Герой Социалистического Труда
Искусство: Киноискусство
Герасимов Сергей Аполлинариевич

Герасимов Сергей Аполлинариевич

21.05.1906 - 28.11.1985

Герой Социалистического Труда

Даты указов

03.09.1974

Медаль № 13138

Орден Ленина № 422418

Герасимов Сергей Аполлинариевич – кинорежиссёр, сценарист, киноактёр и педагог, народный артист СССР, город Москва.

Родился 8 (21) мая 1906 в селе Кундравы ныне Чебаркульского района Челябинской области. Русский. С 1920 года работал на заводах Красноярска и Свердловска. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году окончил Ленинградский институт сценических искусств. С 1924 года актер, а затем ассистент «Фабрики эксцентрического актера» (ФЭКС) под руководством Г.М.Козинцева и Л.З.Трауберга. С 1930 года был режиссером кинофабрики «Совкино» (Ленфильм). В 1944 года работал директором Центральной студии документальных фильмов. С 1945 года стал режиссером «Союздетфильма» (ныне – киностудия имени М.Горького).

Играя в фильмах «Чертово колесо» (1926), «СВД» (1927), «Новый Вавилон» (1929), Герасимов проявил себя как талантливый остро гротесковый актер. С 1931 года он руководил мастерской экранного искусства при Ленфильме, пробовал себя в кинорежиссуре («Двадцать два несчастья»,1930; «Сердце Соломона»,1932; «Люблю ли тебя?», 1934).

Первой настоящей удачей режиссера стал фильм «Семеро смелых» (1936) о молодежной зимовке на Крайнем Севере. Здесь вполне определился режиссерский почерк Герасимова – непринужденность экранной атмосферы, живые, обаятельные характеры, сочетание бытовой достоверности с героико-романтическим пафосом 1930-х годов. В том же ключе были сняты «Комсомольск» (1938) о строительстве нового города на Амуре и «Учитель» (1939; Сталинская премия, 1941) заметно выделявшийся простотою житейской истории и вызывающей негероичностью персонажей. Фильм «Учитель» Герасимов справедливо считал лучшей своей картиной. Перед самой войной Герасимов экранизировал лермонтовский «Маскарад» (1941), расширивший творческие возможности режиссера. В главных женских ролях своих фильмов Герасимов удачно снимал талантливую актрису Т.Ф.Макарову (1907-1997), ставшую на всю жизнь спутницей режиссера.

В годы Великой Отечественной войны Герасимов снимал новеллы для «Боевого киносборника» (1941), поставил «Непобедимых» (1943, совместно с М.К.Калатозовым), «Большую землю» (1944). С 1944 года он руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской, со студентами которой осуществил постановку «Молодой гвардии» (1948, по роману А.А.Фадеева; Сталинская премия, 1949), где с суровой достоверностью изобразил фашистское нашествие, подвиг и трагическую гибель молодых подпольщиков.

В 1946 году стал доктором искусствоведения, в 1948 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР». В 1950 году совместно с киноработниками Китая Герасимов создал документальный фильм «Освобожденный Китай» (Сталинская премия, 1951).

В 1957 году он осуществил свою давнюю мечту, сняв фильм по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» (Большой приз на кинофестивале в Карловых Варах, 1958; диплом гильдии режиссеров США, 1958), ставший образцом добротной и тщательной экранизации. Фильмы «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967, Большой приз Московского кинофестиваля), «У озера» (1969, Главная премия кинофестиваля в Карловых Варах, 1967), «Любить человека» (1972) и «Дочки-матери» (1974) объединены современной тематикой и публицистическим подходом к частным судьбам обыкновенных людей.

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодежь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссеров на киностудии имени М.Горького.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1974 года за выдающиеся заслуги в развитии советского киноискусства и плодотворную общественную деятельность Герасимову Сергею Аполлинариевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В последующие годы Герасимов не обращался к современному материалу. Он снял для телевидения сериал «Красное и черное» (1976, по роману Стендаля), где постарался в максимальной полноте сохранить текст романа. Дилогия «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, по роману А.Н.Толстого «Петр Первый»), пожалуй, наиболее громоздкая и наименее удачная работа Герасимова. В 1978 году был избран действительным членом (академиком) Академии педагогических наук СССР.

Своеобразным итогом творчества режиссера стал фильм «Лев Толстой» (1984, Главный приз кинофестиваля в Карловых Варах, 1985) о последних днях великого писателя, где Герасимов сыграл заглавную роль. Всего Герасимов снял более 30 фильмов.

Творческую деятельность режиссера, актера и сценариста, Герасимов совмещал с большой педагогической работой во ВГИКе (с 1946 – профессор), где он вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую, руководил кафедрой режиссерского и актерского мастерства. Среди его учеников актеры и режиссеры: С.Ф.Бондарчук, Л.А.Кулиджанов, Т.М.Лиознова, И.В.Макарова, Н.В.Мордюкова, Н.Н.Рыбников, З.М.Кириенко и многие другие.

Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года, в 1950-1958 годах депутат Верховного Совета СССР и РСФСР.

Жил в Москве. Скончался 28 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 4 орденами Ленина (15.09.1961, 20.05.1966, 3.09.1974, 19.05.1981), орденом Октябрьской Революции (22.06.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (23.05.1940, 6.03.1950), орденом Красной Звезды (14.04.1944), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1984), Сталинской премии (1941, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1971).

В 1986 году ВГИКу было присвоено имя С.А.Герасимова, воспитавшего в стенах института плеяду замечательных мастеров кино. В 2006 году к 100-му юбилею Герасимова Банк России выпустил памятную монету. В Москве и Санкт-Петербурге на домах где жили Макарова и Герасимов, установлены мемориальные доски.


 

Биографию подготовил: © Виталий Смирнов (г. Северодвинск)

Источники

Люди искусства – Герои Социалистического Труда. – Москва, 1980.