Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Товстоногов Георгий Александрович

Товстоногов Георгий Александрович

28.09.1915 - 23.05.1989

Герой Социалистического Труда

Даты указов

27.09.1983

Медаль № 20187

Орден Ленина № 400471

Товстоногов Георгий Александрович – главный режиссёр Ленинградского академического Большого драматического театра имени М. Горького, народный артист СССР.

Родился 15 (28) сентября 1915 года* в губернском городе Тифлис (ныне – Тбилиси, Грузия) в семье потомственного дворянина. Русский. Сценическую деятельность начал в 1931 году как артист и ассистент режиссёра в Русском ТЮЗе (Тбилиси). Поставил здесь: «Предложение» А. Чехова (1933), «Женитьба» Н. Гоголя (1934), «Музыкантская команда» Д. Дэля (1935), «Голубое и розовое» А. Бруштейн (1936), «Великий еретик» И. Персонова и Г. Добржанского (1936), «Троянский конь» Ф. Вольфа (1937).

В 1938 году окончил ГИТИС (педагоги – А. М. Лобанов и А. Д. Попов). В 1938–1946 годах – режиссёр Русского драматического театра имени А. С. Грибоедова (Тбилиси). Первая постановка – «Дети Ванюшина» С. Найдёнова (1938). За годы работы в этом коллективе поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили «Кремлёвские куранты» Н. Погодина (1940), «Парень из нашего города» К. Симонова (1941), «Школа злословия» Р. Шеридана (1942), «Ленушка» Л. Леонова (1943), «Лисички» Л. Хеллман (1945).

В 1946-1949 годах Товстоногов работал в Центральном детском театре (Москва), где поставил «Где-то в Сибири» И. Ирошниковой (1949) и «Тайну вечной ночи» И. Луковского (1949, совместно с А. Некрасовой). Параллельно ставил спектакли в других театрах столицы (Гастрольный реалистический, Студия Театра оперетты), а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате. В 1949 году Товстоногов вновь обратился к пьесе И. Ирошниковой «Где-то в Сибири», поставив спектакль в Театре имени Ленинского комсомола (Ленинград), вскоре был приглашён главным режиссёром этого коллектива, который возглавлял с 1950 по 1956 год. В этот период Товстоногова, как правило, не интересовали литературно завершённые пьесы – режиссёр предпочитал сценарную фактуру. Остро ощущая современные темы, Товстоногов каждый раз искал и находил соответствующие им современные формы и ритмы спектаклей. В среднем режиссёр выпускал четыре спектакля за сезон, работая почти одновременно над такими разными произведениями, как «Дорогой бессмертия» (пьеса написана Товстоноговым совместно с В. Брагиным по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее»), «Закон Ликурга» Н. Базилевского по Т. Драйзеру и «Гроза» А. Островского (все – 1951).

В 1952 году была поставлена «Гибель эскадры» А. Корнейчука. В 1960 году Товстоногов поставит «Гибель эскадры» в Большом драматическом театре (БДТ) в Ленинграде, и время, прошедшее между двумя версиями, отчетливо выступит в новой работе уже прославленного режиссёра: многие оттенки приобретут иное звучание, будут переосмыслены отдельные характеры (спектакль 1970 года в Русском драматическом театре имени А. В. Луначарского в Севастополе станет еще одной совершенно новой версией). Подобное произойдет и с пьесой В. Вишневского «Оптимистическая трагедия» – впервые Товстоногов поставил спектакль в 1955 году в Академическом театре имени А. С. Пушкина (ныне – Александринский театр драмы), и постановка стала событием для советской сцены, которой в канун «оттепели» возвращалась восстановленная в своих правах революционная публицистика. В 1958 году Товстоногов был удостоен Ленинской премии за «Оптимистическую трагедию». К пьесе В. Вишневского режиссёр возвращался еще дважды: в 1957 году в Праге (Национальный театр ЧССР) и в 1981 году в БДТ.

В 1956 году Товстоногов поставил в Театре имени Ленинского комсомола «Униженных и оскорблённых» Ф. Достоевского – это было первое за долгие годы возвращение театра к творчеству писателя. Товстоногов вернул сцене большую литературу, заставив пересмотреть глубже и пристальнее наше наследие. Вскоре он был приглашён возглавить Большой драматический театр имени М. Горького, переживавший к тому времени тяжёлый период. Уже первые постановки режиссера в БДТ («Шестой этаж» А. Жери, «Безымянная звезда» по М. Себастьяну, «Когда цветёт акация» Н. Винникова, все – 1956) заставили зрителей и критиков обратить внимание на театр. Но когда в следующем, 1957 году, состоялась премьера «Идиота» Ф. Достоевского, спектакль стал одним из крупнейших событий отечественного театрального искусства. К началу 1960-х годов Товстоногов выстроил самобытный репертуар своего театра: с одной стороны, здесь в непритязательных комедиях («Когда цветёт акация») жёсткий режиссёрский подход позволял задуматься всерьёз о современности; с другой – давний интерес Товстоногова к «сценарности», позволяющей выявить свободу сопоставлений, ассоциаций, дающей возможность выстроить не линейное сцепление событий, а цепочку внутренних сдвигов и сломов, подарило отечественному искусству такие произведения, как «Идиот», «Пять вечеров» (1958) и «Моя старшая сестра» (1961) А. Володина, «Не склонившие головы» Н. Дугласа и Г. Смита (1961), «Иркутская история» А. Арбузова (1960).

В 1957 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Каждый из поставленных Товстоноговым спектаклей становился подлинным событием культурной жизни не только Ленинграда, но всей страны. Не одни лишь профессионалы – критики, артисты, режиссёры, но значительная часть российской интеллигенции приезжала в те годы в Ленинград, чтобы выстоять ночь за билетом на премьеру Товстоногова.

В 1970-х годах режиссёр поставил спектакли «Беспокойная старость» Л. Рахманова (1970), «Ревизор» Н. Гоголя (1972), «Ханума» А. Цагарели (1972), «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова (1974), «Энергичные люди» В. Шукшина (1974), «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова (1974), «Протокол одного заседания» А. Гельмана (1975), «История лошади по повести» Л. Н. Толстого «Холстомер» (1975), «Дачники» М. Горького (1976), «Тихий Дон» М. Шолохова (1977), «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса (1978), «Жестокие игры» А. Арбузова (1977), «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана (1979, совместно с Ю. Аксёновым). К известным постановкам этого периода относится и поставленный Товстоноговым в «Современнике» (Москва) спектакль «Балалайкин и К» (пьеса С. Михалкова по роману М. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», 1973).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1983 года за большие заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием* со дня рождения Товстоногову Георгию Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Последней постановкой Товстоногова была пьеса Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы». Товстоногов много ставил за границей (Финляндия, Германия, Болгария, Польша), работал на радио и телевидении. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность, поставлен в Учебном театре ЛГИТМиК (ныне – СПбГАТИ) со студентами актёрско-режиссёрского курса, который он вел на протяжении нескольких десятилетий. Среди учеников Товстоногова режиссёры Л. Додин, И. Владимиров, Г. Яновская, К. Гинкас, В. Воробьёв, В. Гвоздков и Ю. Аксёнов.

Депутат Верховного Совета СССР 7–8-го созывов (1966–1974).

Жил и работал в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Скончался 23 мая 1989 года. Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила с памятником в виде распятия (1992) на Черкасовской дорожке стала последним захоронением в Некрополе.

Награждён 3 орденами Ленина (27.10.1967; 27.09.1973; 27.09.1983), орденом Трудового Красного Знамени (21.06.1957), медалями.

Народный артист СССР (22.06.1957), РСФСР (29.03.1956), Грузинской ССР (1974). Заслуженный артист Грузинской ССР (1943), Узбекской ССР. Доктор искусствоведения (1968). Член-корреспондент Академии художеств ГДР (1983). Лауреат Ленинской премии (1958), Сталинской премии (1950, 1952), Государственной премии СССР (1968, 1978), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1987). Почётный гражданин города Тбилиси (1983).

Памятник Герою установлен в Санкт-Петербурге (2011). Мемориальные доски открыты на домах, где он жил, в Санкт-Петербурге и Тбилиси. Имя Товстоногова присвоено Большому драматическому театру (1992), скверу в Санкт-Петербурге, улице в Тбилиси, астероиду, самолёту компании «Аэрофлот» (2015). В БДТ имени Г. А. Товстоногова установлен его бюст (2015).

Автор книг: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре» (1962), «О профессии режиссёра» (1965), «Круг мыслей. Статьи. Режиссёрские комментарии. Записи репетиций» (1972), «Зеркало сцены» (1980).

_______
* По документам, его годом рождения считался 1913-й: поступая на режиссёрский факультет ГИТИСа в 1931 году, он убедил своего отца прибавить себе два года, чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриента.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)