Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Григорович Юрий Николаевич

 
Григорович Юрий Николаевич
02.01.1927 -
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 31.12.1986 Медаль № 20833
Орден Ленина № 459699


Григорович Юрий Николаевич – выдающийся российский советский балетмейстер и артист балета, главный балетмейстер Большого театра, педагог, народный артист СССР, профессор.

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Розай. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище (с 1991 года – Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я.Вагановой), где занимался под руководством педагогов Б.Шаврова и А.Писарева. В 1946-1961 годах солист Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (с 1992 года – Государственный академический Мариинский театр), где исполнял характерные и гротескные партии, среди них: Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Ретиария в «Спартаке», Шурале в одноименном балете, Северьяна в «Каменном цветке», Ли шан фу в «Красном маке» и другие. Обладал высоким прыжком и ярким сценическим темпераментом.

Проработал несколько лет балетмейстером в Кировском театре (1962-1964), где поставил «Каменный цветок» С.С.Прокофьева (1957) и «Легенду о любви» А.Д.Меликова (1961; позднее оба балета были перенесены им на сцену Большого театра, где шли на протяжении нескольких лет с неизменным успехом).

В 1964 году был приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр, в котором проработал более 30 лет (1964-1995). В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского (ГИТИС).

В 1966 году ему было присвоено звание «Народный артист РСФСР», в 1973 году – «Народный артист СССР», в 1981 году – «Народный артист Узбекской ССР».

Почти каждая его постановка становилась событием в музыкальной жизни страны. Кроме уже названных «Каменного цветка» и «Легенды о любви», с постоянными аншлагами шли спектакли: «Спартак» А.И.Хачатуряна (1968, одна из вершин творчества балетмейстера; Ленинская премия, 1970), «Иван Грозный» на музыку С.С.Прокофьева (1975), «Ангара» А.Я.Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Золотой век» Д.Д.Шостаковича (1982). В 1978 году Григорович поставил в Парижской Опере «Ромео и Джульетту» С.С.Прокофьева (1978), а год спустя (1979) – новый вариант в Большом театре. В 1999 году осуществил третью редакцию этого балета для труппы «Кремлевский балет».

Особое место в творчестве Григоровича занимает работа над произведениями классического наследия. Ему принадлежит одна из лучших версий «Щелкунчика» (1966), которую он создал для В.В.Васильева и Е.С.Максимовой. Он предложил два противоположных по тенденциям варианта «Спящей красавицы» (1963, 1973). В 1969 году Григорович, пытаясь приблизиться к концепции партитуры П.И.Чайковского, поставил «Лебединое озеро» с трагическим финалом – после генеральной репетиции его заставили переделать балет. Драматургически выстроены, насыщены новыми танцами его редакции «Раймонды» (1984) и «Баядерки» (1991). Он также возобновлял балеты «Дон Кихот», «Жизель» и «Корсар». Его балеты до сих пор составляют основу репертуара Большого театра.

В 1974-1988 годах профессор балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. С 1988 года заведующий кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1986 года за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения главному балетмейстеру Государственного академического Большого театра СССР Григоровичу Юрию Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Неотразимым магнетизмом личности наделен этот крупнейший русский хореограф-романтик второй половины XX века. Прекрасный драматург, он с одинаковым успехом выстраивает как общую концепцию своих масштабных спектаклей, так и психологические взаимоотношения героев. Григорович всегда тяготел к сквозной танцевальности всего спектакля, при этом использовал все виды танца, хотя предпочтение отдавал классическому. Он великолепно ставил огромные кордебалетные ансамбли (например, «Аппиева дорога» в «Спартаке»), возвышенные лирические дуэты главных героев, их индивидуализированные вариации-монологи. С тех пор, как он в возрасте 30 лет создал свой первый шедевр «Каменный цветок», открывший новую эру в советском балете, его всегда окружали мудрые советники. Среди его учителей был старейший русский балетмейстер Ф.В.Лопухов. Ближайшим другом и духовным наставником Григоровича был художник С.Б.Вирсаладзе, создававший не только декорации и костюмы, но и сценически-пространственное решение его постановок. Григоровича поддерживала его первая жена – прекрасная балерина и одареннейшая ученица А.Я.Вагановой А.Я.Шелест. А его музой, героиней многих его балетов стала Н.И.Бессмертнова (1941-2008) – его вторая жена, балерина, народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.

Чуткий к таланту, Григорович всегда работал с первоклассными исполнителями, чьи имена, во многом благодаря его постановкам, вошли в легенду. Среди них В.В.Васильев, М.Л.Лавровский, М.Э.Лиепа, Ю.К.Владимиров, А.Б.Годунов, И.Дж.Мухамедов и другие. И только роковой вопрос о лидерстве и власти в Большом театре разлучил бывших соратников, подорвав при том фундамент «театра Григоровича». Несмотря на это, лучшие его балеты давно вошли в золотой фонд мировой хореографии XX века.

В 1995 году Григорович ушел из Большого театра. С тех пор он активно сотрудничает со многими балетными труппами в России (в Уфе, Краснодаре, Якутске), ставит свои сочинения за рубежом (в Польше, Чехословакии, Австрии, Италии). Григорович – председатель жюри международных конкурсов в Москве, Осаке, конкурса имени С.Лифаря в Киеве, комитета по присуждению ежегодной международной премии «Benois de la Danse» («Бенуа де ля Данс»). На видеокассетах записаны лучшие его балеты.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр – студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета. В 1996 году стал фактическим основателем тетра балета в Краснодаре (ныне балетная труппа краснодарского Музыкального театра ТО «Премьера»). С тех пор постоянно сотрудничает с этой труппой.

Живёт в Москве.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (25.05.1976, 31.12.1986), орденом Октябрьской Революции (7.08.1981), российскими орденами Святого апостола Андрея Первозванного (26.01.2017), «За заслуги перед Отечеством» 1-й (17.12.2011), 2-й (27.07.2007) и 3-й (27.04.2002) степени, медалями, в том числе «Герой труда Кубани» (2003, Краснодарский край), а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе Орденом науки и искусства (1959, Египет), орденом «Кирилл и Мефодий» 1-й степени (1977, Болгария), орденом Народной Республики Болгария 1-й степени (1987, Болгария), орденом «За заслуги» 3-й степени (2004, Украина), орденом Дружбы 2-й степени (2005, Казахстан), орденом Франциска Скорины (2007, Беларусь), орденом Почёта (2009, Армения).

Лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977, 1985), Государственной премии Узбекской ССР (1983), премии Сергея Дягилева Парижской академии танца (1969), премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» (2003).

Почетный гражданин Кубани.

Творчеству Григоровича посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986).

 

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)