Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Смоктуновский Иннокентий Михайлович

Смоктуновский Иннокентий Михайлович

28.03.1925 - 03.08.1994

Герой Социалистического Труда

Даты указов

08.06.1990

Медаль № 20989

Орден Ленина № 460084

Смоктуновский (псевдоним; настоящая фамилия – Смоктунович) Иннокентий Михайлович – Актёр Московского Художественного академического театра СССР имени А. П. Чехова, народный артист СССР.

Родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской области в крестьянской семье. Русский. Участник Великой Отечественной войны с 1943 года. Сражался на передовой, участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. Несколько месяцев воевал в партизанском отряде имени В.И.Ленина Каменец-Подольского соединения. В мае 1944 года произошло соединение партизанского отряда с регулярными частями Красной армии. В звании старшего сержанта, командира отделения автоматчиков 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии Смоктуновский был удостоен медали «За отвагу». Закончил войну в немецком городе Гревесмюлен.

После войны Смоктуновский учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А.С.Пушкина (1945-1946). Недоучившись, он уехал в город Норильск, где играл во Втором Заполярном театре (1946-1951), а затем в театрах Махачкалы и Сталинграда (1951-1954).

В 1954 году провинциальный актер приехал в Москву, но устроиться в столичные театры ему не удавалось. В 1955-1956 годах он числился актером театра-студии киноактера при «Мосфильме». В эти годы он начал сниматься в кино в эпизодических ролях (дебют в фильме «Убийство на улице Данте», 1956).

После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1956) Смоктуновский был замечен Г.А.Товстоноговым, который пригласил актера на роль князя Мышкина в спектакль «Идиот» по Ф.М.Достоевскому в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ). Игра Смоктуновского в этом спектакле выдвинула его в первый ряд отечественных актеров. Зрителю открылся трагик нового типа: без бытовых красок и прямой житейской узнаваемости Смоктуновский поражал зыбкими переходами и нюансами психических состояний. На сцене БДТ Смоктуновский играл до 1960 года, его сотрудничество с Г.А.Товстоноговым закончилось по разным причинам личного и творческого порядка, одной из главных стало увлечение актера кинематографом, где его ожидала всенародная слава.

В 1960-х годах Смоктуновский главным образом работал в кино, был одним из самых снимающихся актёров отечественного кинематографа. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию таких разноплановых образов, как мужественный геолог Сабинин («Неотправленное письмо», 1959) и возвышенный Моцарт («Моцарт и Сальери», 1962). Большой удачей Смоктуновского стала роль физика Куликова («Девять дней одного года», 1961), в которой ему удалось соединить высокий интеллектуализм и притягательную безыскусственность.

Творческой вершиной актера явилась роль Гамлета в одноименном фильме 1964 года режиссёра Г.М.Козинцева (Ленинская премия, 1965; диплом СК СССР на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, 1964; премия «Золотая доска» на Международном кинофестивале в Венеции, 1964; приз «Серебряное блюдо» на Международном кинофестивале в Панаме, 1965; лучший иностранный актер года, 1965, Англия). Углубленное погружение в роль помогло актеру создать современный по звучанию шекспировский образ, неприемлющий фальши, обладающий обостренным чувством справедливости, открытый добру и правде. В роли Деточкина в фильме Э.А.Рязанова «Берегись автомобиля» (1966; приз «За лучшее исполнение мужской роли» на Международном кинофестивале в Картахене, Колумбия, 1969) ярко проявилось комедийное дарование Смоктуновского (особенно примечательны эпизоды, связанные с репетициями «Гамлета», где естественно возникала параллель с сыгранной ролью в экранизации Г.М.Козинцева).

Незаурядному многогранному таланту Смоктуновского оказались подвластны любые роли, и каждая из них укрепляла его репутацию как выдающегося актера современности. Среди сыгранных им ролей – лучшие образы русской классики: Порфирий Петрович («Преступление и наказание» по Ф.М.Достоевскому, 1969; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1971), Войницкий («Дядя Ваня» по А.П.Чехову, 1970; приз на фестивале советских фильмов в Сорренто, 1972), Сальери и Барон («Маленькие трагедии» по А.С.Пушкину, 1980), грандиозная роль Чайковского в одноименном фильме И.В.Таланкина (1969; приз «За лучшую мужскую роль» на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, 1969). Актер не оставлял своим вниманием и современные характеры: фильмы «Романс о влюбленных», «Исполнение желаний», «Дочки-матери» (все – 1974).

В 1972-1976 годах актер работал в Московском Малом театре, где блестяще сыграл роль царя Федора (спектакль «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, 1973). В этом образе актер представил царя человеком, мучительно переживающим свою душевную слабость, осознающим непосильность задач по управлению государством.

В 1974 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

В 1976 году по приглашению О.Н.Ефремова актер пришел во МХАТ имени М.Горького (с 1989 – МХАТ имени А.П.Чехова, в котором работал до самой смерти). Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»). В роли Иванова актер выделял тему бессилия, разочарования, тоски и суда над собой.

Указом Президента СССР от 8 июня 1990 года за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства артисту Московского Художественного академического театра СССР имени А.П. Чехова Смоктуновскому Иннокентию Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Всего Смоктуновский снялся более чем в 80-ти фильмах, среди неупомянутых: «Как он лгал её мужу» (1956), «Рядом с нами», «Шторм» (оба – 1957), «День первый», «Ночной гость» (оба – 1958), «Дорогой бессмертия» (1959), «До будущей весны» (1960), «Високосный год» (1961), «На одной планете» (1965), «Первый посетитель», «Маленький принц» (оба – 1966), «Первая любовь», «Степень риска», «Живой труп» (все – 1968), «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1971), «Укрощение огня» (1972), «Москва – Кассиопея» (1973), «Зеркало», «Отроки во Вселенной» (оба – 1974), «Звезда пленительного счастья», «Они сражались за Родину» (оба – 1975), «Выбор цели», «Анна и командор» (оба – 1976), «Легенда о Тиле», «Принцесса на горошине», «Степь», «В четверг и больше никогда», «Враги» (все – 1977), «Бархатный сезон», «Барьер», «Москва слезам не верит» (все – 1979), «Крепыш», «Рожденные бурей», «Шутка?» (все – 1981), «Кража», «Пиковая дама» (оба – 1982), «Двое под одним зонтом», «Поздняя любовь», «Уникум» (все – 1983), «Мёртвые души» (1984), «Дети солнца», «Сестра моя Люся», «Русь изначальная» (все – 1985), «Загадочный наследник», «Гардемарины, вперёд!», «На исходе ночи», «Очи чёрные», «Первая встреча – последняя встреча» (все – 1987), «Ловушка для одинокого мужчины», «Дамский портной» (премия «Ника»; приз на Международном кинофестивале в Сан-Ремо), «Дина» (все – 1990), «Гений», «Дело Сухово-Кобылина», «Линия смерти», «Осада Венеции», «Откровение Иоанна Первопечатника» (все – 1991), «Золото», «Истоки», «Убийца», «Хочу в Америку» (все – 1993), «Белый праздник», «Заколдованные» (оба – 1994), «Вино из одуванчиков» (1995).

Жил в Москве. Умер 3 августа 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 3 орденами Ленина (22.06.19971; 27.03.1985; 08.06.1990), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Дружбы народов (07.08.1981), 2 медалями «За отвагу» (19.10.1943; 18.02.1945), другими медалями.

Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971), Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского (1994), премии «Ника» в номинации «За вклад в киноискусство» (1993).

Автор книг «Время добрых надежд» (1979) и «Быть!» (1999).


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Народные артисты Советского Союза. Том 2. – Москва, 2007.