Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Просянкин Григорий Лазаревич

 
Просянкин Григорий Лазаревич
06.01.1920 - 16.09.1998
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 26.04.1971

    Памятники
  Надгробная плита
  Надгробная плита (фрагмент)
  Мемориальная доска в Северодвинске
  Мемориальная доска в Северодвинске (на здании НТЦ «Звёздочка»)
  Архитектурно-скульптурная композиция в Северодвинске
  Архитектурно-скульптурная композиция в Северодвинске (фрагмент)


Просянкин Григорий Лазаревич – советский российский судостроитель, выдающийся организатор производства, директор завода № 893 Министерства судостроительной промышленности СССР (предприятие «Звёздочка»; город Северодвинск Архангельской области).

Родился 6 января 1920 года в селе Нижнее Попаснянского района Ворошиловградской (ныне – Луганской) области (Украина). Украинец. Член КПСС с 1952 года. В Красной Армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны. Отозван из действующей армии для продолжения учёбы.

В 1942 году окончил Николаевский кораблестроительный институт по специальности «судокорпусостроение». С марта 1943 года, после распределения, работал в городе Молотовск (ныне – Северодвинск) Архангельской области на заводе № 402 (ныне – ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие») мастером, начальником участка, начальником цехов № 5, 7 и 50.

С 14 июня 1956 по февраль 1972 года директор завода № 893 (ныне – ОАО «Центр судоремонта «Звёздочка»). Именно с его приходом предприятие начало активно выполнять заказы ВМФ. Только в 1956 году «Звёздочка» провела ремонт сторожевых кораблей проекта 50 («Барс», «Росомаха», «Леопард») и правказармы-61 (пароход «Прончищев»). С 1958 года к причалам «Звёздочки» стали всё чаще швартоваться подводные лодки – сначала дизельные, а с первой половины 1960-х годов – атомные. В те годы «Звёздочке» не хватало кадров, и для предприятия в 1958 году было открыто профессиональное училище № 28, где готовили сварщиков, сборщиков, слесарей-монтажников и станочников. Из молодых корабелов завод ковал своё будущее.

В 1962 году предприятие впервые выполнило ремонт дизель-электрической подводной лодки К-79 проекта 629, оснащённой баллистическими ракетами. Уже в 1964 году «Звёздочка» сдала флоту после ремонта сразу две атомные подводные лодки – К-33 (проект 658М) и К-11 (проект 627А). Всего за пятнадцать лет руководства Г.Л.Просянкиным предприятием «Звёздочка» было отремонтировано, переоборудовано и сдано ВМФ 39 подводных лодок, 26 надводных кораблей и 19 гражданских судов.

В 1962 году была пущена в эксплуатацию наливная док-камера, предназначенная для подъёма кораблей и судов из воды и спуска их на воду. В 1968 году запустили в производство эллинг – корпусно-монтажный цех № 10. На предприятии стал действовать новый комплекс: судоподъёмное сооружение – трансбордер, судовозный поезд. Всё это, обновляясь, надёжно действует и сегодня, обеспечивая годовые сдаточные программы предприятия. Параллельно с расширением производственных площадей активно шло строительство жилья, детских садов. В памяти Г.Л.Просянкина на всю жизнь остались три самых значимых факта: сдача флоту первой атомной подводной лодки в 1964 году, открытие Дворца культуры имени 50-летия Октября (ныне – Научно-технический центр «Звёздочка») в 1967 году и сдача первого в мире атомного ледокола «Ленин» в 1970 году. После ремонта первенец атомного ледокольного флота провёл ещё 19 арктических навигаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 января 1971 года за успешное выполнение ответственного задания Совета Министров СССР – ремонт и модернизацию первого в мире атомного ледокола «Ленин» с заменой атомной энергетической установки на новую, более совершенную и мощную предприятие «Звёздочка» награждено орденом Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за выдающиеся трудовые достижения в выполнении планов восьмой пятилетки, организацию ремонта и модернизацию атомного ледокола «Ленин», Просянкину Григорию Лазаревичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С февраля 1972 года по апрель 1986 года директор «Северного машиностроительного предприятия». Под его руководством предприятие освоило постройку атомных подводных лодок второго поколения, осуществило реконструкцию производства, были построены и сданы ВМФ первые атомные подводные лодки третьего поколения.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 апреля 1984 года за создание головной атомной подводной лодки третьего поколения проекта 949 Г.Л.Просянкину была присуждена Ленинская премия.

С 1986 года Г.Л.Просянкин – на пенсии. Избирался членом Архангельского областного комитета и Северодвинского городского комитета КПСС, депутатом Верховного Совета РСФСР (1975-1979). Делегат XXV съезда КПСС.

Жил в городе-герое Севастополе. Скончался 16 сентября 1998 года. Похоронен на Аллее Героев кладбища «Кальфа» в Севастополе.

Награждён 3 орденами Ленина (25.07.1966, 26.04.1971, 25.03.1974), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), медалями.

Лауреат Ленинской премии (18.04.1984, за создание головной атомной подводной лодки 3-го поколения проекта 949), Государственной премий СССР (1978).

Почётный гражданин Северодвинска (11.01.1980).

2 ноября 1999 года одной из площадей Северодвинска присвоено имя Г.Л.Просянкина. 3 сентября 2004 года на площади Г.Л.Просянкина была открыта архитектурно-скульптурная композиция «Корабелам «Звёздочки», центральным элементом этой композиции является бюст легендарного директора Героя Социалистического Труда Г.Л.Просянкина. В память о нём в Северодвинске установлены две мемориальные доски: на доме, в котором он жил (проспект Ленина, 10), и на здании Научно-технического центра «Звёздочка» (у площади Г.Л.Просянкина).

НАРОДНЫЙ ДИРЕКТОР

Герой Социалистического Труда, кавалер трёх орденов Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Почётный гражданин Северодвинска для большинства горожан на протяжении 43 лет оставался просто «инженером Просянкиным». Только так могло появиться его имя на страницах газеты «Северный рабочий» по требованиям цензуры. Позднее его назовут народным директором.

С ФРОНТА - В МОЛОТОВСК

В Молотовск, на завод № 402, 23-летний выпускник Николаевского кораблестроительного института приехал в марте 1943 года. К тому времени он уже хлебнул войны. В 1994 году в беседе с автором этих строк Г.Л.Просянкин вспоминал кровавое лето и осень 1941 года с поразившей меня обыденностью слов, без малейшего пафоса.

Рассказывал про отступление, неразбериху, неумение призванных с «гражданки» командиров организовать достойное сопротивление наступавшей немецкой армии. В ноябре 1941 года в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, освобождавшим от службы в армии студентов старших курсов, Г.Л.Просянкин был отозван из Красной Армии и направлен в Сталинград, а затем в Пржевальск для окончания института.

Работу на заводе № 402 Г.Л.Просянкин начинал помощником мастера, мастером в цехе № 5, строил «большие охотники» проекта 122А, ремонтировал суда союзных конвоев. В 1950-1956 годах работал начальником цехов № 5, 7 и 50.

НА «ЗВЁЗДОЧКУ»

Коренной перелом в его судьбе наступил в июне 1956 года, когда в цех № 50 прибыл замминистра Судпрома СССР Б.Е.Бутома. Григорий Лазаревич рассказывал.

- Бутому и ещё нескольких руководителей из министерства в цех № 50 привёз Дубовиченко, и.о. директора во время нахождения в отпуске Е.П.Егорова. Состоялся непродолжительный (10-15 минут) разговор. А потом Бутома говорит: «Поедем в Москву на коллегию министерства. Вы рекомендуетесь директором завода № 893». Я, конечно, был озадачен.

Не ожидал такого поворота. На коллегии всё произошло очень быстро. Министр Малышев сказал: «Есть предложение утвердить Г.Л.Просянкина директором завода № 893». Возражений не было. Когда вышел из кабинета, то встретил Е.П.Егорова (он заехал в министерство по пути из отпуска и очень удивился).

Узнав, в чём дело, Е.П.Егоров тут же поздравил меня с назначением и пожелал успехов на новой работе. Хотя и сказал, что видел меня главным инженером завода № 402.

…Завод № 893, будущий флагман отечественного судоремонта, в 1956 году был невелик. На Яграх среди сплошных песков стояли два цеха, обнесённые скромненьким заборчиком. Людей на работу из города возили по железной дороге в двух прицепленных к паровозу вагонах.

Пропускной режим отсутствовал: выйдя из вагонов, заводчане сразу расходились по своим рабочим местам. С приходом нового директора начались перемены: сразу же установили пропускной режим. Наведение порядка нравилось не всем. Некоторые ворчали: «Ну вот! Сколько работаю, а теперь требуют пропуск!» Впрочем, привыкли быстро. О первых днях работы на «Звездочке» Г.Л.Просянкин вспоминал:

- С чего начали? Решили отказаться от относительно простых заказов (как, например, ледокольный пароход «Прончищев») и переходить к ремонту более сложных кораблей. Надо сказать, девиз «От простого - к сложному» красной нитью проходил через всю историю «Звёздочки». И каждый новый сложный корабль становился этапом в развитии завода.

Ремонт первых дизельных подводных лодок давался тяжело. Дело в том, что заказчик (ВМФ) из экономии исключительно подробно закладывал в ремонтные ведомости замену неисправных деталей, участков трубопроводов и т.п. Мы заменяем какую-либо трубку, а при гидравлических испытаниях выясняется, что начинает течь в другом месте; заменяем там - течёт в третьем и так далее. Большого труда стоило убедить военных перейти на ремонт кораблей по системам.

УГРОЗА УВОЛЬНЕНИЯ

Летом 1958 года на завод № 402, где завершалось строительство первой АПЛ «Ленинский комсомол», приехал заместитель председателя Совмина СССР Д.Ф.Устинов. Обсуждался и вопрос: где впоследствии ремонтировать АПЛ? Устинов распорядился: «Подготовить постановление правительства о перепрофилировании завода № 893 на ремонт АПЛ». 29 октября 1959 года такой документ был принят. Предстояло не просто перепрофилировать, а фактически построить новый завод. 5 ноября 1960 года постановлением Совета Министров СССР завод № 893 отнесён к числу важнейших строек народного хозяйства страны.

Остров Ягры превратился в стройплощадку. Возводятся новые цехи, жилые дома, объекты социально-бытового назначения. В 1964 году предстояло сдать ВМФ две первые отремонтированные и переоборудованные АПЛ. Г.Л.Просянкин вспоминал тот год: - Трудности были большие: завод не достроен, не хватало ни производственных мощностей, ни людей, ни опыта. Я понимал, что без помощи Севмашпредприятия нам подлодки не сдать.

Поэтому, когда летом 1964 года меня вызвали в кабинет Е.П.Егорова на встречу с приехавшими из Москвы главкомом ВМФ Горшковым и замминистра Деревянко, я так прямо им и сказал:

«Людей нет. Для сдачи двух заказов нужна помощь со стороны Севмаша: 250-300 человек». Разговор получился резким. Егоров вспылил. В итоге каждый остался при своём мнении. Вскоре приехала ещё одна комиссия во главе с заместителем министра Резуновым - снимать меня с работы.

Однако ни городской, ни областной комитеты партии своего согласия на это не дали. Так комиссия и уехала ни с чем. Когда они доложили Бутоме об итогах своей поездки в Северодвинск, тот сказал: «Когда я ставил Просянкина на Ягры, там были только песчаные дюны, а теперь стоит завод. Надо ему помочь».

И вот тогда Севмаш очень серьёзно помог «Звёздочке». На сдаточные заказы пришли бригады, специалисты, имевшие опыт сдачи АПЛ. Наши специалисты, рабочие прошли на Севмаше стажировку, дело пошло. АПЛ сдали в срок.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ СДАТЧИК - ДИРЕКТОР

18 февраля 1967 года Совмин СССР принял постановление, предусматривавшее ремонт на «Звёздочке» первого в мире атомного ледокола «Ленин» с заменой его энергетической установки на новую, более мощную и надежную. Сроки ставились жёсткие: сдать ледокол к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, к началу навигации 1970 года.

- На заводе действовал закон: «Не выполнил сменного задания - не уходи домой». Оперативно решались многие технические вопросы. Но время поджимало. В конце 1969 года на заседании военно-промышленной комиссии замминистра морского флота Колесниченко сказал: «Если мы хотим, чтобы «Ленин» был сдан в срок, то надо назначить ответственным сдатчиком директора «Звёздочки».

Бутома на вопрос Устинова: «Ваше мнение?» - ответил: «Если надо, то надо». Так и стало у ледокола «Ленин» два ответственных сдатчика. Калганов отвечал за своевременную сдачу ледокола перед директором завода, а я - перед министром.

В начале 1971 года за модернизацию и ремонт ледокола «Ленин», атомных подводных лодок предприятие «Звездочка» удостоено ордена «Ленина», директору предприятия Г.Л.Просянкину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Всего за время Г.Л.Просянкина отремонтировано и переоборудовано 39 подводных лодок (из которых 13 - атомные), 26 надводных кораблей (в том числе - серия сторожевых кораблей проекта 50, эсминцы «Грозный», «Гремящий», «Разъярённый», лидер «Баку» и другие), 19 гражданских судов, освоено гражданское судостроение. На острове создан благоустроенный жилой микрорайон с развитой инфраструктурой. В 1970 году на Яграх введены в эксплуатацию 379 квартир – лучший показатель за все годы строительства.

ИЗ «ЗОЛОТОГО ВЕКА»

В октябре 1971 года Г.Л.Просянкина вызвали в Москву. Министр судостроительной промышленности СССР Б.Е.Бутома и секретарь ЦК КПСС Д.Ф.Устинов сообщили о том, что его хотят назначить директором Севмаш-предприятия. И в феврале 1972 года директором крупнейшего в стране судостроительного завода - Севмашпредприятия - впервые стал руководитель, становление которого проходило здесь, на Севере.

Позднее 1970-1980-е годы назовут «золотым веком» атомного подводного кораблестроения. Даже краткий перечень построенных Севмашем атомоходов впечатляет: серия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проектов 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, уникальные АПЛ из титановых сплавов проекта 705К, серия самых больших в мире тяжелых РПКСН класса «Акула», вооружённые крылатыми ракетами крейсеры проектов 949 и 949А, «корабль XXI века» - АПЛ «Комсомолец» и многие другие. И всё это произошло при Г.Л.Просянкине.

ПРИЗНАНИЕ

С 1986 года Г.Л.Просянкин уходит на заслуженный отдых, уезжает в Севастополь. Стоя приветствовали Григория Лазаревича собравшиеся в театре драмы горожане на юбилейном торжественном собрании 14 августа 1998 года, посвящённом 60-летию города. Проведённый в конце 1998 года газетой «Северный рабочий» традиционный опрос северодвинских журналистов дал неожиданный результат: «Человеком 1998 года» назвали Г.Л.Просянкина, не являвшегося тогда ни действующим руководителем, ни действующим политиком, жившего и в другом городе, и даже в другом государстве.

Отвечая на вопрос о дальнейших планах, Г.Л.Просянкин сказал, что хотел бы своё 80-летие встретить в любимом Северодвинске... К сожалению, этому не суждено было сбыться: он умер 17 сентября 1998 года в Севастополе.

Решением Северодвинского муниципального совета от 2 ноября 1999 года одной из площадей города, перед Дворцом культуры имени 50-летия Октября (ныне - Научно-технический центр «Звёздочка»), присвоено имя Героя Социалистического Труда Г.Л.Просянкина. 3 сентября 2004 года, когда будет праздноваться юбилей «Звёздочки», на площади откроют скульптурную композицию, посвящённую корабелам «Звёздочки». Центральным элементом композиции будет бюст легендарного директора - знак признания его заслуг.

А.Бобрецов. Газета «Северный рабочий» (28.08.2004, № 135)

© Биография предоставлена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)

    Источники
 Гордость твоя, Поморье! – Архангельск, 2005.
 Знатные люди Северодвинска. – Северодвинск, 2003.
 Корабелы «Звёздочки». Выпуск № 3. – Северодвинск, 2009.
 Корабелы «Звёздочки». Выпуск № 1. – Северодвинск, 1994.
 Корабелы «Звёздочки». Выпуск № 2. – Северодвинск, 2004.
 Северодвинск. Испытание на прочность. – Северодвинск, 1998.