично окончил обучение. Его настойчивость быстро сказалась в приобретении знаний и практического опыта.

В боях против немецких захватчиков Александр Вербицкий совершил 293 боевых вылетов, из них:
Днем – 26; на самолёте СБ – 19, Б-25 – 7.
Ночью – 267; на самолёте СБ – 249, Б-25 – 3, А-20-Ж – 15.
Летает на самолётах По-2, Р-5, Б-25 и А-20-Ж.
Общий налёт имеет 1022 час., из них ночью 738 час.
После последнего награждения совершил 25 боевых вылетов, из них:
Днём – 7, на самолёте – Б-25.
Ночью – 18, на самолёте Б-25-3, на самолёте А-20-Ж – 15.

Вся боевая жизнь Александра Вербицкого насыщена подвигами, мужеством и героизмом борца за честь и независимость нашей Родины.

5.2.1942 года экипажу в составе лётчика Героя Советского Союза Морозова, штурмана гвардии капитана Вербицкого и в/стрелка-радиста Жичаева было поручено выполнять задание по переброске боеприпасов для партизан, действующих в лесах Белоруссии. Несмотря на сложные метеоусловия, облачность 10 бал, Н – 300-400 мт., точно отыскал цель, сбросил груз и благополучно привёл самолёт на свой аэродром.
За образцовое выполнение этого задания Командующий Воронежским фронтом объявил экипажу благодарность.

28.2.1942 года экипаж в том же составе получил задание бомбардировать аэродром Брянск. В очень сложных метеоусловиях Вербицкий нашёл цель и, невзирая на ожесточённый огонь зенитных средств противника, метко сброшенными бомбами уничтожил 4 вражеских самолёта.
Успешность выполнения этого задания подтверждена и Командующий Воронежским фронтом экипажу объявил благодарность.

10.3.1942 года экипаж в том же составе производил бомбардирование аэродрома противника в районе города Орёл. На аэродроме находилось до 35 самолётов, был сильно защищён ПВО; 14 прожекторов, 4 батареи ЗА и до 5 батарей МЗА. В ожесточённом огне противника храбрый экипаж прорвался к цели и задание было выполнено.
От прямых попаданий бомб, сброшенных штурманом гвардии капитаном Вербицким, возникло несколько пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами, горели самолёты и склад с горючим.

5.9.1942 года при бомбардировании переправы в районе города Новгород-Севск, через реку Десна, при втором заходе на фотографирование, самолёт был атакован истребителем противника, самолёт получил повреждения и загорелся. Экипаж спасся на парашютах, а через несколько дней продолжал выполнять боевое задание с ещё большей ненавистью к врагу.

В 113 гвардейском АП НОБ ДД (ныне 27 гвардейский БАБП) гвардии капитан Вербицкий прибыл в ноябре месяце 1943 года. Отлично изучив новую материальную часть самолётов Б-25 и А-20-Ж, как лётчик, окончивший отлично переучивание, быстро вошёл в строй действующих экипажей ночных охотников-блокировщиков. Летает в составе экипажа: штурмана гвардии младшего лейтенанта Грошева, в/стрелка-радиста гвардии старшего сержанта Попова.

Совершая боевые вылеты на ночную охоту и блокировку аэродромов, железнодорожных перегонов и шоссейных дорог на самолёте А-20-Ж и Б-25 показал образец мужества и отваги, высокое лётное мастерство.

4 раза совершил налёт в центр фашистской Германии, из них 2 вылета на центр Германии – город Берлин, и 2 вылета в дни прорыва наших частей укреплённой полосы противника на подступах к Берлину.

Тов. Вербицкий всегда отличался настойчивостью, упорством в выполнении боевых заданий.

8.10.1944 года при блокировке аэродрома Оппельн, выполнив задание и возвращаясь домой, он обнаружил на железнодорожных путях станции Оппельн железнодорожный эшелон. Несколькими атаками он пушечно-пулемётным огнём зажёг эшелон.

20.12.1944 года в тёмную ночь, выполняя задание по блокированию железнодорожного участка, нашёл и поджёг железнодорожный эшелон на станции Спишские Влахи (18 км юго-восточнее Левоча).

23.12.1944 года, действуя на принципе «свободной охоты» на шоссе у деревни Комарно, обстрелял колонну автомашин врага. На шоссе от попадания снарядов и пуль загорелись автомашины, сопровождавшиеся взрывами.

23.3.1945 года на железнодорожной станции Грянице поджёг станцию и несколько цистерн с горючим, вызвав большой пожар и взрывы.

24.3.1945 года при выполнении боевого задания на железнодорожной станции Студенка обнаружил склад и сжёг его, вызвав большой пожар, который был виден на очень большом удалении.

20.4.1945 года при бомбардировке восточной окраины города Берлин, экипаж был атакован 2-мя истребителями противника типа «Ме-109». В лунную ночь вражеский истребитель 4 раза произвёл атаки. Умелым сочетанием манёвра и огня экипажа, управляемого тов. Вербицким, все атаки были отбиты и один вражеский самолёт, как видно подбитый, отвернув, пошёл с быстрым снижением к земле.

Самолёт т. Вербицкого в процессе боя получил до 12 пробоин.

Характерное для гвардии капитана Вербицкого безграничная любовь и преданность нашей Родине, партии и жгучая ненависть к врагу, источник его храбрости, мужества и отваги, проявляемых в бою.
Требовательный к себе и подчинённым, инициативный офицер. Свои знания и боевой опыт с любовью передаёт молодому лётному составу.
Как парторг эскадрильи, мобилизует весь личный состав АЭ на отличное выполнение заданий Командования.
Лично не имеет ни одного случая аварий и поломок.
Дисциплинированный, служит примером организованности и порядка. Политически развит, морально устойчив.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, представляю гвардии капитана Вербицкого Александра Евлампиевича к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 27-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брестского полка гвардии подполковник Дедов-Дзядушинский.
3 мая 1945 года. 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Подвиги, ставшие легендой. - Донецк: Донбас, 1985