Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Ефремов Олег Николаевич

 
Ефремов Олег Николаевич
01.10.1927 - 24.05.2000
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 30.09.1987 Медаль № 20862
Орден Ленина № 459771

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Ефремов Олег Николаевич – художественный руководитель Московского художественного академического театра СССР имени А.П. Чехова, народный артист СССР.

Родился 1 октября 1927 года в Москве. Русский.

Весной 1945 года, выдержав огромный конкурс, Ефремов стал студентом актерского факультета Школы-студии МХАТ (педагоги – М.Н. Кедров и В.О. Топорков). В 1949 году, по окончании Школы-студии МХАТ, Ефремов вступил в труппу Центрального Детского театра (ЦДТ). После блистательно сыгранного Ивана-дурака, Ефремов привлек внимание режиссера и педагога ЦДТ М.О. Кнебель. Тогда же в театр принес свои первые пьесы В.С.Розов. Роль независимого рабочего паренька Кости из пьесы В.С.Розова «Страницы жизни» сразу сделало Ефремова всеобщим любимцем. В 1954 году судьба свела Ефремова с молодым режиссером А.В. Эфросом, который поставил на сцене ЦДТ пьесу В.С. Розова «В добрый час!». Ефремов сыграл в спектакле одну из главных ролей. С тех пор общность театральных устремлений подружила Ефремова с А.В. Эфросом на всю оставшуюся жизнь.

В 1955 году Ефремов дебютировал в качестве режиссера на сцене своего театра комедией «Димка-невидимка» В. Коростылёва и М. Львовского. Удача первой постановки во многом предопределила судьбу Ефремова как одного из новых лидеров советской театральной режиссуры второй половины XX века. Начиная с 1960-х годов имя Ефремова-режиссера засияло на сцене рядом с именами Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса и Ю.П. Любимова. Путь к вершинам режиссуры для Ефремова начался и продолжался, в течение всей жизни, через постижение и открытие парадоксов и метаморфоз древнейшей актерской профессии. В режиссуре Ефремова актер утвердился, как главная, ключевая фигура.

За семь лет работы на сцене ЦДТ Ефремов сыграл более двадцати ролей. Сценические герои Ефремова, мало меняясь внешне, принципиально разнились неожиданными характерами, за счет удивительных внутренних перевоплощений актера. Обладая огромным созидательным началом и неповторимой актерской индивидуальностью, помноженной на обаяние, Ефремов через своих героев отважно заглядывал в будущее, увлекая за собой самых пытливых юных зрителей.

Мощный собирательный талант Ефремова требовал нового воплощения. И в 1956 году, собрав и сплотив вокруг себя вчерашних выпускников Школы-студии МХАТ, Ефремов создал театр-студию «Современник», ставший явлением на советской театральной сцене.

Открывшись пьесой В.С. Розова «Вечно живые», «Современник» с первых дней существования стал точкой притяжения для мыслящего зрителя. Чудо единения происходящего на сцене с залом удается лишь тем режиссерам, кому суждено найти выразительные средства (состоящие из тысячи нюансов), способные поразить воображение зрителя. «Современнику» это оказалось под силу, благодаря режиссерскому дару Ефремова, выбору интересной драматургии. Составной успеха «Современника», стремившегося к сценической правдивости, явилось влияние итальянского неореализма. Одной из первых постановок театра оказалась пьеса Эдуардо де Филиппо Никто, в которой Ефремов убедительно сыграл главную роль раздумчивого вора поневоле – Винченцо Де Преторе. Но главенствующая роль в репертуаре театра отводилась отечественной драматургии. Четыре спектакля определили восхождение «Современника» в первое десятилетие его существования: «Голый король» Е.Л. Шварца (1960), «Назначение» А.М .Володина (1963), «Всегда в продаже» В.П. Аксёнова (1965), «Традиционный сбор» В.С. Розова (1967).

Рождение новаторского театра невозможно без открытия и утверждения новых актерских индивидуальностей. «Современник» подарил созвездие дарований, отобранных и выпестованных Ефремовым. Возник и сформировался союз единомышленников, спаянных общностью идеалов: Е.А. Евстигнеев, О.П. Табаков, И.В. Кваша и Г.Б. Волчек (с 1972 года – главный режиссер «Современника»). Гордость не только нового театра, но и отечественной сцены, составили В.Ю. Никулин, Н.М. Дорошина, П.И. Щербаков, А.Б. Покровская и другие. Заслуга Ефремова состояла в том, что он не просто открыл и объединил индивидуальности в великолепный театральный ансамбль. Он сделал каждого из своих актеров не просто идеальным выразителем собственных режиссерских замыслов, но и достойным соавтором.

Своеобразным итогом двадцатилетия работы театра явились постановка Ефремовым исторической трилогии «Декабристы» Л.Г. Зорина, «Народовольцы» А.П. Свободина и «Большевики» М.Ф. Шатрова (Государственная премия СССР, 1969).

Едва ли не каждое появление Ефремова на экране, становилось событием и праздником для миллионов зрителей. Герои Ефремова не просто притягивали. За несколько минут экранного времени они становились задушевными друзьями самых разных людей. Дарили надежду, расцвечивали и продлевали жизнь. Таким был танкист Иванов, «на котором вся Россия держится» из «Живых и мёртвых» (1963); шофёр Саша из «Трёх тополей на Плющихе» (1967), излучавший фантастическое обаяние; бесконечно трогательный художник-самородок Федор, из фильма «Гори, гори моя звезда» (1969). Всего снялся более чем в 50 фильмах, среди которых: «Первый эшелон» (1955), «Рассказы о Ленине», «Рядом снами», «Саша вступает в жизнь» (все – 1957), «Трудное счастье», «Шли солдаты» (оба – 1958), «Испытательный срок» (1960), «Академик из Аскании», «Командировка», «Любушка» (все – 1961), «Мой младший брат» (1962), «Сотрудник ЧК» (1963), «Выборгская сторона» (1964), «Вона и мир» (1965), «Айболит 66», «Берегись автомобиля» (оба – 1966), «Прямая линия» (1967), «Свой» (1969), «Бег» (1970), «Ты и я» (1971), «Вся королевская рать» (1972), «Лесные качели» (1975), «Рудин» (1977), «Мнимый больной» (1980), «Батальоны просят огня» (1985), «И возвращается ветер» (1991), «Ширли-мырли» (1995), «Сочинение ко Дню Победы» (1998) и других.

Насколько велик актер Ефремов говорит его появление в фильме «Звонят, откройте дверь» (1965). Герой Ефремова бывший когда-то задорным пионером, сегодня безнадежно спившийся старик. Открыв дверь своей коммуналки, он не произносит ни слова. Но в его загнанном, отрешенном взгляде запечатлелся портрет целого поколения. В первые секунды зритель не узнает Ефремова. А узнав, хохочет. Настолько жалок, нелеп и смешон его новый герой. Явление нежданного Ефремова длится всего полминуты.

Осенью 1970 года, в возрасте 42 лет, Ефремов принимает руководство над Московским Художественным Академическим Театром (МХАТ). В течение тридцати лет Ефремов самозабвенно пытается превратить МХАТ в «товарищество на вере», испытывая множество неудач, радостей и разочарований. Реанимацию закостеневшего МХАТа Ефремов начал с постановки пьесы А.М. Володина «Дульсинея Тобосская». Затем поставил лирическую драму М.М. Рощина «Валентин и Валентина». И сразу вслед его же насмешливый и озорной спектакль – «Старый Новый год», где блистали новобранцы МХАТа – Е.А. Евстигнеев, А.А. Калягин и В.М. Невинный.

Крайне тяжело пережив уход из жизни столпов своего МХАТа – И.М. Смоктуновского, Е.А. Евстигнеева, А.А. Попова, Ефремов, несмотря на болезни и беды упорно продолжал свой путь ищущего творца-созидателя, «до последнего вздоха». Уже на исходе жизни, режиссер часто сетовал о неоплатном долге перед драматургией А.В. Вампилова, сокрушался, что удалось поставить лишь одну пьесу Л.С. Петрушевской – «Московский хор». Мечтал о новых воплощениях пьес М.А. Булгакова, А.М. Володина и М.М. Рощина.

В 1976 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

После разделения труппы в 1987 году стал главным режиссером сцены МХАТа в Камергерском переулке (с 1989 года – МХАТ имени А.П.Чехова).

Являясь истинным творцом, созидателем и выразителем своего времени, Ефремов навсегда вошел в историю советского и российского театра и кинематографа. Всего на сцене сыграл более 70 ролей и поставил более 80 спектаклей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1987 года за большие заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения режиссеру, артисту театра и кино Ефремову Олегу Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил и работал в городе Москве. Скончался 24 мая 2000 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён советскими орденом Ленина (30.09.1987), 2 орденами Трудового Красного Знамени (02.07.1971, 30.09.1977), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (11.09.1997), Дружбы народов (10.11.1993), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1969, 1974, 1983) и РФ (1997; 2004, посмертно), премии Мэрии Москвы (1999), премии «Золотая маска» (1976, 1998), премии «Хрустальная Турандот» (1997), премии «Золотой Овен» (1997), премии «Человек года» Русского биографического института (1998).

В Москве, на доме где жил актер (ул. Тверская, 9) установлена мемориальная доска.

Сын Ефремова – Михаил Олегович Ефремов (р. 10 ноября 1963), актер театра и кино, режиссер, заслуженный артист РФ (1995).

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)