Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Гарцуев Павел Николаевич

 
Гарцуев Павел Николаевич
04.01.1905 - 23.12.1969
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 63
Орден Ленина № 15473


Гарцуев Павел Николаевич – начальник Кировской железной дороги.

Родился 4 января 1905 года в городе Петербурге в семье железнодорожника. Окончил начальную школу, два года учился в городском училище. Но учебу окончил, в 14 лет пошел работать.

Устроился учеником слесаря в депо Петроград-Пассажирский Московский. На следующий года стал учащимся Политехникума путей сообщения (ныне - Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта). После окончания техникума в 1924 году вернулся в свое депо и стал работать слесарем, потом техником по ремонту паровозов, помощником машиниста и со временем сам повел локомотив.

В 1928 году был призван в Красную Армию, службу проходил в артиллерийской бригаде. После демобилизации был направлен на орудийный завод «Большевик» в Ленинграде. Вскоре был направлен на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), где учился на факультете эксплуатации железных дорог.

По окончанию института был направлен инженером на станцию Ленинград-Товарный Витебский. Затем работал инженером отделения движения, диспетчером, заместителем начальника службы движения Октябрьской железной дороги. В декабре 1937 года назначен начальником Волховстроевского отделения движения Кировского железной дороги.

В мае 1939 году приказом наркома Кагановича назначен заместителем начальником Кировской железной дороги. Когда дорога стала прифронтовой, во время войны с Финляндией, пришлось работать в трудных условиях, осложнявшихся еще и суровым климатом. П.Н. Гарцуев успешно справлялся со своими обязанностями, в конце 1939 года был награжден орденом «Знак Почета».

В декабре 1940 года принял руководство Кировской железной дорогой. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. В начало военных действия приступил к переводу работы дороги на военные рельсы. Уде с утра 24 июня магистраль перешла на график военного времени. В сентябре 1941 года управление дорогой было передислоцировано из Петрозаводска в Беломорск.

Сложность обстановки усугублялось еще и тем, что на протяжении 1500 км дорого проходила в прифронтовой полосе и гитлеровское командование всеми силами старалась отрезать Москву и Ленинград от Мурманского порта. Когда врагу удалось перерезать магистраль на двух участках Лодейное поле – Свирь и Петрозаводск – Масельская, грузы из составы пошли по новой, недавно построенной ветке Сорокская – Обозерская и дальше через Вологду и Ярославль. Эта линия надежно работала все военные годы, обеспечивала вывоз грузов, поступавших в Мурманск, а также снабжение Северного флота. В эти трудные дни начальник дороги усело организовал работу многотысячного коллектива Кировской магистрали. Одновременно, с ноября 1941 года, П.Н. Гарцуев выполнял обязанности уполномоченного наркомата по Карельскому фронту.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Гарцуеву Павлу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

П.Н. Гарцев руководил Кировской магистралью до конца войны. В июле 1944 года Управление дороги вернулось в освобожденный Петрозаводск.

В 1945 году был назначен начальником Северо-Кавказской железной дороги. Несмотря на сложную обстановку - магистраль отставала по многим показателям, многие сооружения были разрушены – уже в 1946 году план погрузки дорога выполнила на 104,4%, в том числе по каменному углю – на 107,6%. В мае 1949 году Гарцуеву присвоено персональное звание генерал-директора движения II ранга. Руководил дорогой 13 лет, за это время магистраль преобразилась: были полностью залечены раны, нанесенные войной, проведена техническая реконструкция всех служб дорожного хозяйства, завершена электрификация главных ходов дороги.

В 1959-1964 годах руководил Молдавской железной дорогой. Затем три года работал в Чехословакии в качестве эксперта Бюро по эксплуатации общего парка грузовых вагонов. По окончанию командировки вернулся в Москву и вышел на пенсию.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 23 декабря 1969 года.

Награжден четырьмя орденами Ленина (1942, 1943, 1954, 1959), орденами Отечественной войны 1-й степени (1945), «Знак Почёта» (1939), медалями; двумя знаками «Почётный железнодорожник».

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т