Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Каштанкин Виктор Николаевич

 
Каштанкин Виктор Николаевич
06.02.1910 - 23.03.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 31.05.1945

    Памятники
  Воинский мемориал (вид 1)
  Воинский мемориал (вид 2)


Каштанкин Виктор Николаевич – помощник командира 7-го гвардейского штурмового авиационного полка (9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии майор.

Родился в 1910 году в селе Большие Ключищи Ульяновского района Ульяновской области в семье железнодорожника. Русский. Работал по хозяйству с детства, а когда ему исполнилось шестнадцать лет, стал водить по полям трактор.
С 1927 года жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), работал учеником токаря на машиностроительном заводе им. Карла Маркса. В 1929 году был призван на службу в Военно-Морской Флот.
В 1930 году стал курсантом Военно-теоретической школы летчиков ВВС РККА. После окончания в 1932 году этой школы был направлен в Ейское морское авиационное училище. После окончания училища в 1936 году направлен в авиационную школу командиров звеньев.

В составе авиации Балтийского флота принимал участие в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов, за отличие в боевых вылетах награжден орденом Красного Знамени.

В феврале 1941 года капитан Каштанкин был назначен командиром 81-й отдельной авиаэскадрильи морских ближних разведчиков - гидросамолетов МБР-2, базировавшейся на полуострове Ханко.

Во время Великой Отечественной войны совершил в этой эскадрилье 31 боевой вылет. В ноябре 1941 года эскадрилья была расформирована, капитан Каштанкин был направлен в запасной полк для освоения штурмовика Ил-2.
Закончив учебу, назначен перегонщиком самолетов, перегонял самолеты Ил-2 с завода – изготовителя в окруженный врагом Севастополь.

С июня 1942 года капитан Каштанкин командовал отдельной штурмовой авиаэскадрильей на Южном фронте. В одном из боевых вылетов его самолет был подбит, а сам он тяжело ранен, однако вернулся на подбитой машине на аэродром.
После излечения осенью 1942 года был направлен в запасной полк. В марте 1943 года ему было присвоено звание майора. Вскоре он получил назначение командиром 37-го штурмового авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота.

В январе 1944 года его рапорт с просьбой об отправке на фронт был удовлетворен. Майор Каштанкин был направлен в распоряжение командования ВВС Краснознаменного Балтийского флота, где был назначен помощником командира по летной подготовке 7-го гвардейского штурмового авиационного полка.
Особо отличился при выполнении 5-го боевого вылета в этом полку.

При штурмовке кораблей противника в Нарвском заливе севернее порта Кунда (Эстония) 23 марта 1944 года его самолет был подбит зенитным огнем. Летчик направил свою горящую машину на вражеский сторожевой корабль, таранил и потопил его.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года Каштанкину Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награжден орденами Ленина (31.05.1945), Красного Знамени.

В Ульяновске именем В.Н.Каштанкина названа улица. На родине В.Н.Каштанкина – в селе Большие Ключищи имя Героя носят улица, переулок и средняя школа. Там же установлен бюст Героя.
Имя Героя увековечено на одной из стел воинского мемориала «Авиаторам Балтики» в поселке Мурино Ленинградской области.

В феврале 1941 года капитан Каштанкин был назначен командиром авиаэскадрильи морских ближних разведчиков - гидросамолетов МБР-2, базировавшихся на полуострове Ханко.

В первые же дни войны начались боевые вылеты. Аэродром постоянно обстреливали с финской территории. Тогда командование решило оставить на Ханко истребители для защиты неба, а другие самолеты перебазировать ближе к главной базе флота — Таллину, потом – на остров Эзель. На гидропланах МБР-2 летчики бомбили вражеские транспорты в Балтийском море, вели разведку, разгромили аэродром противника. Вскоре капитан Каштанкин потопил вражеский транспорт.

Через некоторое время, успешно выполнив боевое задание, группа самолетов во главе с капитаном Каштанкиным возвращалась к своему аэродрому. Штурман самолета заметил на воде крупный транспорт противника. Однако боеприпасы были уже израсходованы. Каштанкин приказал радисту вызвать бомбардировщики, приказал группе следовать на свой аэродром, но сам не ушел от транспорта, летал в отдалении, передавал по рации об изменении курса. Бомбардировщики не заставили себя долго ждать. Они ударили по транспорту и потопили его.

Были и такие задания, на которые капитан Каштанкин вызывался сам. Так была сфотографирована батарея противника, укрытая в каменистом извилистом береге, которая не давала свободно проходить нашим кораблям. Для отвлечения внимания зенитчиков к батарее вылетела демонстративная группа истребителей. По ним враг и открыл интенсивный огонь. По батарее ударил наш крейсер. В это время Каштанкин вынырнул из-за облаков к позициям врага. Вокруг его самолета замелькали шапки разрывов — артиллеристы поняли наш маневр, но летчик уже успел засечь тяжелые орудия.

В первой половине августа 1941 года гитлеровцы повели мощное наступление на Ленинград. К концу месяца противнику удалось выйти на ближние подступы к городу.

В одном из разведывательных полетов на фотографирование железнодорожной станции самолет Каштанкина был подбит зенитной артиллерией, но летчик, выполнив задание, довел поврежденную машину до своего аэродрома. В одном из последующих вылетов он был ранен. Через несколько недель вернулся в строй. Его эскадрилья летала на бомбежку дальнобойных орудий, обстреливавших Ленинград.

В ноябре 1941 года эскадрилья по решению командования была расформирована, а капитан Каштанкин был отправлен в запасной полк для освоения штурмовика Ил-2. Закончив учебу, капитан Каштанкин был назначен перегонщиком самолетов и стал перегонять самолеты Ил-2 с завода – изготовителя в окруженный врагом Севастополь. Иногда приходилось под огнем и садиться, и заруливать в укрытия, и улетать на транспортных самолетах за новыми Илами. Летчиками – перегонщиками владело одно стремление: быстрее доставить машины героическому городу, не потерять ни одной из них в трудном и опасном пути, на котором не раз их подстерегали вражеские истребители.

После падения Севастополя в июне 1942 года капитан Каштанкин стал командовать отдельной штурмовой авиаэскадрильей на Южном фронте. Летчики наносили удары по наземным войскам противника, скоплениям судов в портах Керченского и Таманского полуостровов. За короткое время эскадрилья капитана Каштанкина потопила 12 транспортов, уничтожила 63 самолета и немало другой вражеской техники и живой силы.

В передовице газеты «Красный флот» было написано: «Наиболее эффективно действуют по аэродромам наши самолеты-штурмовики. Подразделение, которым командует капитан Каштанкин, только за один вылет бомбами и пулеметно-пушечным огнем уничтожило и повредило на земле свыше 20 вражеских самолетов... За короткий срок они разрушили несколько переправ, сожгли много танков, истребили сотни гитлеровцев...»

В одном из полетов на штурмовку самолет Каштанкина был подбит, а сам он тяжело ранен, однако вернулся на подбитой машине на аэродром.

Из госпиталя он вышел осенью 1942 года и был направлен в запасной полк. В марте 1943 года ему было присвоено звание майора. Вскоре он получил назначение на Тихоокеанский флот. На его рапорт о посылке на фронт ответили, что его боевой опыт принадлежит не ему одному, его надо передавать молодежи, помогать осваивать новые машины, которые только начали получать дальневосточники.

Каштанкин был назначен командиром 37-го штурмового авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота. Началась напряженная учеба. Много часов он провел в воздухе, летал с каждым командиром эскадрильи и командиром звена. Часть майора Каштанкина была на Тихоокеанском флоте на хорошем счету. Летчики отличались высокой подготовкой, подразделения — слетанностью. Он готовил пилотов с учетом изменений в технике и тактике, воспитывал у них решительность, самоотверженность, мужество.

Во время службы на Дальнем Востоке Каштанкин не терял надежды вернуться на фронт. Решив, что такое время пришло, он подал рапорт генералу, своему начальнику. В январе 1944 года его просьбу удовлетворили. Майора Каштанкина направили в распоряжение командования ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Он получил назначение в стоявший под Ленинградом 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк помощником командира по летной подготовке.

Каштанкин вернулся в только что освобожденный от блокады Ленинград в начале 1944 года. На новом месте службы Каштанкин с головой ушел в боевую работу. Он водил на штурмовку группы Илов. Его действия в воздухе были примером для летчиков. Он стремился выходить на цели поточнее, поразить их с первого захода, умело использовал облачность и характер местности. Как помощник командира полка он был требователен к людям, заботился о них, учил умело действовать в бою.

В те дни летчики поддерживали пехоту, наносили удары по вражеским позициям. Гитлеровская авиация стала активнее противодействовать налетам, поэтому все чаще штурмовики летали с истребителями прикрытия.

6 марта 1944 года во главе группы из 8 самолетов Ил-2 гвардии майор Каштанкин произвел боевой вылет на штурмовку артиллерийско-минометных позиций противника на северо-западной окраине города Нарва. Несмотря на заградительный зенитный огонь, бомбоштурмовым ударом в группе уничтожил 5 дзотов, подавил огонь 3 минометных батарей.

Еще более удачными были действия летчиков-штурмовиков 18 марта в районе бухты Кясму Лахт. Здесь наши разведчики обнаружили большое скопление кораблей и судов. 7-й гвардейский авиаполк повел на задание сам командир гвардии майор Мазуренко. Каштанкин возглавлял группу Илов. При штурмовке летчики потопили три транспорта, один из которых уничтожил Каштанкин.

23 марта 1944 года воздушная разведка обнаружила в Нарвском заливе две группы кораблей противника общей численностью до полутора десятков вымпелов. Группе самолетов 7-го гвардейского авиационного полка было приказано атаковать противника. Вел семерку командир полка Герой Советского Союза гвардии майор Мазуренко. Каштанкин был ведущим одной из пар. Воздушным стрелком у него был гвардии младший сержант Кузнецов.

Во время штурмовки в самолет Каштанкина врезался вражеский снаряд. Самолет загорелся. Каштанкин развернул горящую машину и круто спикировал на вражеский сторожевой корабль, врезавшись в его самую середину. Прогремел взрыв, и сторожевик со всем экипажем пошел ко дну.

Жестоко отомстили летчики врагу за гибель боевых товарищей. Фашистский конвой был разгромлен наголову. Всего в этом бою балтийские лётчики уничтожили два транспорта, два сторожевых корабля и сторожевой катер.

 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

За период Отечественной войны имеет 31 боевой вылет на самолнте МБР-2 в 81 ОАЭ ВВС КБФ.
За время пребывания в 7 ГПШАП с 27 февраля 1944 года произвел 5 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, летая на штурмовку кораблей противника в бухте Кясму-Лахт, в районе севернее порта Кунда, штурмовку артиллерийско-минометных позиций и батарей на северо-западной окраине города Нарва в районе Рейги.

За это количество боевых вылетов в группе уничтожил и повредил: ТР- 3, СКА – 1, минометных батарей – 3, дзотов – 7. Убито и ранено до 100 человек живой силы противника. Лично таранил и потопил  СКР.
В боях за социалистическую Родину проявил себя смелым, решительным и отважным воздушным бойцом. В целях победы над врагом способен идти на любой риск, не щадя своей жизни.

Вот некоторые примеры выполнения боевых заданий командования гвардии майором Каштанкиным:

6.03.1944 года в группе 8 самолетов Ил-2 произвел боевой вылет на штурмовку артиллерийско-минометных позиций на северо-западной окраине города Нарва. Бомбо-штурмовым ударом в группе уничтожил 5 дзотов, подавил огонь трех минометных батарей.

18.03.1944 года в группе 17 самолетов Ил-2 произвел боевой вылет на штурмовку кораблей противника в бухте Кясму-Лахт. Бомбо-штурмовым ударом потопил 2 ТР и 1 повредил.

23.03.1944 года в группе 7 самолетов Ил-2 произвел боевой вылет на штурмовку корабле противника в 15-20 км севернее губы Кунда. Во время атаки его самолет был подбит зенитным огнем противника.
Пренебрегая жизнью, на подбитом самолете таранил СКР противника, который взорвался и затонул, геройски погиб и сам.
Верный сын нашего народа гвардии майор Каштанкин совершил героический подвиг для своего последнего сокрушительного удара по врагу.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий командования в войне с немецкими захватчиками, гвардии майор Каштанкин достоин представления к званию Героя Советского Союза посмертно.

Командир 7 ГПШАП Герой Советского Союза гвардии майор Мазуренко
30 марта 1944 года

Фото Героя - из фондов Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А.Гончарова, предоставлено сотрудником музея И.А.Павловым, за что составитель от имени сайта выражает благодарность.

Биография предоставлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск)

    Источники
 Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Золотые Звёзды тихоокеанцев. Владивосток, 1982
 Макеев В.Ф. Море в огне. — М.: ДОСААФ, 1980.