Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Залыгин Сергей Павлович

 
Залыгин Сергей Павлович
06.12.1913 - 19.04.2000
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 27.01.1988

    Памятники
  Надгробный памятник


Залыгин Сергей Павлович – советский российский писатель и общественный деятель, главный редактор журнала «Новый мир», кандидат технических наук.

Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 года в селе Дурасовка Стерлитамакского района Башкирии в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям. В 1939 году окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельскохозяйственной мелиорации (1946-1955); кандидат технических наук (1949).

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лег в основу книги «Северные рассказы», 1947); в 1955-1964 годах старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.

В 1941 году выпустил первую книгу «Рассказы»; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвящёнными проблемам сельского хозяйства (книги рассказов и очерков «На Большую землю», 1953; «Весной нынешнего года», 1964; «Красный клевер», 1955). В «оттепельные» годы опубликовал повесть «Свидетели» (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960-1970-х годов, в том числе – своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести «Обыкновенные дни» (1957) и книгу рассказов «Блины» (1963).

Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П.Астафьева и В.Г.Распутина) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощенного, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина «О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи», изданная в Новосибирске (1961), и роман «Тропы Алтая», посвящённый исследователям труднодоступных районов. Роман привлёк внимание А.Т.Твардовского и был опубликован в 1962 году в журнале «Новый мир», где в 1964 году увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть «На Иртыше (Из хроники села Крутые Луки)», в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.

«Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с еще большей силой проявился в основных произведениях Залыгина: романах «Солёная падь» (1967; Государственная премия СССР, 1968), «Комиссия» (1975) и «После бури» (кн. 1-2; 1980-1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в «Солёной пади» – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е.Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в «Комиссии» – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе «После бури»).

С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте им. М.Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР. В 1986-1998 годах главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине был опубликован «Архипелаг ГУЛАГ» А.И.Солженицына, а также роман Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго» и другие острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в том числе самого Залыгина).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1988 года за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность писателю, главному редактору журнала «Новый мир» Залыгину Сергею Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

7 декабря 1991 года был избран действительным членом (академиком) Российской академии наук.

Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камёрной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман «Южноамериканский вариант», 1973). Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» «Свобода выбора» (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России XX века. Философская повесть «Однофамильцы» (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повесть «Ирунчик и Уроки правнука Вовки» (обе – 1997) – образцы современного бытописания, не лишённого моральной назидательности.

Залыгин оставил также путевые очерки (в том числе о Китае, который он посетил в 1958), повесть «Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах» (1973), многочисленные литературно-критические («Мой поэт. О творчестве Чехова», 1969; «Литературные заботы», 1982; «Собеседование», 1982; статьи о Н.В.Гоголе, Л.Н.Толстом, П.Н.Васильеве, А.П.Платонове, Л.Н.Мартынове) и философско-публицистические статьи («Два провозвестника», 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М.Достоевского и В.И.Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; «Моя демократия», 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; «Культура, демократия и тоталитаризм», 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, то есть, в первую очередь, национального языка и воплощенного в нём образа мыслей).

В 1989-1991 годах народный депутат СССР.

Жил в Москве. Скончался 19 апреля 2000 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 4).

Награждён орденом Ленина (27.01.1988), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов (5.12.1993), медалями.

Лауреат Государственной премии СССР (1968).

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)