Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Трапезников Вадим Александрович

 
Трапезников Вадим Александрович
28.11.1905 - 15.08.1994
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 27.11.1965

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Трапезников Вадим Александрович – директор Института автоматики и телемеханики.

Родился 15 (28) ноября 1905 года в Москве в интеллигентной семье. Учился в московской гимназии № 1, но Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война прервали его учёбу.

Свою трудовую деятельность начал в 13 лет: он стал лаборантом "Кооперахимии", затем был нивелировщиком изыскательской партии, потом – метеорологом "Мосхоза". Одновременно с работой учился и в 1921 году окончил трудовую школу. В том же году поступил в Московский государственный университет, в 1923 году перевелся в Московское высшее техническое училище на электромеханический факультет, который окончил в 1928 году. Его дипломная работа называлась "Электрическое освещение поездов".

С 1928 по 1933 год работал во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ). Уже в 1929 году он публикует свою первую работу "Исследование машины Розенберга". Главным направлением его научной деятельности в ВЭИ стали поиски оптимальных параметров самой массовой продукции электротехнической промышленности – асинхронных двигателей. В период с 1930 по 1946 год он публикует по этой проблеме 42 статьи, в основном в журналах "Электричество" и "Электротехническая промышленность". За пять лет он прошёл путь от техника до начальника отдела ВЭИ.

В 1933 году В.А. Трапезников переходит в "Оргэнерго" бригадным инженером и к 1938 году становится главным инженером мастерских автоматики. Сам В.А. Трапезников считал началом своей серьёзной работы в автоматике 1935 год. В 1936 году он получает первое авторское свидетельство № 48911 "Устройство для автоматического регулирования температуры, давления и других величин".

С 1934 по 1937 год В.А. Трапезников – член Экспертного совета по всесоюзным сериям электрических машин. В 1937 году выходит его монография "Основы проектирования серий асинхронных машин". В этот же период формировалась техническая политика нашей электротехнической промышленности по созданию серии асинхронных двигателей.

В 1938 году его приглашают на должность начальника лаборатории автоматики в Центральный научно-исследовательский институт хлопчатобумажной промышленности. Одновременно он продолжает работать по проблематике электрических машин.

С 1930 года ведёт преподавательскую работу, сначала ассистентом, а затем преподавателем и профессором Московского энергетического института (МЭИ). В начале 1938 года ему без защиты присуждается в МЭИ учёная степень кандидата технических наук, а в конце 1938 года он защищает докторскую диссертацию "Основы разнопольного проектирования асинхронных машин".

5 июля 1941 года В.А. Трапезников переходит в Институт автоматики и телемеханики на должность старшего научного сотрудника. Вскоре он создаёт новую лабораторию технических средств автоматики. Из работ этой лаборатории в Москве, а затем в эвакуации в Ульяновске наиболее известны нашедшие применение в оборонной промышленности автоматы для развески сыпучих тел (разного рода порохов) и контроля изделий массового производства. Работа В.А. Трапезникова в годы войны отмечена многими поощрениями, а в 1946 году – медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В 1947 году он совместно с группой сотрудников издает в "Оборонгизе" книгу "Автоматический контроль размеров".

В 1953 году избирается членом-корреспондентом, а в 1960 году – действительным членом Академии наук СССР.

В 1951 году В.А. Трапезников назначается директором Института автоматики и телемеханики. Одновременно, в течение тринадцати лет с 1965 по 1978 год он, не покидая поста директора Института, работал первым заместителем председателя Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ).

С приходом В.А. Трапезникова на должность директора были развёрнуты работы в области электрической, пневматической и гидравлической ветвей средств автоматизации.

В рамках реализации электрической ветви были построены образцы электрических регуляторов и следящих систем. Но основное внимание уделялось созданию аналоговых электронных моделирующих установок (ЭМУ). Интерес к таким установкам стимулировался тем, что они были единственным доступным в конце 1940-х – начале 1950-х годов вычислительным средством, позволявшим моделировать работу системы управления летательными аппаратами. Никаких других технических средств, полезных при решении проблемы анализа динамики нелинейных систем автоматического регулирования, тогда попросту не было. С 1946 по 1960 год было разработано десять поколений ЭМУ.

В.А. Трапезникову удалось создать квалифицированный и дружный коллектив (именно такие качества исследовательских групп он всегда ценил особенно высоко). В результате, по-видимому, впервые в СССР, удалось создать операционный усилитель с автоматической компенсацией дрейфа нуля и достаточно высоким коэффициентом усиления. Ведущими разработчиками были сотрудники лаборатории № 9: В.А. Трапезников, Б.Я. Коган, Д.Е. Полонников, В.В. Гуров. Эта совместная работа с НИИСчётмашем была отмечена в 1951 году Государственной (тогда Сталинской) премией.

Не менее оригинальное и конструктивное развитие получили пневматическая и гидравлическая ветви средств автоматизации. Благодаря хорошему взаимодействию с заводом "Тизприбор" (Москва) были доведены до массового применения агрегатная унифицированная система пневматических приборов (АУС), а затем унифицированная система элементов промышленной пневмоавтоматики (УСЭППА).

В это же время в Институте зарождается новое направление – струйная техника (пневмоника). Промышленный выход нашли комбинированные струйно-мембранные элементы. Достаточно успешно развивалась гидравлическая ветвь средств автоматизации. К концу 1960-х годов было начато промышленное освоение универсальной системы элементов гидроавтоматики (СЭГРА).

Широкий спектр работ по средствам автоматизации и естественная потребность в обобщении накопленных научных результатов привели в конце 1950-х годов к разработке Государственной системы приборов автоматики (ГСП), в основу которой был положен агрегатный принцип. В.А. Трапезников всячески поощрял эту работу.

Переход Института в двойное подчинение – Академии наук СССР и Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления – позволил эффективно реализовать идею ГСП. Государственная система приборов автоматики стала на долгие годы основой технической политики министерства.

В конце 1950-х годов с появлением полупроводниковой и ферритной техники В.А. Трапезников стимулирует работы по созданию серий логических элементов и систем логического управления. В своей лаборатории № 9 он организует группу молодых специалистов для создания управляющей цифровой вычислительной машины, которая в дальнейшем послужила прообразом целого класса вычислительных машин оборонного назначения.

Работы в области логических элементов и устройств вдохновили специалистов на проведение исследований по дискретным средствам автоматизации. По воле В.А. Трапезникова, из состава лаборатории № 3 выделяются три новые лаборатории – три научных направления: по созданию средств и систем технического диагностирования объектов; систем массового обслуживания и конкретно систем резервирования и продажи авиабилетов для "Аэрофлота"; параллельных цифровых высокопроизводительных вычислительных машин с перестраиваемой структурой.

В нашей стране эти новые направления были пионерскими и оказали значительное воздействие на развитие средств автоматизации и расширение сфер их применения.

Трудности внедрения теоретических новинок теории управления в автоматизацию производства заставили В.А. Трапезников заняться этой проблемой более обстоятельно. Главную причину сложностей с внедрением он видел в отсутствии экономической заинтересованности в результатах автоматизации на отечественных предприятиях. При жёстком планировании объёмов выпуска продукции и ещё более жесткой регламентации цен, штатных расписаний и других плановых параметров внедрение новшеств не приносило руководителям промышленных предприятий ничего, кроме лишних проблем.

Все последующие годы В.А. Трапезников целенаправленно занимался поиском путей облегчения и упрощения внедрения достижений науки. Он называл это проблемой научно-технического прогресса в народном хозяйстве. В.А. Трапезниковым было внесено немало предложений по путям её решения, он выступал с докладами, публиковал статьи в центральной прессе и на посту первого заместителя председателя ГКНТ СССР не жалел сил на конструктивное решение проблемы внедрения. Свои поиски в этой области он подытожил в 1983 году в книге "Управление и научно-технический прогресс".

К концу 1950-х годов сложилось так, что большинство новаторских предложений Института не находили полноценного практического применения. Поворот к прикладным проблемам был продиктован не только логикой развития самой области знаний – автоматикой, но и условиями жизни научно–исследовательских институтов в экономической системе социализма. При любой результативности теоретических исследований, не приводящей к прямой практической отдаче народному хозяйству, трудно было рассчитывать на серьёзное развитие материальной базы институтов.

Именно в это время, в 1958 году, академик А.П. Александров предложил В.А. Трапезникову принять участие в конкурсе предэскизных проектов глубокой комплексной автоматизации нового класса атомных подводных лодок – истребителей подводных и надводных кораблей вероятных противников.

Взяв на себя общее руководство подготовкой предложения по проекту, В.А. Трапезников ввёл новую для Института организацию работ. Рассматриваемая проблема была разбита на несколько подпроблем-направлений, для решения каждой из которых были созданы межлабораторные группы со специально назначенными руководителями.

В.А. Трапезников приложил огромные усилия, чтобы за время, чуть большее года, организовать в Институте работу над столь масштабным проектом. Были налажены регулярные рабочие контакты с теми организациями, которые должны были предоставить всю исходную информацию. В результате к концу 1959 года были подготовлены 8 томов предэскизного проекта, которые 30 декабря передали заказчику – Технической службе Военно-морского флота. Комиссия, подводившая итоги, признала предложения Института наиболее подходящими. Главными достоинствами проекта были единая концепция построения управляющих систем и глубокая унификация технических средств автоматизации и многих других решений.

Вскоре Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР В.А. Трапезников был назначен научным руководителем комплексной автоматизации атомных подводных лодок, а Институт привлекли к выполнению научных исследований, предназначенных для обеспечения проектных работ.

Невозможно переоценить всю сложность и ответственность работы, которую пришлось возглавить тогда В.А. Трапезникову. В обеспечении заданных тактико-технических характеристик проектируемого корабля автоматизации предстояло сыграть особую роль. В конструкции корабля использовались новейшие научные разработки того времени, причём не только в части систем автоматизации и управления. Даже конструкция и форма корпуса атомной подлодки была сверхоригинальна: такой лодки ещё никто не видел.

Впоследствии все разработки для атомных подводных лодок (с некоторыми модификациями) были перенесены на новую серию атомных ледоколов "Арктика", "Сибирь" и другие. Научное руководство автоматизацией новых ледоколов также выполнял Институт проблем управления во главе с В.А. Трапезниковым.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1965 года за выдающиеся заслуги в области автоматического управления и в связи с шестидесятилетием со дня рождения академику Трапезникову Вадиму Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

В ноябре 1971 года первый вариант лодки-истребителя, получившей в западной печати наименование "Голубой кит", вышел в море под командованием капитана 1-го ранга А.С. Пушкина и прошёл Государственные испытания. Лодка второго варианта – основного, была испытана под командованием капитана 1-го ранга А.У. Аббасова и принята на вооружение флота в 1978 году.

Последующая эксплуатация кораблей этой серии подтвердила, что выбранный объём автоматизации и весь комплекс технических решений обеспечили достаточно качественное и надёжное функционирование систем корабля во всех режимах эксплуатации. Этот проект оказал серьёзное воздействие на всё последующее развитие процесса автоматизации кораблей не только уровнем совершенства заложенных в него технических решений, но и преодолением извечной боязни объёмной автоматизации, которая до реализации этого проекта бытовала в кругу высокопоставленных лиц, ответственных за техническую политику кораблестроения в нашей стране.

В 1981 году за научное руководство работами по автоматизации первой в нашей стране атомной подводной лодки–истребителя (проект 705) ему присуждается Ленинская премия.

В 1987 году в возрасте 82-х лет В.А. Трапезников ушёл с поста директора Института, несколько месяцев работал главным научным сотрудником в лаборатории № 5 и вскоре был утвержден почётным директором Института.

Жил в городе-герое Москве. Умер 15 августа 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Академик Академии наук СССР (1960; член–корреспондент 1953). Почётный член Венгерской и Чехословацкой Академии наук.

Лауреат Ленинской премии (1981). Лауреат Сталинской премии (1951).

Награжден двумя орденами Ленина (1965, 1985), орденом Октябрьской Революции (1975), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1949, 1971), орденом Дружбы народов (1981), медалями.

Его именем назван Институт проблем управления РАН, на здании которого установлена мемориальная доска.

 

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Учёные МГУ ‒ действительные члены и члены-корреспонденты РАН. ‒ М., 2004.