Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Бондарчук Сергей Фёдорович

 
Бондарчук Сергей Фёдорович
25.09.1920 - 20.10.1994
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 24.09.1980

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Киеве
  Мемориальная доска в Москве


Бондарчук Сергей Фёдорович - русский советский кинорежиссёр и актёр, народный артист СССР, профессор Всесоюзного государственного института кинематографии.

Родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка, ныне поселок городского типа Херсонской области (Украина), в семье крестьянина. Украинец. В 1937 году после окончания школы играл в Ейском драматическом театре, в 1938 году поступил в Ростовское театральное училище, но учёбу прервала война.

В 1941-1942 годах Сергей Бондарчук служил актёром в театре Красной армии в городе Грозный, а в 1942 году ушёл на фронт. Демобилизовался в 1946 году.

В 1946 году фронтовик Сергей Бондарчук был принят сразу на 3-й курс актёрского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой), закончив его в 1948 году. Его дипломной работой стала роль Андрея Валько в художественном фильме своего учителя Сергея Герасимова «Молодая гвардия».

С 1948 года Бондарчук - актёр киностудии «Мосфильм» и театра-студии киноактёра. В 1950-е годы он приобрёл популярность главными ролями в фильмах «Кавалер Золотой Звезды» (1950), «Тарас Шевченко» (1951), «Неоконченная повесть» (1955), «Попрыгунья» (1955), «Иван Франко» (1956), «Серёжа» (1956). Сыграв роль Отелло в одноимённом художественном фильме Сергея Юткевича (1956), уверенно заявил свои претензии на крупнейшие роли классического репертуара.

С 1959 года - режиссер киностудии «Мосфильм». Первая его картина («Судьба человека» по повести Михаила Шолохову), где Бондарчук сыграл главную роль Андрея Соколова, солдата, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, стала одной из лучших в советском кинематографе. Фильм был удостоен Ленинской премии и получил ряд призов международных кинофестивалей (Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1959 год, Главная премия МКФ в Локарно, 1959 год, и другие). Михаил Шолохов считал «Судьбу человека» лучшей из экранизаций своих произведений.

В 1967 году Бондарчук закончил съёмки монументального четырёхсерийного художественного фильма «Война и мир» по роману Льва Толстого, сыграв в нём также одну из главных ролей - Пьера Безухова. В отличие от американской экранизации, Бондарчук не просто проиллюстрировал толстовский шедевр, но дал равноценное кинематографическое воплощение философским воззрениям писателя, а также исторически точно воспроизвёл на экране ход военных действий и картины народной жизни начала XIX века. Фильм принёс Бондарчуку мировую славу. Он был удостоен Большого приза Московского международного кинофестиваля (1965 год) и премии «Оскар» (1969 год).

В 1970 году С.Ф. Бондарчук ставит советско-итальянский фильм «Ватерлоо», где ещё раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен.

В этот период наиболее заметными его ролями стали Астров в «Дяде Ване» (1971), академик Курчатов в «Выборе цели» (1975), отец Сергий в одноимённом фильме (1979), Монтанелли в «Оводе» (1980).

С 1971 года Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974 года).

В 1975 году он снимает художественный фильм «Они сражались за Родину» по повести М.А. Шолохова, один из самых пронзительных и откровенных фильмов о войне. Отважных и мужественных советских солдат в нём сыграли великие русские советские актеры - Валерий Бурков, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин. Сам Бондарчук сыграл этом фильме роль Звягинцева. Кинокартина была удостоена Государственная премии РСФСР имени братьев Васильевых (1977 год) и специальной премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1976 год).

В художественном фильме «Степь» (1978 год, по одноимённой повести А.П. Чехова) С.Ф. Бондарчук реализовал свою давнюю мечту - перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1980 года за выдающиеся заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с 60-летием со дня рождения Бондарчуку Сергею Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1982 году С.Ф. Бондарчук снимает двухсерийный историко-революционный фильм «Красные колокола» (1-я серия «Мексика в огне», 2-я серия «Я видел рождение нового мира») по произведениям Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир». Картина была удостоена Государственной премии (1984) и Главного приза Международного кинофестиваля в Карловых Варах (1982).

С началом перестройки к руководству Союзом кинематографистов СССР пришла группа режиссёров авангардистской направленности. Бондарчук, наряду с Кулиджановым и другими представителями «старого» руководства, придерживавшийся классических традиций и не желавший менять своих убеждений, стал мишенью для нападок. На печально известном V Съезде Союза кинематографистов его не только вывели из состава руководящих органов Союза, но и устроили разбор его персонального дела. Разгромной критике в печати подвергся также вышедший в 1986 году фильм С.Ф. Бондарчука «Борис Годунов» по одноимённой драме А.С. Пушкина, где Бондарчук сыграл главную роль.

В 1989 году итальянская компания обратилась к Бондарчуку с предложением снять многосерийный фильм по роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Экранизация «Тихого Дона» была давней мечтой режиссёра. В этом стремлении его поддержал Михаил Шолохов, автор предыдущей экранизации учитель Бондарчука Сергей Герасимов также не стал возражать. Однако в 70-х годах снять фильм Бондарчуку не удалось. Зная, что больше такой возможности не представится, он дал своё согласие. Однако итальянская компания поставила жёсткое условие, чтобы главные роли играли иностранные актёры. Во многом это помешало Бондарчуку реализовать свой замысел и передать всю глубину шолоховского романа. К тому же ему не удалось завершить фильм: фирма была объявлена банкротом, и все отснятые материалы были арестованы. Впоследствии фильм был выкуплен российской стороной и смонтирован сыном режиссёра Фёдором. Он вышел на экраны в 2006 году и вызвал неоднозначную реакцию.

Неудача с «Тихим Доном», а также травля со стороны коллег, подорвали здоровье С.Ф. Бондарчука. Несмотря на это, он вынашивал новые творческие замыслы, продолжал заниматься своим давним увлечением - масляной живописью.

Великий советский актёр и кинорежиссёр скончался в Москве 20 октября 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 10).

Награждён двумя орденами Ленина (4.11.1967, 24.09.1980), орденом Октябрьской Революции (12.04.1974), орденом Трудового Красного Знамени (25.09.1970), орденом Отечественной войны 2-й степени (1985), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1952 год - за участие в фильмах «Кавалер Золотой Звезды» и «Тарас Шевченко»), Государственной премии СССР (1984 год, за фильм «Красные колокола»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1977 год, за фильм «Они сражались за Родину), Государственной премии Украинской ССР имени Т.Г. Шевченко (1982 год). Народный артист СССР (1952 год).

В июне 2007 году в центре города Ейска, в начале аллеи, ведущей к кинотеатру его имени, был торжественно открыт памятник Сергею Бондарчуку. 25 сентября 2007 года, в день его рождения, на стене старейшего киевского кинотеатра «Октябрь» была торжественно открыта мемориальная доска в его честь. В Волоколамске с 2004 года ежегодно проводится международный фестиваль военно-патриотического фильма «Волоколамский рубеж» имени Сергея Бондарчука.

Сочинение:
Желание чуда. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1981.

Биографический материал и фотопортрет Героя
любезно предоставлены на сайт «Герои страны»
Григорием Кияшко (город Ростов-на-Дону)

 

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Народные артисты Советского Союза. Том 1. – Москва, 2007.